Роль науки в современном образовании и формировании личности.



Роль науки в образовании распространяется на все компоненты образовательного процесса: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Образовательный процесс выступает в качестве «исходной области», на которой происходит встреча индивида и науки, а также его подготовка к жизнедеятельности в данном обществе и формирование зрелой личности.

Наука предполагает направленное воздействие на образовательный процесс и может в случае необходимости санкционировать изменение всей структуры обучения. Научно-мировоззренческие основоположения присутствуют в составе мыслительной деятельности педагога, они передаются им обучаемым, пронизывают все содержание учебно-образовательного процесса. Научные подходы пронизывают и все содержание учебно-образовательного процесса. Сами образовательные модели опираются на достижения многообразных наук. Образовательный процесс имеет не только собственные технологии, среди которых информационные в настоящее время заявляют о своем приоритетном положении, но и закономерности. Это предполагает наличие методик, программ, планов, методологических и дидактических материалов.

Изменения в науке и технике диктуют необходимость изменений образовательной системы, опирающейся на достижения науки.

Влияние науки на процесс образования ведет к выделению следующих уровней:
       -операционный, предполагающий освоение логики учебного предмета;

-межоперационный, как совокупность дисциплин данного учебного курса;

-тактический, отвечающий за формирование содержания знания на основании пройденный дисциплин;

-стратегический, ставящий задачи интегрирования содержательного потенциала знаний во внутреннюю смысловую структуру личности;

-глобальный, свидетельствующий о сущностном ядре личности, предстающей как результат интегративного и направленного образовательного процесса.

Среди современных методов образования актуальными становятся активные формы: деловые игры, тренинги, изучение типичных и нетипичных ситуаций, дистантное обучение и информационные технологии. Перемены в обществе ведут за собой изменения в системе образования, направленном на формирование личности.

Роль науки в формировании личности. Личность, общество и государство связаны сложными взаимоотношениями, которые по-разному проявляются в традиционном и техногенном обществах.
В традиционном обществе/(«закрытого типа») личности не свойственна автономия.

Для техногенного общества характерна интерпретация автономии личности как возможность активного деятельного отношения ко всем происходящим процессам. Преимущественно эта деятельность экстенсивна, направлена на преобразование внешнего мира.
Вернадский отмечал, что главным, живым содержанием науки является научная работа живых людей. В эпоху НТП в большой науке выделяются следующие типы научной ориентации ученых:

-эвристическая, поисковая – выдвижение новых идей;

-аналитическая и экспликационная (уточняющая);

-проверка и обоснование имеющихся знаний;

-приложение научного знания.

Таким образом, ученые делятся на теоретиков, практиков, эмпириков, классификаторов и аналитиков. Сегодня наиболее распространен тип ученого, который занимается решением многоплановой проблемы. Научно-исследовательская деятельность является необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой невозможно нормальное существование и развитие общества.

Генезис философии и формирование научного мышления. (20)

В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая – науку в собственном смысле слова.

Тем самым науке как таковой предшествует доклассический этап (преднаука), где зарождаются элементы (предпосылки) науки - это зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а средние века до 16-17 вв, явл исходным пунктом естествознания. Преднаука же изучает те вещи и способы их изменений, с которыми человек многократно сталкивается в своей практической деятельности и обыденном опыте. Деятель-ность мышления - идеализированная схема практических действий


Причины возникновения науки в 16-17 вв.:

- общественно-экономические (утверждение капитализма и острая потребность в росте его производительных сил),

- социальные (перелом в духовной культуре, подрыв господства религии) условий,

- необходим был опр уровень развития самого знания.

В общественной жизни стал формир-ся новый образ мира и стиль мышления, разрушивший предшествующую картину мироздания и приведший к оформлению к ориентацией на механистичность и количественные методы. Галилей впервые ввел в познание то, что стало характерной особенностью именно научного познания — мысленный эксперимент.

Характерные черты нового стиля мышления: отношение к природе как самодостаточному естественному, объекту; становление принципа строгой количественной оценки.

В это время резко возрастает интерес не только к частнонаучным знаниям, но и к общетеоретическим, методологическим, философским проблемам. В Новое время ускоренными темпами развивается процесс размежевания между философией и частными науками.

Процесс дифференциации знания идет по трем основным направлениям:

1. отделение науки от философии.

2. Выделение в рамках науки как целого отдельных частных наук — механики, астрономии, физики, химии, биологии и др.

 3. Вычленение в целостном философском знании таких философских дисциплин, как онтология, философия природы, философия истории, гносеология, логика и др.
Классификация этапов развития науки:

1. Классическая наука (XVII—XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Имеет парадигму механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма
2. Неклассическая наука (первая половина XX в.) Парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.
3. Постнеклассичесая наука (вторая половина XX— начало XXI в.) учитывает включенность субъективной деятельности в «тело знания». Основные черты нового образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы

 

Наука в античный период.

Предпосылкой возн н знаний многие исслед истории науки считают миф. Миф —это особый тип мышления. В мифе совмещены два аспекта: диахронический (рассказ о прошлом, о первопредках, о первопредметах в «начальном» сакрально-священном времени) и синхронический (объяснение настоящего, а иногда и будущего).
В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Формир зачатков н знаний и методов античности и средневековья связывают с тем культурным переворотом, который произошел в древней Греции при «великой колонизации». Древние греки пытаются описать и объяснить возн, развитие и строение мира в целом. Эти их представления получили название натурфилософских. Основная деятель-ность ученого состояла в созерцании и осмыслении созерцаемого.
Среди значимых натурфилософских идей античности представляют интерес атомистика и элементаризм. Решение космогонической проблемы, поставленной Парменидом, далее развитая . Левкиппом и Демокритом. Платон объединил учение об элементах и атомистическую концепцию строения вещества, утверждая, что четыре элемента — огонь, воздух, вода и земля — не являются простейшими составными частями вещей. Аристотель (384—322 гг. до н.э.) создал всеобъемлющую систему знаний о мире. Для объяснения процессов движения, изменения развития вводит четыре вида причин: материальные, формальные, действующие и целевые.
Осн чертой эллинистической культуры стал индивидуализм, вызванный неустойчивостью соц-полит ситуации, невозм для человека влиять на судьбу полиса, усилившейся миграцией населения, возросшей ролью правителя и бюрократии. Это отразилось как на основных ф системах эллинизма — стоицизме (Зенон), скептицизме, эпикуреизме, неоплатонизме, так и на некоторых натурфилософских идеях.
Т.О., в античности появляются такие системы знаний, которые можно представить как первые теор модели. Но отсутствие экспериментальной базы не дает возможности рождения подлинно теор естествознания и науки в целом.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 8106; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!