Принципы спортивной подготовки



Принципы – это наиболее общие положения управления тренировочным процессом. В спортивной подготовке занимающихся художественной гимнастикой следует руководствоваться тремя группами принципов: общепедагогическими (дидактическими), спортивной тренировки и методическими принципами подготовки гимнасток. (Таблица10).

 

Таблица 10

 

Классификация принципов спортивной подготовки

№  п/п Группа принципов Название принципов Сущность принципов

1

Общепедагогические

Воспитывающего обучения Воспитание в процессе обучения активной жизненной позиции, трудолюбия, старательности и доброжелательности.
Сознательности и активности Формирование стойкого интереса к занятиям, сознательного контроля и анализа своих действий, творческого отношения, инициативности и самостоятельности.
Доступности и индивидуализации Уче5т возрастных и индивидуальных особенностей в освоении учебного материала, регулярность занятий, чередование нагрузок и отдыха.
Наглядности Создание правильного представления (точного образа) на основе зрительного, слухового, тактильного и мышечного восприятия.
Прочности и прогрессирования Достаточное количество повторений, регулярное возвращение к пройденному, постоянное обновление учебного материала и повышение требований.

2

Спортивной тренировки

Направленности к высшим достижениям Полное развитие способностей занимающихся и реализация их на соревнованиях самого высокого ранга.
Специализация и индивидуализация Сосредоточение времени и сил на избранной специализации, учет индивидуальных особенностей в тренировочном процессе.
Единства всех сторон подготовки Имея общую цель, все виды подготовки должны осуществляться в единстве, подкрепляя и дополняя друг друга.
Непрерывности и цикличности Для достижения высоких результатов необходимы многолетние круглогодичные тренировки с повторением и развитием процесса.
Максимальности и постепенности повышения требований Достижение цели невозможно без высокого уровня всех сторон подготовки, но максимум – величина относительная, регулярное применение максимальных требований делает их привычным и позволяет постепенно повышать их.
Волнообразности нагрузок Постоянное повышение тренировочных требований без ущерба для здоровья возможно при волнообразном наращивании нагрузок, как в одном занятии, так и в циклах разной продолжительности.

3

Методические принципы подготовки гимнасток

«Опережения» Опережающее развитие физических качеств по отношению к технической подготовке, раннее освоение сложных элементов, создание перспективной программы.
Многоборности Формирование высокой эффективности во всех видах.
Сопряженности Поиск путей экономизации процесса, решение одновременно нескольких задач, например, сочетать техническую и физическую подготовку.
Соразмерности Оптимально е и сбалансированное развитие всех физических качеств
Избыточности Применение тренировочных нагрузок, превосходящих соревновательные в 2-3 раза, освоение и включение в соревновательные комбинации трудных элементов больше, чем требуется.
Моделирование Широкое использование различных вариантов моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе.

Методы спортивной подготовки.

Метод – это принципиальный путь (способ) решения той или иной задачи. Методические приемы – это конкретные способы действия преподавателя в

реализации того или иного метода.

В художественной гимнастике широко применяются разнообразные методические приемы общепринятых словесного, наглядного и практического методов, а также вспомогательные методы: помощи, идеомоторный и музыкальный. (Таблица11).

 

 

                                          Таблица 11

 

Методы спортивной подготовки

№ п/п Методы Методические приемы Примечание

1.

Словесный

Команды и распоряжения. Эффективны эмоциональные сигналы.
Указания и инструктаж. Максимально точно и кратко.
Описания и объяснения. Объяснения предпочтительнее описания.
Пояснения и сравнения. Целесообразны образные сравнения.
Обсуждения и оценка.  
Убеждение и принуждение. Убеждение предпочтительнее принуждения
Самоотчеты и самооценки. Эффективны графические отчеты.
Лекции и беседы.  
2 Наглядный Показ тренера и гимнасток. Фото и кинопоказ. Графическое изображение. Виды показа: целостный, фрагментарный, имитирующий, контрастный, утрированный, разноракурсный

3

Практический

Целостного и расчлененного упражнения. Эффективен контроль исходных и промежуточных положений.
Упрощенного и усложненного упражнения. У опоры, с поддержкой, за лидером, «с горки», «в горку» и др.
Стандартного и переменного упражнения. Меняются условия и количественные компоненты движений.
Игровой, круговой и соревновательный. По принципу: кто больше, дальше, быстрее, лучше

4

Помощи

Физической помощи: · Тренера; · Соученицы; · Тренажера. Виды: фиксация, поддержка, подталкивание, подкрутка, проводка, ограничения.
Ориентировочной помощи:
  • Зрительной;
  • Слуховой;
  • Тактильной.
Виды: Зрительные ориентиры, Звуковые сигналы (хлопки, счет), Музыка, Материальные ограничители.
5 Идеомоторный Представление. Мысленное воспроизведение. Мысленная тренировка. При разучивании, отработке, перед оценкой, в период вынужденной неподвижности
6 Музыкальный Выполнение заданий в темпе, ритме, динамике музыки и с ориентиром на акценты. Позволяет правильно расставить акценты в движениях, подсказывает время приложения усилия и относительного расслабления мышц.

 

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 279; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ