ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ СВТ. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ



Русская Православная Церковь

Московская Патриархия

Учреждение высшего профессионального образования

Ярославская Духовная Семинария

Кафедра богословия и церковной истории

Выпускная квалификационная дипломная работа

"ЗНАЧЕНИЕ УЧЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ О БОГЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО БОГОСЛОВИЯ"

Выполнил: иеромонах Алексей (Летучев)

Научный руководитель: доктор культурологии,

профессор Шустров Андрей Григорьевич

Ярославль

2015 г.

Введение……………………………………………………………….

1 глава. Жизнь и учение свт. Григория Паламы………………...

 1.1. Житие свт .Григория Паламы………………………………. .

1.2. Полемика св. Григория с Варлаамом и Акиндином………..

1.3. Церковное значение победы свт. Григория в споре о природе Фаворского света…………………………………………………………. .

2 глава. Вклад свт. Григория в церковное православное учение о природе Божественной благодати……………………………………………..

2.1. Учение о Божественной благодати в трудах апостола Иоанна Богослова, свт. Григория Богослова, прп. Симеона Нового Богослова….

2.2. Дальнейшая разработка церковного учения о благодати в трудах свт. Григория Паламы ……………….

2.3. Противоречивость учения о Божественной благодати в Католическом катехизисе, Католической энциклопедии и протестантских учениях в контексте богословия свт. Григория Паламы……………………

3 глава. Философско-культурологическая рефлексия наследия свт. Григория Паламы………………………………………………………………

3.1. Современная богословская полемика вокруг богословия свт. Григория Паламы………………………………………………………………

3.2. Свт. Григорий Палама как критик философии и актуальность его наследия для современной философской теологии, философии религии, антропологии, онтологии и гносеологии…………………………

3.3. Значение учения свт. Григория Паламы для современной отечественной культурологии и искусствоведения………

Заключение…………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………….

Приложения (тексты свт. Григория)………………………………..


Введение

Актуальность. Современное богословие на Востоке и Западе уже не одно столетие обращается к богословскому наследию свт. Григория Паламы. Этот непрекращающийся интерес к глубокому наследию православного святого исихаста вполне объясним с точки зрения православного богословия, но почему наследие греческого богослова тринадцатого века столь востребовано на Западе? Сам феномен современного христианского богословия, с одной стороны несущего в себе вечные евангельские смыслы, а с другой стороны реагирующего на преходящие земные потребности христианина, несет в себе ответ на этот вопрос. Трагедия раздельного на конфессии христианского мира рождает и разные типы богословия, несводимые друг к другу. Интерпретация основных христианских истин в этом мире присутствует и в единстве на основе общего Символа веры во Всемирном Совете Церквей, и разделяется в осмыслении ключевых учений о Боге и Его отношению к миру, например, в учении о благодати.

Дело в том, что католическое учение о благодати после II Ватиканского собора (1961-1965 гг.) получило весьма широкое толкование в “Декларации об отношении Церкви к нехристианским религиям (Nostra aetate) и «Догматической Конституции о Божественном Откровении (Dei Verbum)”. Согласно им, в среде языческих народов действует благодать та же, что и в Церкви, «все истинное в этих народах Церковь уважает, хотя полнота спасения обретается только в Католической Церкви». Переводя католическое учение в термины православного богословия можно сказать, что в языческих народах действует не только призывающая, но освящающая благодать, с чем мы, православные, естественно, согласиться не можем.

Такое понимание благодати даже значительно шире, чем принятое католическим «ангельским доктором» св. Фомой Аквинским (1225-1274 гг.) учение о благодати как качестве, сообщающейся Богом единственно по дару святой и бескорыстной любви. Католическому богословию необходимо было найти обоснование такой смене парадигмы в учении о благодати. И они стали искать его на православном Востоке. Такой поиск и осмысление аскетического наследия Православия осуществляется католиками уже не одно столетие. Но особенный импульс такие штудии получили после энциклик Aeterni Patris – Папы Римского Льва XIII от 4 августа 1879 года и 1985 года “ Slavorum Apostoli («Апостолы славян») – энциклика в память о заслугах святых благовестников Кирилла и Мефодия. Одиннадцать веков спустя” Понтифика Иоанна Павла II (ум. 2005 г.). В первой из них отмечается труд раннехристианских мыслителей-апологетов: Иустина Философа, Кодрата Афинского, Аристида Афинского, Иринея Лионского, во второй энциклике католики призываются изучать пример равноапостольных братьев, и указывал на непреходящий смысл их благовестия миру[1]. Этот же призыв – изучать наследие Восточной Церкви – сохранился и в его же энциклике «Fides et Ratio» (1998). После этого католические богословы не могли не обратить пристальное внимание наследию отцов Восточной Православной Церкви и, в частности, к отцу Православия, которого Церковь именует «учителю благодати» и в тропаре, и в кондаке, ему посвященных.

С другой стороны, протестантские богословы и философы, пытаясь оживить угасающую духовную жизнь современного протестантского мира, могли бы повторить вслед за И. Кантом слова из его работы «Религия в пределах одного разума»: «Историческое христианство потерпело фиаско, которое видно хотя бы из того, что христианские церкви разделены, и продолжают дробиться, и нужно иное, нежели вероучительное основание для единства – например, «истинная философия», которой в полной мере обладал, по его убеждению, сам кёнигсбергский мыслитель. Критическая философия христианства Р. Бультмана, диалектическая христианская философия К. Ранера, экзистенциальная христианская философия С. Кьеркегора и Д. Бонхёффера, теологии культуры П. Тиллиха, «теология освобождения» и критика социальных оснований Х. Кокса и многие другие направления протестантской теологической мысли XX века демонстрируют стремление западных богословов не только к гибкости для приспособления к новым исторических условиям существования христианства, но и невольно обнаруживают тоску по некогда утраченным фундаментальным основаниям. Всемирное экуменическое движение XX века, инициированное именно протестантскими богословами как призыв к христианскому миру в поисках некогда утраченного единства заставил их самих искать то общее, что лежало в самом бытии христианской западной цивилизации. Годы участия православных Церквей во Всемирном Совете церквей не пропали для западных христианских деноминаций и конфессий даром: во многих западных протестантских богословах пробудился живой интерес к восточно-православной традиции. Усилиями ведущих теологических протестантских факультетов западных университетов – Кембриджа, Оксфорда, Фрайбурга и Кёльна и других переведены на европейские языки – преимущественно на английский, немецкий, французский ‒ десятки томов православной свято-отеческой литературы. Изданы многотомные серии восточных отцов, превзошедших по научному аппарату и объему Патрологии PG и PL аббата Ж.П. Миня. И, конечно, переведены многие труды из наследия святителя Григория Паламы.

Некогда потерянная ортодоксия заставила западных богословов и католического, и протестантского мира обратиться к наследию Восточно-Православной Церкви, и к одному из глубочайших учителей исихазма – свт. Григорию Паламе.

Однако и в самих православных Церквях осмысление его богословского наследия продолжается до сих пор. Еще в начале XIX века к исихазму даже в России было настороженное отношение. Во втором томе популярной «Книги священно-церковно-служителя» прот. С. Булгакова исихазм именуется даже сектой «пупоглядов», что немудрено было после духовного разорения монашеской жизни в России в XIX веке. XX век принес Русской Православной Церкви еще большие лишения, и поднимающаяся ныне из руин духовная жизнь православных россиян нуждается в твердых духовных ориентирах, к которым с полным правом мы можем отнести и святителя Григория Паламу. Причем интерес этот – не кабинетно-академический, а живой, практический, близкий, и интеллектуалам, и самым простым монахам. Философская общественность России и Запада также обращается к трудам фессалонитского богослова, и мы видим компаративные исследования, сравнивающие исихастскую мысль, паламитское учение о Фаворском свете, с апофатическим богословием иудея М. Маймонида, мистика Я. Бёме, «откровениями» М. Нострадамуса…

Таким образом, выясняется, что богословское наследие свт. Григория Паламы до сих пор вызывает непрекращающийся интерес и на Западе, и на Востоке. Одна библиография по богословской и философской рецепции его трудов может насчитать несколько томов - тысячи источников. Наш скромный труд посвящен изучению значение учения святителя Григория Паламы о Боге для современного богословия. При этом в большей мере мы обратимся не к антикатолической и антиварлаамовской полемике, и мы не будем рассматривать глубоко антропологию, христологию, триадологию или эклесиологию святителя. Общий интерес богословов вызывают именно учение святителя Григория о благодати. Именно к этому аспекту учения святителя Григория о Боге в настоящей выпускной квалификационной работе мы и обратимся.

Объект исследования: богословское учение свт. Григория Паламы.

Объект исследования: рецепция учения о Боге святителя Григория Паламы в современном богословии

Цель исследования:проанализировав жизнь, творения, эпистолярное и гомилитическое наследие святителя Григория Паламы в контексте его учения о Боге, изучив его полемику с Варлаамом и Акиндином о природе Божественной благодати, раскрыть значения этого учения для современного богословия. 

Задачи исследования:

1.Изучить жизнь и учения святителя Григория в разные периоды его жизни, преимущественно в период полемики о природе Фаворского света, когда особенно отчетливо было высказано учение свт. Григория о Боге..

2.Исследоватьвклад свт. Григория в церковное православное учение о природе Божественной благодати в генетической преемственности по линии апостола Иоанна Богослова, свт. Григория Богослова, прп. Симеона Нового Богослова.

3.Описать современнуюфилософско-культурологическую рефлексию наследия свт. Григория Паламы

Теоретическая и методологическая основа исследования:На протяжении всего исследования мы использовали общенаучные методы ‒ анализ, синтез, дедукцию и индукцию. Диалектические категории общего, особенного и единичного, формы и содержания, качества и количества позволили нам сформулировать своеобразное учение о благодати свт. Григория Паламы, указав в нем и общецерковное содержание этого учения, раскрывающего себя в русле строгой ортодоксии, и новые элементы этого учения, составляющие форму этого учения, которая, конечно, имеет свои неповторимые особенности. При использовании общепринятых в гуманитарных исследованиях генетического, системного и сравнительно-исторического метода, мы учитывали и особую богословскую, теологическую специфику, заключающуюся, применительно к данной работе следующих принципах. В первой главе, описывая житие святителя Григория, мы обратились сравнительно-историческому методу исследования для того, чтобы отметить этапы развития учения святителя Григория о природе Божественной благодати. Этот же метод позволил нам во второй главе выявить церковное православное учение о природе Божественной благодати в генетической преемственности по линии апостола Иоанна Богослова, свт. Григория Богослова, прп. Симеона Нового Богослова. Сравнительный метод особенно ярко выявляет своеобразие православного учения о нетварном характере Божественной благодати в сопоставлении с католической традицией, в которой благодать является сотворенной или тварной. Особенная мистическая традиция афонского исихазма также выявляется через компаративный метод в сравнении с томизмом Римско-Католической Церкви и мистицизмом М. Экхарта, Я. Бёме, М. Нострадамуса. Генетический метод позволяет нам выявить те источники, откуда свт. Григорий черпал свое учение, и как это учение прочно и неразрывно вошло в современную православную теологию. И, наконец, герменевтический и экзегетический метод нами использовался во второй главе для раскрытия содержания письменного наследия фессалонитского святителя и для того, чтобы в третьей главе при анализе современных философских, теологических, культурологических текстов показать, как наследие свт. Григория Паламы воспринимается современными исследователями. 

Проработанность в научной литературе:В современной православной литературе можно насчитать несколько типов источников, касающихся наследия святителя ГРИГОРИЯ Паламы, которые можно сгруппировать по хронологическому, географическому, языковому  признаку. В этой хронологии мы не будем использовать книг ранее XVIII века ‒ нас интересует современная богословская литература. Географический охват источников широк – это страны православного мира и мир православных диаспор‒ Россия и Греция, Сербия и Болгария, США, страны Западной Европы и Англии. Литература нами анализирована преимущественно на русском языке, но есть и переводная ‒ в основном, с английского, греческого, церквно-славянского языка.

Итак, обзора книг, посвященных святителю Григорию Паламе, из наследия православных русскоязычных богословов, хотя многия из них прекрасно владели многими европейскими языками. 

Формальным поводом диспута между свт. Григорием Паламой и Никифором Григорой был интерес к идейным течениям в Византии, проявленный легатом Риского Папы Павлом Смирнским. Целью Никифора Григоры было добиться отмены Соборного томоса 1351 г. Исследователь говорит о существовании нескольких описаний дискуссии и о расхождениях в этих текстах. В заключение Бирюков Д.С. приводит слова П.К. Христу о диспуте: «диспут…затронул все основные вопросы исихастского богословия и ход дискуссии в целом воспроизвел развитие паламитских споров»[2].

 

Положения, выносимые на защиту:

1. Жизнь и учение свт. Григория Паламы можно условно разделить на периоды раннего, среднего и зрелого творчества. Первый период жизни связан с его жизнью и обучением философии в Константинополе, его ранние школьные труды хотя и блестящие по форме, еще не раскрываю его богословия. Второй период жизни связан с принятием монашества и прохождением аскетического и молитвенного подвига на св. горе Афон. В эти годы также написано немного. Наиболее полное представление о богословской системе св. Григория являет третий, фессалонитский период его жизни. В полемике св. Григория с Варлаамом и Акиндином сформировалось и было высказано учение святого Григория о нетварной божественной энергии.

2. Защита афонской традиции исихазма позволила святому Григорию выстроить свою строго православную богословскую систему. Ее ортодоксальность утверждена пятью Поместными соборами Константинопольской Церкви, получила одобрение на всем Православном Востоке и России. Учение о нетварной природе Божественной благодати всегда присутствовало в Священном Предании Православной Церкви. Непостижимость Божественной сущности рождает апофатическое богословие Православной Церкви, тогда как Божественные энергии позволяют человеку не только опытно познать Бога, но и достичь состояния обожения – отсюда рождается катафатическое богословие православия. Эти положения мы обнаруживаем в богословском наследии многих православных святых, среди которых мы особо выделили трёх величайших богословов православия – апостола и евангелиста Иоанна Боголослова, святителя Григория Богослова и прп. Симеона Нового Богослова. Однако в трудах свт. Григория Паламы мы встречаем дальнейшую разработку учения о Божественной нетварной благодати, благодаря которой очищающаяся во Христе душа способна не только видеть нетварный божественный свет, но и посредством его преображаться в «новую тварь», достигать через покаяние (Метано́йя (греч. μετάνοια, по новогречески — «Мета́ния» — «перемена ума», «перемена мысли», «переосмысление») состояния глубочайшего молчания (ἡ ἡσυχία (hēsyhia), которое значит «покой», «молчание», «тишину», «уединение».), и, через очищение от всякой греховной скверны (катарсиса (от др.-греч. κάθαρσις — возвышение, очищение, оздоровление), достигать, наконец, обожения (θεοσις, феосис)[3] – соединения с Богом посредством нетварных энергий. Католическая, протестантская мысль, уклонившаяся от Правосавия, в учении о благодати допустила многие заблуждения, пагубно отразившиеся на духовной жизни западных христиан.

3. Философско-культурологическая рефлексия наследия свт. Григория Паламы проявляется в современной богословской полемике вокруг богословия свт. Григория Паламы. Свт. Григорий Палама выступал как критик светской философии, однако и актуальность его наследия для именно для современной философской теологии, философии религии, антропологии, онтологии и гносеологии непреходяща. Вопрос о природе Божественного света в контексте учения Григория Паламы рассматривается в современной культурологии и искусствоведении при изучении русской иконографии. Иконография византийская, и вслед за ней древнерусская, не знает теней ‒ фаворский вечный божественный свет не оставляет ей места. В западной же католической иконографии изображения Божественного света вполне земное – с присутствием теней, так как по учению католиков благодать хоть и Божественная, но она сотворена Богом во времени. Связи русской культуры и византийского исихазма обнаруживаются также при изучении древнерусского церковного пения, гимнографии, агиографии, церковной архитектуры, самого строя жизни русского человека. Эти вопросы еще нуждаются в дальнейшей научной проработке.

Структура исследования:данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, состящих из девяти параграфов, заключения, списка литературы, и трех приложений


ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ СВТ. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ

Жизнь свт. Григория Паламы

 

 

Изучая жизнь святителя Григория Паламы (1296–1359), мы опирались на четыре печатных источника:

1. Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Описывая ранний период жизни, свт. Димитрий замечает, что «Святой Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, был родом из Константинополя и происходил от благородных и благочестивых родителей, которые старались научить его с юных лет как человеческой, так и в особенности Божественной премудрости и всякой добродетели. В ранней юности он потерял отца; мать же Григория позаботилась дать ему, равно как и всем его братьям и сестрам, разумное и доброе воспитание, в духе закона Господня и Божественного Писания. Она устроила жизнь их среди мудрых учителей, дабы сын ее научился от них премудрости; он же, отличаясь природными умственными дарованиями и прилежанием, в короткое время преуспел в изучении философских и других известных тогда наук. Но, не доверяя собственной своей памяти, он положил за правило — перед каждым уроком класть по три земных молитвенных поклона перед иконой Пресвятой Богородицы. И Пречистая споспешествовала благочестивому отроку, быстрые успехи которого обращали на себя всеобщее внимание. Сам царь принимал живое участие в святом Григории и отечески заботился о его воспитании»[4].

Когда же святому исполнилось 20 лет, он, возненавидев все мирское, удаляется на святую гору Афон и принимает иночество.

2. Святейший патриарха Константинопольского Филофея (Коккин) (+1379), написал «Житие и подвиги святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского»[5], книга издана в 1995 г. в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.  

3. Эта же книга ‒ репринт 1889 года[6]. В предисловии к читателю указывается, что еще при жизни святого жили те, кто впоследствии описал его праведную жизнь, опираясь на опыт личных с ним встреч, как, например, указанный выше патриарх Филофей, или преемник по фессалонитской кафедре архиепископ Николай Кавасила.[7] В этом жизнеописании указывается, в частности, на высокое положение отца Григория Паламы при дворе императора, которое позволило Константину (так до пострига звали святого Григория), получить высочайшее образование по тому времени.

4. Житие свт. Григория Паламы // Жития святых, просиявших на горе Афон. – Минск: Свято–Елисаветинский монастырь, 2002. В этой книге раскрыто преимущественно служение ссятого как подвижника в сонме афонских святых.

Среди электронных православных русских ресурсов с богатыми святоотеческими библиотеками наиболее известен портал Азбука. Ру. Полнота охвата нашей темы заставила нас обратиться к этому ресурсу[8].

Наиболее краткое житие представлено на это же электронной странице.

Святитель Григорий Палама (1296–1359) (Дни памяти: 18(31) марта, 14(27) ноября) родился в 1296 году в Константинополе, в семье сенатора Константина при императоре Андронике II. Получил хорошее образование, живя, фактически, при дворе. Одним из учителей его был Феодор Метохит, знаменитый придворный ученый. Считается, что талант к философии Григорий Палама показал еще в юности, прочтя в 17 летнем возрасте лекцию о логике Аристотеля перед императором[9].

В 20-ти летнем возрасте он покинул дворец и удалился на Афон, где предался подвижнической жизни под руководством препоподобных Никодима и Никифора. В 1325 году был вынужден бежать от турецких нападений. В Фессалониках принял священнический сан и основал неподалеку от Верии (городок к западу от Фессалоник) монашескую общину, где, наряду с общими службами, практиковалась непрестанная молитва.

В 1331 году он возвращается на Афон в обитель святого Саввы. Однако его уединение было прервано знаменитыми спорами с Варлаамом Калабрийцем, Григорием Акиндином и Никифором Григорой. Полемика проходила на фоне гражданской войны между Иоанном Кантакузином и Иоанном Палеологом.

После воцарения Кантакузина Григорий Палама в скором времени избирается архиепископом Фессалоник. Хотя его архиепископство было омрачено и возмущениями сторонников Палеологов, и недолгим турецким пленом, он был очень почитаем горожанами. Известно, что по его молитвам совершались чудеса. В 1359 году (по другой датировке в 1357), он скончался в возрасте 63 лет от болезни. Его прославление было совершено в 1368 году, менее чем через десять лет после смерти, что бывает довольно редко[10].

    Таким образом, мы можем насчитать три периода жизни святителя Григория, и соответствующие им богословские и философские интересы святого:

1. Детство, отрочество, на которое приходится получение блестящего богословского и светского образования при дворе императора, именуемом Старшим. Его обучение проходило совместно с царевичем, будущим императором Андроником III Палеологом младшим.

2. Монашеская жизнь на горе Афон, дважды прерываемая различными событиями.

3. Пастырское и архипастырское служение. В этот период и были написаны основные богословские и полемические сочинения.

 

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 772; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!