ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МОТИВАЦИИ.



Х. Хекхаузен отмечает, что «в действительности никаких мотивов не существует», поскольку они ненаблюдаемы, и мы имеем дело с некоторой условностью. И в этом смысле они «гипотетичны». Выделяются восемь основных проблем в исследовании мотивации, в которых отражается направленность на исследование либо мотива, либо мотивации как более широкого класса явлений:

1.проблема классификации мотивов: это проблема исследования мотива.2.проблема развития и изменения мотивов: это также проблема исследования мотива.3.проблема измерения мотивов: это исследование мотива.4.проблема актуализации мотива (когда мотив становится действенным), т. е. проблема выделения ситуационных условий, приводящих к такой актуализации: это проблема исследования мотива.5.проблема смены мотивов, возобновления или последействия уже имевшей место мотивации: здесь уже исследуется мотивация;6.проблема мотивационного конфликта между различными действиями: исследуется мотивация;7.проблема опосредующих процессов саморегуляции. Проблема аналитической реконструкции мотивации через гипотетические промежуточные процессы саморегуляции, характеризующие отдельные фазы протекания действия: исследуется мотивация;8.проблема многообразия влияния мотивации на наблюдаемое наблюдение и его результаты. Мотивация влияет и на восприятие, и на мышление, и на другие «функциональные способности». И здесь исследуется мотивация.

 

Среди более «психологичных» направлений исследования мотивацииХ. Хекхаузен предлагает следующую систематизацию основных подходов в истории исследования мотивации:

1) теория инстинктов (У. Джемс, У. Мак-Дауголл, К. Лоренц, Н. Тинберген), объясняющая поведение человека врожденными биологическими программами;

2) теоретико-личностное направление. В основе — работы В. Вундта и других ученых. Само это направление включает в себя следующие линии исследования:

— исследование личности (Н. Ах, В. Штерн, А. Маслоу и др.);

— социальная психология (в основе — когнитивная линия исследования:К. Левин и др.);

— исследование мотивации в узком смысле (З. Фрейд, Х. Мюррей, Х. Мак-Клеланд, Д. Аткинсон и другие ученые);

3) теоретико-ассоциативное направление. В основе — работы У. Джемса, Э. Торндайка, И. Павлова. Включает следующие линии исследования:

— исследование научения (Р. Вудвортс, Е. Толмен, Н. Миллер, Б. Скиннер и др.);

— психофизиологическая линия (психология активации) (Д. Хебб, Е. Н. Соколов, Г. Айзенк и др.).

 

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ.

Если взять в качестве критериев развития представлений о труде представления о справедливости, т. е. о соответствии вклада человека в общую пользу и благ, получаемых данным человеком (работником), то условно можно выделить следующие основные этапы в развитии представлений о труде, в чем-то соответствующие развитию самого человечества:

1) Труд как необходимость выживания человека в сложном, непонятном и часто враждебном мире природы. Чувство собственного достоинства конкретного индивида определялось его эффективным участием в общих делах.

2) Труд как обязанность и долг перед своей общиной, а позже — и перед обществом. Каждый конкретный человек (работник) мог уже несколько по-своему понимать свой долг перед людьми и, соответственно, по-своему гордиться тем, что он делает, чем он «полезен» остальным людям.

3) По мере образования деспотических рабовладельческих (а позже — и феодальных) государств труд все больше рассматривался как принуждение выполнять то, что выгодно лишь определенным группам людей (рабовладельцам, феодалам, высшему духовенству).

4) По мере развития общественного производства труд все больше рассматривался как производственная и технологическая необходимость. Сам человек-работник все больше становился элементом эффективного производства.

5) По мере демократизации общества труд все больше рассматривался (и осознавался конкретными людьми) как социально-экономическая потребность, как условие статуса человека в обществе.

6) Труд как личностная потребность и условие развития человека. Даже в условиях «рыночного» представления о ценности труда у некоторых людей возникает внутренний протест против того, чтобы оценивать свой вклад и блага через востребованность со стороны большинства людей. Возникает «отчуждение труда от личности работника». И тогда важнейшим условием сохранения и развития чувства собственного достоинства становится труд, выполняемый в соответствии с личными представлениями работника об общественной пользе. И если работник не получает ожидаемых благ и признания, то это порождает для него новые проблемы, связанные с переоценкой своего отношения к труду. Лишь сильные, уважающие себя личности способны сохранить свое представление о труде как о личностной потребности и условии своего духовного развития.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 824; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!