II. Шизоневротические формы Клода 8 страница



Таким образом, подобного рода объяснение в виде причудливой мозаики идет в паре с противопоставлением симптомов. Понятно, что концепция Г. де Клерамбо и до некоторой степени отдельные аспекты теории Карла Шнайдера или Курта Шнайдера (которые выделяют как «патогномоничные» психические «опыты», элементарные и базальные состояния и механизмы) очень типичны для такого взгляда на вещи, который близок концепциям Вернике. Что как раз и делает неопровержимым то, что один из наиболее признанных последователей мысли Вернике К. Клейст — автор, который представил в своей теории «симптоматические системы», возможно, самое радикальное применение этой доктрины. У нас чемпионом по такому взгляду на вещи стал — двадцать лет тому назад — П. Гиро, проанализировавший кататонический синдром (Encephale, 1924) или некоторые аспекты бреда, относящиеся непосредственно к шизофрении (Encephale, 1925). Точно так же сведение шизофренического опыта к нарушениям телесной схемы (Гуревич, 1933, L. и A. von Angyal, 1935-1936, Бенедек, 1939 и т. д.) или ассимиляция шизофазии с афазией (Клейст, Pfersdorpf, Stengel и др.) происходит в духе той же доктрины. Наконец, отметим также — в качестве присущего механистской позиции— некоторые применения физиопатологии коры головного мозга, каковыми они проявляются в результате теоретических интерпретаций рефлексологической школы или некоторых экстраполяции электроэнцефалографистов, которые, ссылаясь на частичное нарушение (столь динамичное, каким его представляют) в основе шизофрении, сильно рискуют свести его у упрощенной схеме.

Как видно, подобные «чисто нейрологические» концепции шизофрении выхолащивают смысл и сводят ее всего лишь к мозаике случайных симптомов.

Теории психической причинности

В этой перспективе все наоборот: шизофрения имеет значение экспрессивного поведения, намеренности — идет речь об экспрессивной реакции на определенную ситуацию, или же о символическом выражении бессознательной намеренности.

На самом деле, как и во всех применениях психогенетических теорий в особой сфере психиатрии, здесь мы можем различить реакционные социо-психогенные теории и психодинамические теории бессознательного.

Социо-психогенные теории «патогенных ситуаций» — это те, которые заставляют играть главную патогенную роль в ходе событий или обстоятельств. Совокупность психологических социокультурных факторов образует настоящий «constitutional make-up», способный повлечь за собой «maladaptation» или «maladjustment» 12°, препятствовать развитию индивида, остановить его и даже заставить регрессировать (см., например, R. L. Jenkin, 1950) особенно в англосаксонских странах под влиянием А. Мейера (см. две его статьи из Am. J. of Psych в 1910 и 1922 годах и статью Flournoy в Encephale, 1926). Эта тема, естественно, была возобновлена и «оркестрована» всей необходимой социо-психологической поддержкой психоаналитических школ (Milici и von Salzen, 1938; Nielsen и Thomson, 1948). Таким образом, накопилось много литературы, где исследовано детство больного, страдающего шизофренией (Stein, 1954), его семейное «созвездие» (C. Wahl, 1954), социо-культурное окружение (W. и I. Malamud, 1943; G. Devereux, 1945; A. Hollinghead и R. Redlich, 1954), первые аффективные отношения, составляющие его «основную личность» (Kardiner). Одна из самых значительных и глубоких теорий— теория H. S. Sullivana (чье произведение было наконец опубликовано, 1953). Возможно, именно он лучше других изучил динамические взаимосвязи, объединяющие конфликт, реакцию и символическое формирование симптомов с их гедоническим значением в этой личной катастрофе, в этой «abysmal insecurity» ™. Но концепция подобного рода не является достоянием англо-саксонских школ, а все журналы по психиатрии и психоанализу наполнены исследованиями такого типа (в качестве примера приведем лишь одну фундаментальную работу — H. Haffnera и St. Wiesera, 1953 — о многомерном генезисе шизофренической формации, начиная с психической «травмы»).

Психодинамические теории патогенного бессознательного. По сути, они современники самого понятия шизофрении, поскольку Блейлер строил свое творчество именно в психоаналитической среде эпохи (Фрейд, Юнг, Медер). И именно его и Юнга надлежит отметить первым долгом как тех, которые первыми сразу поняли значение глубинной психологии и, в частности, «символической функции» защиты для понимания шизофренических симптомов.

На первой стадии, действительно, в основном стремились выявить бессознательный символизм шизофренических проявлений (сексуальный символизм бредовых идей, стереотипы, галлюцинации и т. д.). Это должно было тем более поразить клиницистов, что, как мы уже говорили выше, бессознательное, так сказать, «перевернулось» к своим больным, что оно выходит на самую поверхность существа.

Трактование Фрейдом автобиографии президента Шребера ввело новое измерение. С тех пор речь шла уже не о расшифровке образов или идей при проникновении в бредовый мир (Tausk, 1919), но о понимании того, какую чувственную регрессию представляет вся полнота психоза. Например, достаточно быстро все авторы (Nunberg, 1920; P. Schilder, 1928) увидели в шизофрении непреодолимую необходимость вернуться к начальным фазам существования. Возврат в материнское чрево, самовлюбленность, нарциссизм, чувственная привязанность к самому архаичному телесному опыту, эротизация речи, восприятия, мысли — все эти описанные нами клинические черты составляют эмпирическое подтверждение данной теории (French и Казанин, 1944). Очень сложно высказать систематизированное мнение об ее концептуальном аспекте, просто потому, что все рациональное формулирование в этой области само себя разрушает. Если, к примеру, обратимся к работе О. Решспея (II, гл. XVIII), к параграфу, который в главе XII Е. Glover посвящает этой теме (Psychanalyses, 2-е изд., 1949), к работам Adju-Gimes (1940) и Пишон-Ривьер (1949) или статьям H. W. Brosin и J. C. Whitehorn в «Dynamic Psychiatry» Alexandera (1952) и др., то увидим тщательные описания механизмов формирования симптомов, аспектов символического в поведении и мышлении этих больных. Постоянно настаивают на определении или парадоксальной инфляции «Я» (Ego), на конфликте с Реальностью, на снижении доли либидинального в объектальных взаимоотношениях. Еще чаще обращаются к концепту архаической регрессии вне всякой реальности и к механизмам восстановления (Fenichel). Но не существует «синтетического» изложения психо-аналитической точки зрения. Вероятно, это происходит потому, что эта теория не может быть изложена «рационально», не будучи при этом разрушенной.

Итак, следует обратиться к наблюдениям, опубликованным и, например, в «Дневнике одной шизофренической больной» (M. A. Sechehaye, 1950), чтобы осознать, какое богатство и глубину привнесли психоаналитические точки зрения. Но по прочтении всех этих работ возникает впечатление, что сформулировать гипотезу о чистом психогенезе совершенно невозможно, на что претендует Schultz-Hencke (1952) в своем последнем произведении.

Куда более интересны в конечном итоге усилия психоаналитиков по их применению в лечении, а работы, написанные Friedou Fromm-Reichmann, J. N. Rosen’om, Menninger’om, которые будут представлены далее, как бы свидетельствуют об интересе практическом, если не интересе доктрины, фрейдистских исследований.

Нам кажется, что концепция P. Federna (1953), в которой особое внимание уделяется энергетической недостаточности «Я» и его границам в психозе, представляет один из самых интересных аспектов психоаналитической теории. Слабость «Я», кстати, лейтмотивом проходит во всех работах психоаналитической школы; это не удивительно, потому что на самом деле шизофрения — это главным образом патология «Я». Но крах «Я», при котором становится возможным расцвет глубинных фантастических слоев психического существа, поднимает проблему, которую психогенетическая теория разрешить не может. Это потрясающее проявление латентного содержания, которое во всех психоаналитических исследованиях выявляется столь легко: Эдипов комплекс, комплекс кастрации, анахронические фрустрации, гомосексуальные наклонности и — того глубже — агрессивные садомазохистские пульсии анальной или оральной стадий, нарциссизм, самовлюбленность, страх рождения, «депрессивная» или «паранойяльная позиция» (Melanie Klein) по отношению к первым объектам и т. д. — скорее ослабляют, а не укрепляют объяснительное значение теории. Проблему составляет эта легкость явного проявления (то, что выше мы обозначили термином «экстраверсия бессознательного»), а не решение. Ибо истинная теория регрессии, как формально говорил Фрейд, не может быть чисто психологической…

Необходимость, смысл и набросок органодинамистской теории шизофренической регрессии

Ни механистская, ни психогенистская теория (ни обращение к чисто физической, ни обращение к чисто психической причинности) не могут достичь цели, которую ставят перед собой: объяснить, почему шизофрения не имеет «никакого» смысла, или что шизофрения — всего лишь выражение «смысла».

В тот момент, когда мы завершаем это изложение, считаем необходимым напомнить о том, о чем говорили в клиническом описании фундаментального синдрома его эволюции, его организации, описании шизофренических личности и мира. На самом деле речь идет о постижении всей полноты клиники шизофрении, если есть желание иметь хоть какой-то шанс представить теорию, достаточно объемную, чтобы применять ее к разновидности столь разнообразных составляющих ее аспектов: в равной степени фундаментальные органичность и психодинамику.

Для этого, поскольку речь идет об одной и той же органодинамистской доктрине, нужно возвратиться к исходной теории Э. Блейлера, то есть к самим принципам джэксоновской теории нервной болезни (ср.: А. Эй и Ж. Руар, Encephale, 1936, и А. Эй, Congres des Alienistes de Geneve-Lausanne, 1946).

Конечно, некоторые работы явно ссылаются на концепцию Х. Джэксона в этой области. Упомянем, например, труды Krisch, Jelliffe, Psychoanalytical Review, 1923; Монакова и Mourgue, 1930; Triantaphylos, Encephale, 1931; H. F. Hoffmann, La theorie des couches psychiques, Stuttgartk, 1935; Max Lewin, J. of Mental Science, 1936; монографию Barahona Fernandes, Лиссабон, 1938 и т. д.; другие работы, которые формально не ссылаются на Джэксона, но написаны в том же духе (П. Жанэ, Кречмер); так обстоит дело со многими психоаналитиками (начиная с самого Фрейда) в той мере, в какой они пытаются рассматривать проблему шизофренической регрессии в психобиологической или органодинамистской перспективе, которая обязательно предполагает, чтобы шизофренический процесс рассматривался одновременно как дезорганизация (негативная структура) и как реорганизация (позитивная структура) существа. Но когерентную доктрину шизофрении, которая в такой перспективе предполагала бы артикуляцию регрессивного и конструктивного аспектов психоза, еще предстоит создать.

а) Негативная структура шизофрении. Она является прямым изначальным результатом органического процесса (Э. Блейлер, с. 284). Клинически она соответствует всем дефицитным нарушениям формального мышления, первоначальному состоянию бредового и галлюцинаторного опыта (Э. Блейлер, с. 285), сокращению и регрессии психической жизни. Патогенетически эта негативная структура является прямым следствием разрушительного процесса, который изменяет сознание и обусловливает помешательство личности. Все эти нарушения усиливаются во время активных фаз эволюции психоза, что прекрасно показал Берце (1929).

Но такая негативная структура в этом плане сильно отличается от структуры острых психозов, поскольку не только отсылает нас к патологии поля актуального мышления, она изменяет личность, а разрушение личности, несомненно, составляет наиболее типичное дефицитное нарушение. Именно эти нарушения прогрессируют вместе с эволюцией болезни в пережитом распада, слабости и опустошенности «Я». Иначе говоря, эту негативную структуру не следует рассматривать со статической точки зрения, потому что она предполагает в конституции и эволюции сложное смешение патологии сознания и патологии личности. На самом деле у больного, страдающего шизофренией, не только дезорганизована актуальность опыта (сознание), но и деформирована вся система экзистенциальных ценностей (человек). Но это можно осознать только после углубленного исследования структуры сознания и организации личности.

б) Позитивная структура. Она входит в клиническую картину, чтобы представлять в ней намеренность психической жизни, которая беспрестанно выходит за пределы негативной структуры (вплоть до того, что скрывает ее от многих наблюдателей). Такая позитивная структура, по словам Джэксона, — это сами бреды и галлюцинации в качестве пережитого, в качестве содержания и континуума существующей психической жизни, в общем это аутистический опыт, который дополняет процессуальные фазы безнадежным усилием ради создания еще одного мира.

Каждый симптом действительно (достаточно обратиться к нашему описанию, приведенному выше) как бы оживлен конечностью, неким ореолом намеренности, в котором отражается аутизм. Это означает, что органо-циклический разрыв (А. Эй и Ж. Руар, 1936) между разрушительным действием процесса и психической реакцией объекта значителен настолько, что, как прекрасно говорил Блейлер, почти вся симптоматология шизофрении «вторична» (позитивна). Ему даже не пришлось говорить о «третичной» структуре (Базельский конгресс, 1929), что подчеркивает то, что в его мысли, как и в природе вещей, клиническая картина складывается вовсе не из симптомов, противопоставленных в одной плоскости, а из многомерного структурного движения. И положительные нарушения здесь действительно добавляют в виде как бы дополнительной компенсации к дефициту, от которого зависят, «катастрофу», пережить которую можно только в мире символов и образов. Эта катастрофа может доходить до того, что преобразуется в мегаломанию или бесконечно деградирует в абстрактный символизм знаков, которые, будто отражения отражений, всегда более далекие от мира. От падения к падению и от усложнения к усложнению в зависимости от прогресса, который является как бы абсолютной ретроактивностью эволюции личности и ее мира, как бы абсолютным перевертыванием реальности, формируется аутистическая личность. И именно эта новая форма не-существования, преждевременной-смерти составляет разбитую судьбу человека, страдающего шизофренией.

Так то, что, пользуясь джэксоновскими терминами по отношению к освобождению сегментов разрезанного спинного мозга, что тут мы будем называть позитивным аспектом болезни, здесь представлено на неизмеримо более высоком (и совершенно другом) уровне, представленном бесконечно неудовлетворенным желанием избежать контроля реальности, освободить свой собственный мир от мира других.

Если мы заканчиваем на этом исследование шизофрении, то для того, чтобы показать, что оно прибегает к методам наблюдения, анализа и — как убедимся далее — лечения, учитывающего обе координаты (негативную и позитивную, биологическую и антропологическую), между которыми вписывается эта типичная форма «везанической» организации личности.

БИБЛИОГРАФИЯ

Общие работы

Здесь мы приводим библиографию основных работ по ранней деменции и шизофрении, вышедших после 1874 года. Все работы снабжены богатой библиографией, к которой можно обращаться, чтобы дополнить библиографические ссылки нашего собственного текста.

L. Bellak. Dementia praecox, Grune et Stratton, edit., New York, 1948, 456 pages.

J. Berze et H. W. Gruhle. Psychologie der Schizophrenie, Monogr. Gesamtgeb. Neur. Psychiat., J. Springer, edit., Berlin, 1929, n° 55, 168 pages.

L. Bini et T. Bazzi. La Schizofrenia, G. Albruzzini, edit., Rome, 1949, 104 pages.

L. Binswanger. Cf. a la fin de cette liste la bibliographie de ses travaux.

E. Bleuler. Dementia praecox oder Gruppe der Schizophrenien, Traite dAschaffenburg, Leipzig et Vienne, 1911.

E. Bleuler. La schizophrenic, Rapport au XXXе Congres des Medecins alien, neurol. France et pays de langue franc., Geneve-Lausanne, 1926, Masson, edit., Paris.

H. Bumke. Handbuch der Geisteskrankheiten. Die Schizophrenie (K. Beringer, H. Burger-Prinz, H. W. Gruhle, A. Homburger, W. Mayer-Gross, G. Steiner, A. Strauss et A. Wetzel), J. Springer, edit., Berlin, 1932, 9, 788 pages.

Ph. Chaslin. Elements de semeiologie et clinique mentales, Paris, 1912.

H. Claude. Serie darticles ecrits de 1924 a 1940 (V. supra la bibliographie paragraphe sur les «formes schizo-nevrotiques»).

Deny et Roy. La demence precoce, Bailliere, edit., Paris, 1903.

F. Hanfmann et J. S. Kasanin. Conceptual thinking in Schizophrenia, Nervous and Mental Disease monographs, edit., New York, 1942, n° 67.

E. Hecker. Die Hebephrenie, Virchows Arch., 1871, 52.

R. G. Hoskins. The biology of Schizophrenia, W. W. Norton, edit., New York, 1946.

K. Jaspers. Strindberg und Van Gogh, Leipzig, 1922: trad, fran?., Editions de Minuit, Paris, 1953.

C. G. Jung. Ueber die Psychologie des Dementia Praecox, Halle, 1907.

K. Kahlbaum. Die Gruppierung der psychischen Krankheiten und die Einteilung der Seelenstorungen, Kafeman, edit, Dantzig, 1863.

K. Kahlbaum. Die Katatonie oder das Spannungsirresein Hirschwald, edit Berlin, 1874.

E. Kahn. Schizoid und Schizophrenic im Erbgang. Beitrag zu den erblichen Beziehungen der Schizophrenic und der Schizoides mit Gesonderer Berucksichtigung der Nachkammenschaft Schizophrener Ehepaare, J. Springer, edit., Berlin 1923.

FJ. Kallmann. The genetics of Schizophrenia, J. J. Augustin, edit., New York, 1938.

J. S. Kasanin. Language and thought in Schizophrenia, University of California Press, edit., Berkeley 4, California.

K. Kleist. Serie darticles ecrits de 1944 a 1952 dont les references se trouvent a la fin de cette liste douvrages generaux.

B. Kihn et H. Luxenburger. «Die Schizophrenic», «Handbuch der Erbkrankheiten», par A. Giitt, Thieme, edit., Leipzig, 1940, 2, 336 pages.

E. Krspelin. Lehrbuch der Psychiatric, Joh. Ambros. Barth., edit., Leipzig, ler ed., 1883: 2е ed., 1887; У ed., 1891; 4е ed., 1893; 5е ed., 1896; 6е 6d., 1899; 7е ed., 1904; 8е ed., 1915; 9е ed. (Kraepelin et Lange), 1927.

S. Kretschmer. Korperbau und Charakter, Payot, edit., Paris, 1930 (trad, franc.).

G. Langfeld. «The Prognosis in Schizophrenia and the factors influencing the course of the Disease», Oxford Univ. Press, edit., Londres, 1937.

G. Langfeld. The Schizophreniform States, Munksgaard, edit., Copenhague, 1939,134 pages.

K. Leonhard. Die defektschizophrenen Krankheitsbilder, Thieme, edit., Leipzig, 1936, 134 pages.

R. Masselon. Psychologie des dements precoces, These, Paris, 1902, 265 pages,

R. Masselon. La demence precoce, Joanin, edit., Paris, 1904, 202 pages.

W. Mayer-Gross. «Die Schizophrenic», «Lehrbuch der Geiteskrankheiten» (en coll. avec Beringer, Burger-Prinz, Gruhle, Homburger, Steiner, Strauss et Wetzel), J. Springer, edit., Berlin, 1932, 9, 788 pages.

E. Minkowski. La schizophrenic, Payot, edit., Paris, 1927, lre ed., 1. — Desclee de Brouwer, edit, Paris, 1954, 2е ed.

M. Miiller. Ueber Heilungsmechanismen in der Schizophrenic, Berlin, 1930

C. Pascal. La demence precoce, Alcan, edit., Paris, 1911, 302 pages.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!