Запрещено уподоблять Аллаха творениям.



 

Автор говорит: «…возвышение над Троном, нисхождение на ближайшее небо так, как Он пожелает», – то есть, эти качества проявляются, когда он хочет.

«Также все они подтверждаются в отношении Аллаха без уподобления или отрицания, и то, что все они описывают Его сущность, а Он описан ими, что Он не переставал и не перестает говорить и делать; что Он делает то, что хочет; что Он говорит, что хочет, когда хочет и как хочет. Он всегда мог говорить, и Его милость и оказание блага всегда были известны».

 

«Также все они», то есть, все атрибуты, «подтверждаются», то есть, необходимо подтверждать в отношении Аллаха «без уподобления или отрицания». У меня здесь далее говорится: «…и без придания образа или уподобления». Я не знаю, принадлежит ли это к словам автора, или это добавка издательства? Здесь добавлено слово «придание образа», но слово «уподобление» избавляет от необходимости в нем.

 

«…без уподобления или отрицания».Уподобление означает создание подобного чем-либо. Аллах, велик Он и возвышен, говорит: «Никого не сравнивайте с Аллахом!» (16:74) Нет никого подобного Аллаху, свят Он и возвышен. Нельзя никого сравнивать с Аллахом, и сюда относятся примеры, которые приводят ученые, сравнивая по аналогии и объединяя основу с ответвлением, и примеры, которые приводят философы, используя для этого логику.

 

Аллаха нельзя сравнивать ни с чем, и нельзя приводить примеры в отношении Него, хотя философы активно их используют, свят Он и возвышен, так как они недостаточно почитают Аллаха. Уподобление касается как конкретных атрибутов, так и истины, а также творений. Многие люди уподобляют Господа миров, что называется приданием образа.

 

Придание образа и уподобление бывают двух видов: уподобление Творца творениям, что есть не у многих людей, у некоторых скверных течений; и уподобление творений Творцу, что часто встречается среди мусульман, вернее, среди тех, кто заявляет о своем Исламе.

 

Человек, который поклоняется могиле, взывает к ней и думает, что она может избавить его от зла, уподобляет ее Аллаху. Каждый, кто поклоняется творению, уподобляет творение Господу миров. Аллах говорит многобожникам: «Посему никого не равняйте с Аллахом»(2:22).

 

Нельзя создавать Аллаху равного. Когда мужчина сказал Пророку: «Так пожелал Аллах и ты!», – то он сказал? «Неужели ты считаешь меня равным Аллаху?! Так пожелал один Аллах!» Нельзя объединять качества Творца и творения союзом «и», означающем перечисление, даже просто на словах. Даже слова будут созданием равного Аллаха.

 

Именно это является тем, от чего раб должен отдаляться. Что касается отрицания, то мы уже говорили о его определении. В языке это слово означает «пустота, запустение». Аллах сказал: «Сколько заброшенных колодцев и воздвигнутых дворцов!» (22:45)

 

Заброшенных и опустошенных, так как Аллах погубил их владельцев. Арабы говорят «пустая шея», то есть, та, на которой нет украшений. Как правило, женщина украшается ожерельями, надевая их на шею, и если у нее на шее ничего не было, про нее говорили, что ее шея пуста.

 

Отрицание («та'тыйль») – это отрицание атрибутов Аллаха, велик Он и возвышен. Ученые делят его на два вида: отрицание действий и атрибутов Аллаха, и отрицание того, что Аллах управляет миром и распоряжается им, и что Он – его творец.

 

Второй вид является отрицанием связи творений с Творцом.

 

Сегодня есть философы и атеисты, которые отрицают существование Аллаха и говорят, что это мир возник из того, что отделился от звезды, затем остыл, и звезды расположились здесь, планеты там, и так возникают планеты, и что так будет продолжаться бесконечно, а человек будет просто прахом, и не существует ни Рая, ни Ада, ни расчета, ни Господа; и сегодня таких людей множество: это убеждение сегодня распространено. Понятно, что оно является краем неверия. Это – также один из видов отрицания.

 

«…то, что все они описывают Его сущность».

Это не противоречит вышесказанному, и, как мы говорили, атрибуты бывают двух видов: атрибуты сущности и атрибуты действия. Атрибуты сущности описывают его сущность и все время присутствуют в нем, а атрибуты действия проявляются в нем по Его желанию.

 

Поэтому автор говорит: «…а Он описан ими». Это значит, что мы должны описывать Его ими, признавать эти качества, верить в них, приближаться к Нему, описывая Его ими, и восхвалять Его ими.

 

Это является поклонением, которым раб может поклоняться. Аллах не переставал и не перестает делать и говорить, что говорит о том, что у Него нет начала и нет предела. Он – Первый и извечный, Последний и бесконечный. «Он - Первый и Последний, Высочайший и Ближайший. Он знает о всякой вещи» (57:3).  

 

31 Он не переставал и не перестает говорить и делать. О последовательности событий.

 

«Он не переставал и не перестает говорить и делать».

Это – опровержение некоторым философам. Они говорят, что Аллах говорит, а до этого не говорил, и сделал после того, как ничего не делал. Как это возможно? Они говорят, сначала Он ничего не делал, а затем начал что-то делать. Что ограничивало Его до этого? Этот вопрос является частным случаем вопроса о последовательности событий.

(Шейх Салих Али Шейх говорит в шархе на «Акыйда ат-Тахавийя»: «Значение термина «последовательность» в том, что если есть что-то, то ему обязательно предшествует то, что было его причиной; и что если есть что-то, то за ним обязательно последует то, причиной чего оно является»).

 

Положение людей относительно этого вопроса сильно различается, так как некоторые люди даже не могут понять его. Из-за этого вопроса некоторые обвиняют Шейхуль-Ислама ибн Таймийю в заблуждении. Хафиз Ибн Хаджар говорит в «Фатхуль-Бари»: «Одно из самого отвратительного, что приписано к нему – это его мнение об этом вопросе».

Он не понял того, что шейх сказал, и к Аллаху следует обращаться за помощью. В отношении этого вопроса люди делятся на три группы:

Одна группа говорит, что причинность может существовать в будущем и невозможна в прошлом. В первую очередь следует сказать, что причинность бывает двух видов: первый вид – причинность и последовательность совершающих. Этот вид единогласно невозможен: он говорит о том, что у каждого совершающего что-то есть тот, кто совершил с ним что-то, и так далее. Это невозможно.

 

Второе – последовательность событий. Именно в этом виде есть разногласия. Здесь есть, как уже говорили, три мнения. Первое мнение гласит, что последовательность невозможна в прошлом и возможна в будущем. Они говорят, что это исходит, например, из того, что Аллах сообщил о вечности Рая и Ада. То есть, их существование имеет начало, но не имеет конца.

 

Второе мнение говорит о том, что последовательность событий невозможна ни в прошлом, ни в настоящем.

 

Третье мнение является мнением Ахлюс-Сунна, и они говорят, что последовательность возможна как в прошлом, так и в будущем. При этом необязательно знать, что предшествовало чему, так как наш разум слаб и несовершенен, и мы не сможем вместить больше, чем то, что нам предначертано. Наш Господь, велик Он и возвышен, сообщил нам, что Он делает то, что хочет. Это не ограничено какими-либо рамками, и так было всегда и будет.

 

Если Он что-либо хочет, то делает это, и наш Господь, велик Он и возвышен, никогда не был неспособным совершить что-либо, свят Он и возвышен. О том, как Он сотворил небеса и землю, Он поведал, что создал их за шесть дней. Что это были за дни? Тогда не было ни дня, ни ночи, ни Солнца, и Аллах лучше знает о том, как велся счет времени и тому подобное.

 

Суть в том, что атрибуты Аллаха и Его действия не может постичь человеческий разум, поэтому он должен уметь остановиться вовремя. Именно поэтому нам запрещено думать о нашем Господе. Не думай о Творце, но думай о творениях, ведь иначе ты не придешь ни к какому результату. Сколько бы ты ни думал, ты не додумаешься до истинного описания Аллаха, велик Он и возвышен.

 

Автор говорит: «…говорить и делать». Автор говорит о словах и делах, так как это – основа атрибутов. И слова, и деяния входят в атрибуты действия, которые связаны с желанием Аллаха.

[Примечание не из книги]:

Подробный разбор данного вопроса найдете здес:

19 (а) Разбор вопроса - есть ли у действий Аллаха начало, а также есть ли начало у бытия или оно извечно и безначально (тасальсуль хауадис).

https://vk.com/rodmaturiditam?w=page-63941378_53088076

 

19 (б) Доводы приверженцев Сунны в вопросе извечности бытия, а также отведение сомнений матуридитов и аш'аритов.

https://vk.com/rodmaturiditam?w=page-63941378_53088043

[Конец примечания].

О речи Аллаха.

 

«…что Он делает то, что хочет; что Он говорит, что хочет, когда хочет».

Вопрос о речи Аллаха – еще один из больших вопросов, в котором было много разногласий. Множество людей сказали, что речь Аллаха сотворена. Ашариты в вопросе пришли с совершенно непонятными и невозможными вещами. Они сказали, что речь Аллаха – совершенно иное понятие, касающееся только Господа, велик Он и возвышен. Что значат эти слова? Они значат, что Он не произносил речи, которая состоит из букв и которую возможно услышать. Они отрицают это. Их объяснение – это не речь.

 

Если сказать им: «Тогда что такое писания Аллаха? Они являются речью Аллаха, или нет?» Они говорят, что это пересказ речи Аллаха. Кто ее пересказал? Пересказ нуждается в наличии пересказчика. Кто он? Они могут сказать, что это посланник из числа людей или ангелов, но тогда получается, что Аллах Сам не может выразить Свою речь, свят Он и возвышен.

 

Кто будет вести расчет людей? Кто отправил посланников? Кто говорил с Адамом, Шайтаном и другими? Отрицание речи является отрицанием шариата и послания и отрицанием Аллаха, велик Он и возвышен, и его атрибутов. Это – великая основа, которая настолько явно утверждена в Книге Аллаха, что не оставляет никакого повода сомневаться в том, что Он говорит, может разговаривать и обращаться.

 

Обращение является одним из самых ясных доказательств тому. То, что Аллах обратился к рабам, приводится в Книге Аллаха более чем в одиннадцати аятах. Аллах сказал: «Тогда Господь их воззвал к ним: «Разве Я не запретил вам это дерево…?» (7:22) Что такое обращение? Обращение производится с поднятием голоса, в отличие от тайного зова. Наш Господь обращается тайно и громко.

 

От 'АбдуЛлах ибн 'Умара в обоих «Сахихах» передается, что ему сказали: «Что ты слышал от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о тайном зове?» Он ответил: «Я слышал, что Посланник Аллаха сказал: «Он приблизит к Себе Своего верующего раба, покроет его и напомнит ему о его грехах, сказав: «Ты сделал то-то и то-то!», – и лицо раба почернеет, и когда он подумает, что он погиб, Аллах, велик Он и возвышен, скажет ему: «Я скрыл их для тебя в мирской жизни, и Я прощу для тебя их сегодня!» Ему дадут книгу в правую руку, и он выйдет к людям с этой книгой, говоря: «Прочтите мою книгу! Я был уверен, что встречу расчет!» Радость овладеет им, и он будет говорить подобное.

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «Когда один из вас встает на намаз, он тайно взывает к своему Господу».

 

В намазе ты занимаешь очень высокое место, если бы ты только подумал об этом! У кого еще есть возможность тайно общаться с Господом? Если человеку скажут: «Сегодня ночью ты пойдешь говорить с правителем», – то что тогда будет? Люди будут завидовать и говорить: «Почему он? За что?»

 

Если такое происходит в отношении правителя, занимающее высокое положение, то что с тем, кто общается с Господом миров?! Это происходит только того, когда человек встает на намаз. Когда один из вас встает на намаз, он тайно взывает к своему Господу, хотя Он над Своим троном, возвышен Он и свят. Он говорит с Аллахом, хотя Он находится над Своим троном, так как Он знает тайное и скрытое. Ничто не скрыто от Него. Все творения: Его небеса и все земли, он может взять в Свою руку и сделает их подобными зернышку.

 

Всевышний Аллах, велик Он и возвышен, говорит: «Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Десницей. Пречист Он и превыше того, что они приобщают к Нему в сотоварищи» (39:67). Но эти люди не ценили Аллаха должным образом и не познали Его значение.

 

Суть в том, что слова и речь – одно и то же. Наш Господь, велик Он и возвышен, говорит и разговаривает истинной речью. Если Он обращается к кому-либо из Своих творений, то оно слышит Его речь со звуками и буквами. Он будет говорить с каждым из верующих в Судный День, как это приводится в хадисе 'Адий в обоих «Сахихах».

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Знайте, что с каждым из вас будет говорить ваш Господь, и между ним и Ним не будет ни преграды, ни посредника».

 

Это – слова Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, который обучает нас нашей религии и нашим убеждениям. Что касается Джахма ибн Сафвана, Бишра аль-Маррийси, подобных им и последователей ашаритов – хотя сам аль-Аш'ари такого не говорил – то они как будто только и стремятся быть в заблуждении. Они не верят в это.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 972; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!