Возвышенность Аллаха над троном.



 

Автор говорит: «Сюда также относится Его возвышенность над творениями, возвышение над Троном…».

Возвышение и возвышенность – не одно и то же, но возвышение – одно из доказательств возвышения. Что касается возвышенности Аллаха, то доказательства на нее содержатся в разуме, шариате и природе человека, а доказательства возвышения Аллаха содержатся только в шариате. Они содержатся в сообщениях Аллаха о том, что Он сделал: Он сотворил небеса и землю, сотворил Трон, а затем возвысился над ним.

 

Нисхождение Аллаха на ближнее небо.

 

Что касается нисхождения Аллаха (на ближайшее небо), то оно также является доказательством возвышенности. Но они не верят в это. Они говорят, что отказываются верить в Господа, который покидает Свое место. Мы говорим им: «А мы верим в Господа, который делает, что хочет, возвышен Он и свят». Они делают Аллаха слабым, велик Он и возвышен, говоря, что Он не делает, что хочет.

 

«…и нисхождение на ближайшее небо каждую ночь…» Среди сомнений, которые они сеют среди людей, есть следующие слова: «Нисхождение ограничено концом ночи. Конец ночи наступает в разное время в разных странах: сначала ночь у нас, затем у других, затем у других, и так далее в течение двадцати четырех часов. Если мы примем это, значит, что Аллах на ближайшем небе двадцать четыре часа в сутки».

 

Откуда появляются такие слова? Они появляются из того, что они представляют нисхождение так, как спускаются сами. Они представили, что Аллах, велик Он и возвышен, спускается так же, как спускаются обычные тела, которые, если спустятся откуда-либо, то их прежние места остаются пустыми, а сами тела становятся под прежним местом.

 

В этом и состоит вся их беда: они больны уподоблением, которое укрепилось в их сердцах. Они подумали, что атрибуты Аллаха подобны их атрибутам. Атрибуты и действия Аллаха, как мы уже говорили, касаются только Аллаха, и невозможно, чтобы какие-либо творения обладали чем-либо из этого. Они не понимают этого и не уверовали в это. Нет, они сначала уподобили, а затем отвергли из-за уподобления. Поэтому каждый отрицающий уподобляет.

 

Это – зло и беда, от которой они не избавились. Причина не в том, что их разум недостаточен, а в том, что они приняли эти основы от тех, о ком хорошо думают, и перестали принимать вероятность того, что они ошибаются.

 

Поэтому, когда некоторые из них читают Коран, то смущаются и начинают путаться, так как начинают видеть расхождения со своими убеждениями. Более того, Коран полностью противоположен им. Поэтому либо он полностью отвергает этот Коран и остается на своих убеждениях, либо впадает в противоречия и сомнения.

 

Итак, это – нисхождение, подобающее Его величию. Несмотря на то, что по отношению к творениям нисхождение происходит множество раз, для Аллаха оно одно. Аллах следит за жителями небес и жителями земли. Небеса переполнены рабами Аллаха, которые прославляют, возвеличивают и говорят: «Ля иляха илля-Ллах», не переставая.

 

Земля переполнена теми, кто взывает к Нему, обращается к Нему и прославляет Его, и Аллах слышит их всех одновременно. Слушание одного не отвлекает Его от слушания другого. Говорят ли что-либо подобное эти люди? Так вот, нисхождение Аллаха относится к тому же виду. То же самое будет в Судный День: Аллах соберет все людей и будет вести их расчет одновременно. Каждый будет думать, что расчет ведется только для Него, а Он будет судить всех. Нельзя сравнивать действия Аллаха с действиями слабых творений. Деяния Аллаха свойственны только Ему, велик Он и возвышен. Если они поймут это, то избавятся от этой ереси и очевидного заблуждения.

 

 

[Примечание не из книги]:

Сказал Имам, Ибн Раджаб аль-Ханбали (736-795 г.), да смилуется над ним Аллах:

«…Некоторые из познавших это /явление/, стали возражать хадису о Снисхождении /Аллаха/ в третью часть ночи, сказав: «/Период/ третьей части ночи, отличается от различия местности /на земле/. Поэтому невозможно чтоб «снисхождение» происходило в определенное время. Как обязательно всем должно быть известно из религии Ислам, подобные возражения являются отвратительны /и абсолютно не приемлемы/! Если бы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, или его праведные халифы, услышали бы подобные возражения, то они даже не стали бы вступать в дискуссию с возразившим, а посчитали бы необходимым наказать его и причисли бы его к числу противников и лицемеров, объявивших Истину ложью». (См. книгу «Фадль ильм ас-Салаф аля ильм аль-Халаф», стр. 48).

 

 

Вопрос: Нисхождение Аллаха на небеса этой дунья - утверждено, однако если в одной стране ночь, а в другой в это время день, то как Аллах нисходит в последнюю треть ночи? Как нам ответить на это, просьба разъяснить это.

 

Ответ Шейха Роджихи: Эта проблема лишь в твоем мышлении, поскольку ты уподобил Снисхождение Творца, снисхождению творения. Однако убери уподобление, и разъяснится твоя проблема. Для разъяснения скажем: Всевышний Аллах снисходит так, как это уместно для Его Величия, в любом месте этого мира, когда приходит время последней трети ночи. Поскольку это время Снисхождения Аллаха. И мы не лезем в "кейфия" (то, как происходит нисхождение). И проблема, упомянутая в вопросе, появилась от того, что спрашивающий уподобил снисхождения Творца, снисхождению творения. Поэтому убери это уподобление и исчезнет проблема. И скажи: Истинно, Всевышний Аллах снисходит, как поделает, в любом месте мира, когда приходит последняя треть ночи, таким Снисхождением, какое уместно для Его Величия. Да.

Источник: https://youtu.be/vfkWFECTzew

 

«Когда Аллах нисходит к ближнему небу, остается ли Его Трон пустым или нет?»

Здесь необходимо разобрать этот вопрос более подробно.

 

Шейх уль-Ислям ибн Теймия передал в этом вопросе три мнения от приверженцев хадиса (см. «Шарх хадис ин-нузуль» с. 149, 231; также «Минхадж ус-Сунна» 2/639):

1) Приостановка в этом вопросе, и отсутствие слова об опустошении Трона, или, наоборот, о его не опустошении. Это мнение автора нашей книги. Также и Хафиз ибн ‘Абдульбарр посчитал, что разговор на подобные темы – не что иное, как затрагивание темы образа данного атрибута, что является запрещенным. (см. «ат-Тамхид» 7/144).

Шейх уль-Ислям ибн Теймия указал на то, что многие мухаддисы приостановились в этом вопросе, либо по причине его неясности, либо по причине страха перед нападками (см. «Шарх хадис ин-Нузуль» с. 232).

2) Слово о том, что Трон остается пустым. Шейх уль-Ислям указал на то, что это мнение малого количества поздних мухаддисов, и, при этом, назвал из них только сына известного имама ибн Манды – ‘Абдуррахмана (см. «Шарх хадис ин-Нузуль» с. 161, 232). Более того, ‘Абдуррахман ибн аби ‘Абдиллях ибн Мандах даже написал целую книгу, в которой делает опровержение тем, кто говорит, что Трон не остается пустым, и сравнивает это мнение с тем, кто говорит, что Аллах везде, или что Всевышнему не приписывается место. Также этого мнения придерживался абу ‘Абдиллях аль-Хасан ибн Хамид из ханбалитов.

Слово о том, что Трон не остается пустым, и что Всевышний нисходит на ближнее небо Своей Сущностью и приближается к Своим творениям, вместе с тем, что одновременно с этим Он находится на Своем Троне.

Сказал об этом третьем мнении шейх уль-Ислям: «И это мнение является верным. И это то мнение, которое передается от саляфов этой общины и ее имамов» («Шарх хадис ин-Нузуль» с. 179-180).

Также он сказал: «И их большинство (т.е. мухаддисов) придерживается того, что Трон не остается пустым, и это передается от имамов, известных Сунной. И ни от кого из них не передается, ни с достоверным, ни со слабым иснадом то, что Трон остается пустым» («Минхадж ус-Сунна» 2/639).

Данное мнение передается от имама Ахмада, Исхака ибн Рахауейха, Ну’ейма ибн Хаммада, Хаммада ибн Зейда. Также нечто подобное передается от имама аш-Шафи’и, и Закарии ибн Яхьи ас-Сааджи, от имама ад-Дарими, от имама муфассиров Мухаммада ибн Джарира ат-Табари, ибн уль-Кайима и ибн Яхуза (смотри их слова и источники в книге «Сыфат ун-Нузуль иль-Иляхий» с. 293-298).


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 761; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!