Коран не сотворен и является речью Аллаха.



 

«Также сюда относится вера в то, что Коран – ниспосланная и несотворенная речь Аллаха; что от Него она сошла, и к Нему она вернется; что Он действительно произнес ее, а Его слова не иссякают и не пропадают».

 

Автор продолжает говорить об этом вопросе, или об этом атрибуте из-за его важности и разногласий в нем. Разногласия существуют с джахмитами, мутазилитами и ашаритами. Все они неправы в этом вопросе, и мнения их всех сводятся к тому, что Коран сотворен. Человек, сказавший о том, что Коран сотворен, заявил, что атрибуты Аллаха сотворены. Как часть Творца может быть сотворена, свят Он и возвышен?!

 

Автор говорит, что сюда относится вера в то, что Коран действительно является речью Аллаха как со стороны значения, так и со стороны его слов, и это – не слова без смысла, и не наоборот. Она ниспослана от Аллаха посредством Джибриля, и она не сотворена, а не так, как говорят предводители заблуждения, которые заблуждают людей. Среди них есть те, кто прямо говорит, что Коран сотворен, и те, кто говорит об этом косвенно, и это ашариты.

 

Они таковы, как сказал об этом их имам аль-Джувайни в книге «аль-Иршад»: «В этом вопросе разногласия между нами и мутазилитами заключается лишь в словах и способе выражения». То есть, разногласия между ашаритами и мутазилитами в этом вопросе чисто словесные, хотя некоторые ашариты и прямо говорят (о сотворенности Корана).

 

Сегодня в книгах, которые пишут их современные ученые, можно найти следующее: «Речь бывает двух видов: состоящая из букв и звуков – и этот вид речи не применим в качестве атрибута Аллаха; и речь, являющаяся отдельным понятием в отношении произнесшего ее».

 

Они подтверждают второй вид речи. Суть в том, что их слова – то же самое, что говорили джахмиты и Джахм ибн Сафван. Все это – заблуждение.

 

«Также сюда относится вера в то, что Коран – ниспосланная и несотворенная речь Аллаха». Не только Коран, но и Таврат, Инджиль и все книги Аллаха, которые Он ниспослал, на каком языке они бы ни были ниспосланы. Все они – речь Аллаха, и все слова в них произнес Аллах, дал услышать их Джибрилю, а Джибриль пришел с ними к посланнику, который послан к народу. Речь ниспослана от Аллаха и не сотворена, как об этом говорят заблудшие.

 

«…от Него она сошла», – в качестве атрибута. Он ее проявил в качестве слов.

 

«…и к Нему она вернется», – также в качестве атрибута, или, как передается в предании, что он будет забран из памяти людей и из книг, и от него не останется ни одной буквы. Когда люди перестанут ему следовать, он будет вознесен. Сейчас уже видно начало этого – начало отказа от Корана, а многие люди не следуют ему ни как закону, ни в отношении себя, ни в отношении других. Тем не менее, в людях много блага, и в этой общине до Судного Дня не пропадет группы, следующая истине. Исчезновение Корана – один из больших признаков Судного Дня.

 

Суть в том, что у слов: «…и к Нему она вернется…», – есть два значения:

1) то, что Коран вернется к Нему в качестве Его атрибута, или

2) что к Нему он будет вознесен. Эти два значения не противоречат друг другу, и оба правильны.

 

«…что Он действительно произнес ее, а Его слова не иссякают и не пропадают».

Аллах, велик Он и возвышен, сказал: «Скажи: «Если бы море стало чернилами для слов моего Господа, то море иссякло бы до того, как иссякли бы Слова моего Господа, даже если бы Мы принесли в помощь ему такое же море» (18:109).

 

Аллах, велик Он и возвышен, сообщил, что если все деревья стали перьями, а море и еще семь морей стали чернилами, то перья и чернила иссякли бы, а речь Аллаха – нет, так как она не сотворена и является его атрибутом. Это – лишь метафора и приближение, чтобы людям легче было понять, а так Его речь превыше подобны сравнений, свят Он и возвышен.

 

Автор говорит: «…что Он действительно произнес ее, а Его слова не иссякают…»Он говорит, что Аллах действительно произнес ее, опровергая слова тех, кто говорит, что это – слова людей и тому подобное. Некоторые говорят, что это – речь Посланника, приводя в доказательство слова Аллаха: «Это — слова благородного посланца» (69:40). В аяте говорится: «Это — слова благородного посланца». Имеется в виду, что это – не слова шайтана, прорицателя или поэта, а слова благородного посланца, который пришел от Аллаха. Поэтому Коран прошел через двух посланцев: одного человека и одного ангела.

 

Это говорит о том, что они лишь доводили до других, а сами слова принадлежат тому, кто первый произнес их, а не к тому, кто произнес их, доводя и передавая другим. Поэтому Аллах, велик Он и возвышен, говорит: «Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха» (9:6).

 

Откуда он может услышать Слово Аллаха? От кого он может услышать Слово Аллаха? Что вы молчите? От передатчика: Посланника или кого-либо другого. От того, кто прочтет ему. Он не может услышать речь Аллаха от Аллаха! Тем не менее, эти слова названы речью Аллаха, даже если они переданы другим. Если слова переданы кем-либо, то это уже не слова передатчика. Поэтому речь относится к тому, кто первым произнес ее, а не к тому, кто передал ее.

 

Конечно, иногда речь приписывается и передатчику, как в упомянутом аяте: «Это — слова благородного посланца. Это — не слова поэта. Мало же вы веруете! Это — не слова прорицателя. Мало же вы поминаете назидания» (69:40-41).

 

Далее Он говорит: «Это — Ниспослание от Господа миров. Если бы он приписал Нам некоторые слова, то Мы схватили бы его за правую руку» (69:43-45).

 

Как еретик привязывается к одному слову и оставляет очевидные слова?! Именно о них сказал Аллах: «Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования» (3:7).

 

Таково их описание: они оставляют очевидные и ясные вещи и следуют за сомнительными и запутанными вещами. В другом аяте говорится: «Это — слова благородного посланца, обладателя силы при Владыке Трона, почитаемого, которому там повинуются, доверенного» (81:19-21).

 

Это – описание Джибриля, а в первом аяте было описание Пророка. То, что каждый раз говорится о разных передатчиках, говорит о том, что эти слова в основе принадлежат не им, а они только передают их.

 

«Сюда также относится вера в то, что Он – Близкий, Отвечающий».

 

В этом вопросе остался вопрос чтения и читаемого. Множество людей обнаружили в этом вопросе затруднения. Когда он читает Коран, что как говорят о Коране.

 

Имам Ахмад сказал: «Кто сказал: «Мои слова с Кораном сотворены», – тот джахмит; а кто сказал, что не сотворены, тот еретик». Это может быть непонятным для некоторых людей. Что мы тогда должны говорить? Ибн Кутейба, да помилует его Аллах, сказал в своей книге «аль-Ляфз», в которой он опроверг джахмитов: «Я не думаю, что Имам Ахмад действительно сказал это».

 

аль-Бухари в своей книге «Хальку аф'алиль-'Ибад», когда говорил об этом вопросе, сказал: «Они приводят в качестве аргумента слова Имама Ахмада, хотя они не понимают слов Имам Ахмада». Это потому, что под словом «ляфз» иногда имеется в виду процесс, а иногда – то, что оказалось под действием глагола. Под первым имеют в виду движение губ, языка и голос. Это, очевидно, сотворено.

 

Под вторым имеется в виду произносимое человеком, то, что он говорит, и то, что от него слышно, а в этом случае это – речь Аллаха. И из-за того, что это в некоторой мере запутано, Имам Ахмад полностью запретил говорить подобные вещи. Поэтому человек должен уметь видеть границу между атрибутами Аллаха и атрибутами творений. Поэтому голос, который мы слышим, сотворен, и это голос чтеца, а то, что он произносит – речь Аллаха. В этом отношении речь Аллаха бывает в четырех проявлениях: слова, запись, память и слух. При этом сама речь Аллаха не отличается. Может быть, так будет понятным для вас.

 

(–Время вопросов, или будем заканчивать?

– Разве мы закончили?

– Нет, но можно уделить время вопросам.

– Время закончилось?

– Нет.

– Тогда продолжай, пока время не закончится.

– Да окажет Аллах к вам благое отношение).

 

34 Аллах – Близкий, Отвечающий, и в то же время Он – Самый возвышенный.

 

«Сюда также относится вера в то, что Он – Близкий, Отвечающий, и в то же время Он – Самый возвышенный из всех; и что нет противоречий между абсолютной возвышенностью и абсолютной близостью, так как нет никого подобного Ему ни в одном из Его качеств и атрибутов».

 

Это – частный случай общего правила. «Сюда также относится…», – то есть, относится к упомянутому определению веры: «…вера в то, что Он – Близкий, Отвечающий». Отвечающий – значит «Тот, кто отвечает призыву взывающего».

 

Но что касается близости Аллаха, велик Он и возвышен, то она приводится двух видов: близость Аллаха не всеобщая, и Он близок к взывающему к Нему и к поклоняющемуся Ему. Всевышний Аллах сказал: «…а пади ниц и приближайся к Аллаху» (96:19).

 

В хадисе говорится: «Ближе всего раб бывает к своему Господу во время земного поклона». Когда человек покоряется и смиряется перед Аллахом, Аллах становится близким к нему. Ответ на молитву является одним из последствий этого.

 

Аллах сказал о взывающих к Нему: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, — быть может, они последуют верным путем»(2:186).

 

Так приводится в Книге Аллаха: близость к поклоняющемуся и близость к взывающему, возвышен Он и свят. В Коране не говорится об общей близости.

 

«…и в то же время Он – Самый возвышенный из всех».

Его близость не противоречит Его возвышенности, так как нет ничего подобного Ему, возвышен Он и свят. Он возвышен, и Его возвышенность является качеством Его сущности и непременно сопутствует Ему; в то же время Он близок к поклоняющемуся Ему. Когда человек кладет свое лицо на пол, покоряясь Аллаху и смиряясь перед Ним, Аллах становится близким к нему.

 

Поэтому в хадисе говорится: «Ближе всего раб бывает к своему Господу во время земного поклона, поэтому больше просите у Аллаха в это время»,– так как в это время ответ приходит более вероятно. Близость Аллаха не противоречит тому, что Аллах возвышеннее всех. Возвышенный – то есть, Ему принадлежит возвышенность во всех трех ее видах: возвышенное сокрушение, возвышенное положение и возвышенная сущность.

 

Все они подтверждаются в отношении Аллаха. Возвышенное положение Аллаха подтверждают немногие люди. Они не ценят Аллаха должным образом. Те, кто поклоняются кому-либо помимо Аллаха, не признают Его возвышенное положение, а также джахмиты и те, кто отрицают атрибуты Аллаха. Что касается сокрушения, то оно очевидно. Он – Сокрушающий.

 

Что касается возвышенности Его сущности, то некоторые люди отрицают ее. Но хуже всего то, что возвышенность сущности отрицают ученые, но не простые люди. Все простые мусульмане подтверждают возвышенность Аллаха, так как это заложено в их природе, а отрицают ее имеющие знание. Автор говорит: «и что нет противоречий между абсолютной возвышенностью и абсолютной близостью, так как нет никого подобного Ему ни в одном из Его качеств и атрибутов». Качеств и атрибуты – то же самое.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 851; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!