Фантазеры лишь мечтают. В своем воображении они создали прекрасные утопии, однако эти утопии никогда не становятся реальностью, не могут стать реальностью.
Если вы реагируете на прошлое, вы обусловлены прошлым. Если вы забываете прошлое и смотрите в будущее, то вами по‑прежнему управляет прошлое, вы просто этого не осознаете. Глядя в будущее, вы видите прекрасные сны, но они не могут изменить реальность. Реальность остается той же самой; сны совершенно неэффективны, бессильны.
Первая свобода, «свобода от» – это реагирование. Вторая свобода, «свобода для» – это революция. Третья свобода, «просто свобода» – это бунт. Она ориентирована на настоящее. Первая свобода – политическая, вторая – поэтическая, а третья – мистическая, религиозная.
Что я имею в виду, когда говорю «просто свобода»? Ни «за», ни «против», ни прошлого, ни будущего, просто пребывание здесь‑и‑сейчас, просто жизнь от мгновения к мгновению без идеологии, без утопии.
Подлинный саньясин, подлинный мистик не выступает ни против прошлого, ни за будущее. Он настолько поглощен настоящим, что у него нет ни времени, ни энергии для прошлого и будущего. Именно так рождается бунт.
Бунт – это самое прекрасное явление в мире. Будда – бунтарь, равно как и Иисус; Атиша – бунтарь, равно как и Кабир. Это бунтари. Вы ошибетесь, если будете думать о них как о революционерах; это не так. Никто из них не был революционером. Они ориентированы совершенно на другое, они ориентированы на сейчас, здесь. У них нет никаких идей; в сознании не может существовать никакая идеология.
|
|
Полнейшая чистота этого мгновения… Эти люди проживают его, наслаждаются им, превращают его в песню, танец. А когда приходит следующее мгновение, они проживают его с той же самой радостью, с тем же самым весельем. Они переходят от мгновения к мгновению, они не планируют наперед.
Именно поэтому на Востоке, где мистики были мощной силой, не появилось ничего похожего на коммунизм. Это западная идея; невозможно представить, чтобы она могла возникнуть в восточном сознании. И ничего подобного утопическим представлениям о будущем – будь то «Утопия» Мора или другие утопии; ведь существует так много социалистов‑утопистов – ничего подобного также не возникало.
Однако возникло нечто совершенно иное: Будда, Атиша – индивидуальности, живущие от мгновения к мгновению в такой полной радости, что эта радость начинает заражать. Каждый, кто вступает с ними в контакт, испытывает потрясение, начинает по‑новому смотреть на реальность. Эти люди дарят вам новое понимание «здесь‑и‑сейчас». Это «просто свобода». Помедитируйте над этим.
Не нужна также и никакая психология, и именно поэтому психология не появилась на Востоке. Нет необходимости возвращаться в прошлые травмы. На самом деле, даже если вы и вернетесь в прошлые травмы, вы никогда от них не освободитесь. Возможно, вы станете более принимающими, более понимающими, но вы никогда от них не освободитесь.
|
|
Что бы ни говорил основатель первичной психотерапии Артур Янов о постпервичном человеке, он так и не смог создать ни одного постпервичного. Он и сам – не постпервичный человек. Полное освобождение от прошлого, полное освобождение от прошлых ран – такое невозможно. Тем способом, какой используют психоанализ и близкие к нему методы психотерапии, это невозможно. Прошлого не существует. От чего вы пытаетесь освободиться?
В действительности, находясь под воздействием харизматичного психотерапевта, вы начинаете создавать прошлое, соответствующее его представлениям. Вот что происходит: если вы приходите к фрейдисту, вы создаете фрейдистское прошлое, а если приходите к юнгианцу, то создаете юнгианское прошлое. Сейчас это хорошо известный факт – то, что пациенты начинают фантазировать и создавать то прошлое, которое ожидает психотерапевт. Юнгианский пациент очень легко начинает путешествовать в прошлые жизни, вспоминая великие тайны, эзотерические и оккультные. Такое никогда не происходило ни с одним пациентом Фрейда. Фрейдистский пациент предъявляет то, что ожидает Фрейд: либидо, сексуальные фантазии, странные сексуальные фантазии, инцест и всевозможные сексуальные травмы. Эти травмы никогда не всплывают в юнгианской психотерапии. Пациент, подвергающийся первичной психотерапии, начинает издавать крики, которые, возможно, не являются следствием реальных переживаний.
|
|
Однако люди очень любезны: если вы предлагаете им идею, они из любезности воплотят ее. На самом деле, пациент начинает относиться к психотерапевту с очень, очень большим сочувствием – ведь этот бедный парень так усердно трудится – и поэтому рано или поздно начинает ему угождать. И вот, на Западе существуют сотни видов психотерапии, и каждый психотерапевт обретает уверенность в своей правоте. Его пациенты его дурачат. И те же самые пациенты идут к другому психотерапевту, и дурачат и его тоже. Пациенты играют в большую игру, и это происходит бессознательно.
Разум настолько огромен, что вы всегда можете выбрать несколько фрагментов, которые будут соответствовать конкретной философии, конкретной психологии или конкретной психотерапии. Человек – это огромный континент, это не мелкое явление. Он может содержать в себе множество фрейдов, множество юнгов, множество адлеров. И вы всегда можете выбрать – внутри вас содержится столь многое, что вы всегда можете найти способ выбрать определенные фрагменты, которые подойдут для той психотерапии, которой вы подвергаетесь.
|
|
Восток не создал ничего подобного коммунизму, здесь нет ничего подобного психоанализу, и тому есть причина. Причина в том, что мистик не пытается быть свободным от прошлого, мистик не пытается быть свободным для чего‑то в будущем. Стремление мистика к свободе, которую он называет мокшей , полной свободой, никак не связано ни с тем, чего уже нет, ни с тем, чего еще нет. Его всецело интересует только данное мгновение, это крошечное кристально‑чистое мгновение.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 768; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!