РЕВОЛЮЦИОННАЯ ГРОЗА НАД РОССИЕЙ 29 страница



202

Читая эти саркастические плехановские строки, невольно дума­ешь, что их автор сумел заглянуть далеко вперед, увидев, что станет с большевистской партией после принятия в 1921 г. знамени­той резолюции X съезда РКП(б) о запрещении фракций и особенно после прихода к власти Сталина. По отдельным, как будто вскользь брошенным замечаниям Ленина, разбросанным в его публицистике и выступлениях 1903—1904 гг., меньшевики могли судить об опас­ных тенденциях, уже тогда таившихся в его плане построения партии. Напомним, что Ленин называл неисправимыми утопистами тех, «кто хочет широкой организации рабочих с выборами, отчетом, всеобщими голосованиями и пр. », осуждал «неуместное и неумерен­ное применение выборного начала», выступал за оплачиваемый из партийной кассы аппарат социал-демократических функционеров и т. д. 1 И все же, отдавая должное интуиции Плеханова, Аксельрода, Мартова и Троцкого, следует сказать, что до 1917 г. указанные ими отрицательные черты большевизма находились еще в начальной стадии развития. Здесь сыграли свою роль широкое движение за демократизацию внутрипартийной жизни в 1905—1907 гг. и объ­единение с меньшевиками и национальными социал-демократичес­кими партиями в 1906 г., сопровождавшееся принятием более демо­кратичного устава РСДРП. Наконец, надо учитывать, что в 1908 — 1911 и 1914 — 1916 гг. в силу объективных условий влияние больше­вистского центра на партийную периферию было вообще невелико. Тем не менее уже в дооктябрьский период достаточно определенно просматривалась тенденция к сосредоточению в руках Ленина и его ближайшего окружения мощных рычагов воздействия на партий­ный аппарат и рядовых членов большевистской фракции (бескон­трольное распоряжение денежными средствами, устранение с руко­водящих постов людей, проявлявших нелояльность к вождю, вы­движение партийного «молодняка» по принципу личной преданнос­ти лидеру, стремление к монополизации идеологического руковод­ства и т. д. ). Не случайно после Первой русской революции из большевистского руководства исчезли А. А. Богданов, Л. Б. Красин, А. В. Луначарский, позволявшие себе не соглашаться с Лениным. С другой стороны, именно Ленин способствовал продвижению по пар­тийной иерархической лестнице такой сомнительной личности, как Виктор Таратута, не говоря уже об оказавшемся провокатором Романе Малиновском. Общеизвестна также неразборчивость боль­шевистского руководства в средствах пополнения партийной кассы (экспроприации).

Что касается Ленина, то в 1904 г. в своих печатных работах и публичных выступлениях он старался не задевать лично Плехано-

1 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 6. С. 119-120, 133; т. 7. С. 7.


203

ва. Его сдержанность объяснялась как чисто тактическими сообра­жениями, так и сохранявшимся у большевистского лидера уважени­ем к своему сопернику1. Однако это лишь подзадоривало Плехано­ва. В мае 1904 г. он обратился с открытым письмом к ЦК РСДРП, где преобладали тогда «примиренцы», подбивая их на то, чтобы отнять у Ленина право представлять ЦК за границей (это, кстати говоря, и было сделано в июле 1904 г. ). Кроме того, Плеханов позволил себе совершенно недопустимую, особенно для председате­ля Совета партии, который по долгу службы обязан был иметь дело с обеими фракциями, выходку. На страницах «Искры» он адресо­вал Ленину следующие строки Некрасова:

Слыл умником и в ус себе не дул,

Поклонники в нем видели мессию,

Попал на министерский стул

И — наглупил на всю Россию! 2

В ответ большевики М. Н. Лядов и Н. В. Валентинов (он выступил под псевдонимом Нилов) направили в редакцию «Искры» два очень резких, граничащих с грубостью письма.

Лядову Плеханов ответил в подчеркнуто издевательской манере: «Что касается собственно Ваших допросных пунктов, то я, не служащий дворянин Тамбовской губернии, Георгий Валентинов сын Плеханов, у исповеди и святого причастия давно уже не бывавший, не токмо за страх, но и за совесть отвечаю...» И далее Плеханов заявлял, что в случае необходимости будет объясняться только лично с Лениным, а не с его ходатаем «советником Лядовым» 3.

Что касается второго письма (а к его составлению, если верить Валентинову, был непосредственно причастен и Ленин) 4, где гово­рилось, в частности, что один из сводных братьев Плеханова, Гри­горий служит исправником в г. Моршанске, то Плеханов расценил его как откровенную брань, а редакция «Искры» отказалась печа­тать подобное «произведение», приравняв его к анонимке 5.

1 Н. В. Валентинов, который в 1904 г. был достаточно близок к Ленину, вспоминал, что тот говорил о Плеханове: «Это человек колоссального роста, перед ним приходится съеживаться» (Валентинов Н. В. Встречи с Лениным. С. 196, 251 — 252). Плеханов импонировал Ленину, как никто другой, больше, чем Каутский или Бебель. Все, что он говорил, писал, делал, крайне интересовало Ленина, который весь обращался в слух, когда речь заходила о Плеханове. Ленин безоговорочно поддержал его в философских спорах с Валентиновым.

2 См.: Плеханов Г. В. Соч. Т. XIII. С. 108.

3 Там же. Т. XIII. С. 111-112.

4 См.: Валентинов Н. Встречи с Лениным. С. 268.

5 Плеханов Г. В. Соч. Т. XIII. С. 114-115.

204

В обстановке все усиливающейся конфронтации между больше­виками и меньшевиками Плеханов счел нужным вновь вернуться и к вопросу о своем отношении к книге Ленина «Что делать?». В большой статье «Рабочий класс и социал-демократическая интелли­генция», увидевшей свет в двух августовских номерах «Искры», он заявил, что заметил в «Что делать?» довольно много теоретических ошибок еще тогда, когда познакомился с рукописью Ленина. Пле­ханов якобы даже настаивал тогда на переработке ряда мест, где шла речь о соотношении стихийности и сознательности в рабочем движении. Однако члены редакции «Искры» стали говорить Пле­ханову, что он слишком строг к Ленину, что тот, несмотря на отдельные неудачные выражения, строго придерживается ортодок­сального марксизма, а сам Ленин пообещал ему внести в рукопись необходимые исправления (но не сделал этого). Вот почему Плеха­нов не стал в то время выступать против автора «Что делать?» публично, о чем он позже очень сожалел.

Позиция Ленина в промежуток времени между выходом в свет книги «Что делать?» и II съездом РСДРП давала основание Плеха­нову надеяться на то, что его «инстинктивный» марксизм быстро превращается в марксизм сознательный и он уже исправил старые ошибки. Именно этим Плеханов и объяснял свое стремление не касаться на съезде старых разногласий. Тем не менее он признал, что зашел в своем «обелении» Ленина слишком далеко. «Иногда я говорил так, как говорят няньки о напроказивших детях, которых они хотят исправить, не прибегая к наказаниям. «Это не Ваня (или, там, не Володя) шалил, это шалила кошка, а Володя (или, там, Ваня) — умный мальчик, он шалить не будет». Этот старый педаго­гический прием был ошибкой, о которой я теперь очень сожа­лею... », — писал Плеханов1.

По его словам, он даже не предполагал, что сторонники Ленина сделают из «Что делать?» столь далеко идущие выводы о совершен­но исключительной роли, которую призваны играть в пролетарской партии «профессиональные революционеры», несущие рабочим свет социалистической мысли и заодно безраздельно царящие в партийных комитетах. Однако реальная действительность превзо­шла все его опасения. «Только после съезда, — писал Плеханов, — наблюдение показало мне, что взгляд Ленина на рабочую массу как на «неисторический элемент истории», как на «Материю», движи­мую к социализму действующим извне «Духом», что этот ошибоч­ный взгляд в значительной мере определил собою тактические и организационные понятия как самого Ленина, так и многих наших «твердых» практиков. Наконец, только после съезда понял я, как горько я ошибался, приписывая Ленину движение «вперед». На самом деле он и не думал идти в этом направлении. Как нельзя

1 Плеханов Г. В. Соч. Т. XIII. С. 138.

205

более довольный той популярностью, которую создало ему его отклонение от марксизма, сделавшее его идеи более доступными для наименее подготовленных к пониманию марксизма «практи­ков», он не только не отложил в сторону палки, искривленной им в полемике с «экономистами», но сел верхом на эту кривую палку и обнаружил самое недвусмысленное намерение ехать на ней — при восторженных кликах всех советников Ивановых нашей партии 1, — в сторону... «диктатуры». Все это коренным образом изменило в моих глазах положение дел, и я решил бороться и спорить, следуя неоспоримо верному в данном случае правилу: лучше позд­но, чем никогда» 2.

Что касается существа проблемы, то Плеханов справедливо воз­ражал против утверждения Ленина о том, что теоретическое учение социал-демократии возникло совершенно независимо от стихийного роста рабочего движения. При этом он ссылался на пример Маркса и Энгельса, которые, несомненно, отразили в своем идейном разви­тии рост рабочего движения в Германии, Франции и Англии, а также на эволюцию взглядов той группы народников (сначала зем­левольцев, а потом чернопередельцев), к которой принадлежали он сам и П. Б. Аксельрод. «...Мне, игравшему некоторую роль в исто­рии возникновения группы «Освобождение труда», — напоминал Плеханов, — приходилось, когда я еще был народником и принад­лежал к организации «Земли и воли», главным образом, «зани­маться с рабочими»; я убежден, что именно опыт, приобретенный мною в этих «занятиях», подготовил меня к усвоению марксизма» 3. По мнению Плеханова, Ленин разошелся в «Что делать?» с Марк­сом, Энгельсом и Каутским, когда утверждал, что сами по себе, без революционной интеллигенции, рабочие не могут пойти дальше тредъюнионистских взглядов. Между тем рабочие испытывают ин­стинктивное влечение к социализму, вырастающему из самих жиз­ненных условий, в которые поставлен наемный работник. Интелли­генция же ускоряет этот процесс, делает его более осмысленным, но в то же время и сама учится у пролетариата 4.

Вряд ли есть необходимость повторять здесь то, что уже было сказано по данному вопросу выше, когда мы анализировали работу II съезда РСДРП. Напомним лишь, что в 1905 г. Ленин сформули­ровал свое понимание соотношения стихийности и сознательности в

1 Советник Иванов — персонаж одного из произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина, который был так мал ростом, что не мог вместить в себя никакого «пространства». Синоним ограниченного, примитивно мыслящего человека. Этот образ Плеханов неоднократно применял по отношению к большевикам.

2 Плеханов Г. В Соч. Т. XIII. С. 139-140.

3 Там же. С. 119.

4 Там же. С. 132.

206

рабочем движении уже не так, как в книге «Что делать?»: «Рабо­чий класс, — писал он с учетом опыта революции, — инстинктив­но, стихийно социал-демократичен, а более чем десятилетняя работа социал-демократии очень и очень уж немало сделала для превраще­ния этой стихийности в сознательность» 1. И думается, что Плеха­нов вряд ли стал бы возражать против подобного подхода к вопросу о роли марксистской партии в социалистическом воспитании рабо­чего класса.

В августе 1904 г. состоялся шестой по счету, Амстердамский конгресс II Интернационала. Первоначально предполагалось, что его делегатами от РСДРП будут все члены Совета партии, включая Ленина. Однако последний решил передать свой мандат большеви­кам М. Н. Лядову и П. А. Красикову, в задачу которых входило и распространение большевистских «Материалов к выяснению пар­тийного кризиса в РСДРП», составленных при участии Ленина в противовес официальному меньшевистскому докладу о состоянии российского социал-демократического движения и причинах раско­ла РСДРП (автором его был Ф. И. Дан). В итоге в Амстердам приехали Плеханов, Аксельрод и Дан. Что же касается большеви­ков Лядова (а его Плеханов имел теперь основания считать своим личным врагом) и Красикова, то Георгий Валентинович был против их включения в состав делегации РСДРП. Однако Международное социалистическое бюро решило вопрос о представительстве на кон­грессе в пользу большевиков.

В целом Амстердамский конгресс стал незаурядным событием в истории международного рабочего движения. Поскольку он проис­ходил в разгар русско-японской войны, делегаты решили избрать заместителями председателя конгресса представителей обеих воюю­щих держав — Плеханова и Сэна Катаяму. Под дружные аплоди­сменты всего зала они обменялись товарищескими рукопожатиями, и эта маленькая, но очень трогательная демонстрация пролетарско­го интернационализма, которую реакционная газета «Московские ведомости» тут же назвала актом «национальной измены» со сторо­ны Плеханова, дала соответствующий настрой всей последующей работе конгресса. В своей речи, встреченной бурными аплодисмен­тами делегатов, Плеханов резко критиковал внутреннюю и внеш­нюю политику царизма. Конгресс осудил политику захватов, кото­рую вели на Дальнем Востоке как Япония, так и Россия.

В Амстердаме были приняты также резолюции о возможности участия социалистов в буржуазных правительствах (этот вопрос был решен отрицательно) и о всеобщей стачке пролетариата как крайнем средстве борьбы за изменение существующего строя или отпора посягательствам на права рабочих со стороны реакционных

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 12. С. 86.

 

 


207

сил. Плеханову больше импонировала резолюция Лилльского съез­да французских социалистов, предусматривавшая возможность перехода от всеобщей стачки к восстанию. Но в такой плоскости вопрос на Амстердамском конгрессе не обсуждался, и ему остава­лось лишь выразить надежду, что рано или поздно международная социал-демократия решит данную проблему более радикально 1.

Обсуждался на конгрессе и еще один вопрос, имевший самое прямое отношение к России, — вопрос о единстве социалистическо­го движения. Как известно, в начале 900-х годов в Англии, Фран­ции, России было по несколько партий, объявлявших себя социа­листическими. Конгресс же решил, что в принципе такая ситуация не может считаться нормальной и в каждой стране должна быть только одна социалистическая партия. Плеханов очень скептически относился к единству революционеров и оппортунистов. Так, на­пример, комментируя решение Болонского съезда итальянских со­циалистов, он писал весной 1904 г. в «Искре»: разногласия по вопросу о реформах - и революции вырыли уже такую глубокую пропасть между реформистами и революционерами, что им нельзя идти вместе. Когда положение дел принимает такой оборот, раскол представляется совершенно естественным явлением. Однако в Рос­сии, по мнению Плеханова, ситуация была принципиально иной. Здесь меньшевики были якобы вполне согласны с большевиками в программных и тактических вопросах, но ленинцы стремились к расколу 2. В заметках о работе Амстердамского конгресса Плеханов опять повторил, что в РСДРП влияние оппортунизма равно нулю 3.

Разумеется, у Ленина была на сей счет совсем иная, прямо противоположная плехановской, точка зрения. Не случайно, в самом конце 1904 г., когда в России началась так называемая банкетная кампания в связи с 40-летием судебных уставов 1864 г. и редакция «Искры» предложила рабочим поддержать эти конститу­ционные по своему духу выступления либеральной и демократичес­кой общественности, Ленин и Плеханов дали подобным рекоменда­циям совершенно разную оценку. Для Ленина налицо было своего рода «удвоение» меньшевистского оппортунизма, который из облас­ти организационных вопросов перешел теперь в сферу тактики. Плеханов же, выпустивший в начале 1905 г. небольшую брошюру «О нашей тактике по отношению к борьбе либеральной буржуазии с царизмом (письмо к ЦК РСДРП)», наоборот, горячо выступил в ее защиту.

Он считал, что меньшевистская «Искра» по существу предлагает рабочим то же самое, за что агитировал в свое время сам Ленин в «Что делать?»: будоражить общество, использовать любой повод для изложения пролетарских требований, толкать либералов влево

1 См.: Плеханов Г. В. Соч. Т. XVI. С. 350-351.

2 Там же. С. 73.

3 Там же. С. 339.

208

и тем самым делать их оппозицию самодержавию более эффектив­ной. Нам предстоит буржуазная революция, главную роль в кото­рой суждено будет сыграть, однако, пролетариату, предупреждал Плеханов. И социал-демократы должны своевременно позаботиться о том, чтобы в этой революции приняли активное участие все те буржуазные элементы, которые могут в ней участвовать. Иначе может случиться так, что в то время как пролетариат будет, не щадя живота, сражаться с самодержавием, буржуазия будет сложа руки ожидать исхода битвы, а затем приберет к рукам добытые рабочими плоды победы 1.

Но неужели Ленин был против этого? — может спросить чита­тель. Конечно, нет. Но его гораздо больше волновал теперь не вопрос о том, как «разбудить» спящих либералов и прибавить им смелости, а вопрос о самостоятельной классовой линии пролетар­ского движения, увеличении его влияния на крестьянство, критике непоследовательности и шаткости «проснувшихся» либералов. Рос­сия стояла на пороге первой в своей истории революции, которая и должна была решить, кто же в конечном счете прав — большевики или меньшевики, Ленин или Плеханов?

1 См.: Плеханов Г. В. Соч. Т. XIII. С. 182-183.

ГЛАВА VI

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ГРОЗА НАД РОССИЕЙ

 

Для профессионального революционера революция — это вопло­щение его мечты, реальная возможность проверить и скорректиро­вать свои теоретические схемы и вместе с тем — суровый экзамен на историческую дееспособность. Это время тревог и ожиданий, время беспрестанного горения, когда сама жизнь как бы «пришпо­ривает» мысль и волю (выражение Розы Люксембург), постоянно рождая что-то новое, неожиданное, порой парадоксальное. Но сколько же ловушек таит в себе этот революционный вихрь: со­блазн излишней торопливости, угрозу сектантства, увлечение ради­кализмом или, наоборот, крен в сторону сомнительных компромис­сов, пассивной, выжидательной тактики... Революционер постоянно вынужден маневрировать между «авангардизмом» и «хвостизмом», опасностью слишком забежать вперед, оторваться от масс, превра­титься в генерала без армии и перспективой остаться простым регистратором стихийного хода событий. И чтобы пройти между Сциллой революционного романтизма и Харибдой трезвенного по­литиканства, он должен обладать не только опытом и осмотритель­ностью, но и смелостью, чувством нового, иметь холодный ум и горячее, страстное сердце борца.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 42; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!