Старые опыты в пользу horror vacui 16 страница



Впервые мысль о метаморфозе озарила Гёте в Падуе, в ботаническом саду, где каждая флора предстала перед ним во всей своей ослепительной яркости. Он сам рассказывает о редких деревьях, им виденных, о вееристой пальме, привлекшей его внимание, и о волшебно-сверкавших огненных цветах Bignoni и radicans5 . 27 сен­тября 1786 г. он пишет: «Здесь, в этом вновь выступающем передо мной многообра­зии, все живее становится во мне мысль, что может быть все растительные формы (Pflanzengestalten) можно произвести из одной»58. В Палермо он опять возвращается к «старой фантазии»: «Нельзя под этим множеством отдельных растений обнаружить перворастение? Оно должно же существовать, ибо как убедился бы я, что то или иное образование есть растение, если бы все они не были созданы по одному образ­цу?»59 И, наконец, 17 мая 1787 года он вполне уверенно пишет Гердеру из Неаполя: «Должен доверить тебе, что я уже стою совсем близко к тайне происхождения


92


Натурфилософские взгляды Гёте


Натурфилософские взгляды Гёте


93


 


и организации растения, и что это самая простая вещь, какую только можно себе представить»60. Перворастение будет удивительнейшим созданием в мире, в котором должна будет позавидовать мне сама природа. С этим образцом и ключом к нему можно будет потом до бесконечности открывать растения, которые хотя и не суще­ствуют, но могли бы существовать и которые суть не только художественные или поэтические тени и призраки, а имеют внутреннюю правду и необходимость. Тот же закон будет применим и ко всему остальному живущему». Труды Гёте по сравни­тельной анатомии и явились приложением этой идеи к остальному живущему. «Так как раньше я нашел Перворастение, то с тем большим рвением я старался найти Первоживотное, то есть в конце концов понятие, идею животного» . Есть намеки на то, что Гёте не остановился на идеях Urpflanze62 и Urtier63, как первоначальных, но пытался дойти до синтетического первоначального единства растений и живот­ных. Это то, что он называет Lebenspunkt, который под влиянием света становится растением и под влиянием тьмы — животным64. Но вернемся к частному аспекту этой жизненной точки — первичному типу, лежащему в основе всех растительных форм. Что сказать об нем? Скажем ли мы вслед за Шиллером: «Это не опыт, а идея»? Или, наоборот, будем считать, что здесь мы стоим на почве эмпирии и с нее не сходим? Если мы будем брать его исключительно в эмпирическом смысле, то натолкнемся на трудности. Конечно, он — не физически-реальный лист, который ботаник может положить под микроскоп или который может производить физиоло­гические опыты. Гёте сам ищет выражение для него: «Само собой разумеется, гово­рит он, что нам нужно было бы иметь общее слово (ein allgemeine Wort), которым мы могли бы обозначить этот превращающийся в столь различные виды орган, и этим путем сравнить все явления его вида»65. Можно поэтому сказать, что как перворастение Гёте есть «vйgйtal idйal»66, так идеален и его лист. Не без основания Закс замечает, что Гёте создает «einen verallgemeinerten Begriff, den man zunдchst ganz willkьrlich mit dem Worte Blatt bezeichnet»67. По Заксу Гёте постоянно берет мета­морфозу то в смысле метаморфозы во времени, то в смысле идеальной сверхвре­менной метаморфозы. Это замечание крайне существенно. По Заксу Гёте колебался до конца68. Но иные (например, Тимирязев) судили не так. Они брали Гётеву мета­морфозу лишь в аспекте времени, то есть дарвинизировали Гёте. Такое выкидывание за борт идеальной связи видов (и тем не менее постоянное пользование ею) — харак­терное и неизбежное для дарвинизма. Идеальная связь (естественная классифика­ция) для дарвинизма не протофеномен, а эпифеномен реальной эволюции видов во времени. Дарвинист может пользоваться этой идеальной связью лишь для обнару­жения фактической эволюции. Но идеальное единство и идеальная классификация видов еще ничего не говорят о действительном генезисе. Это с классической ясно­стью показано и изложено Эд. фон Гартманом, на которого здесь достаточно со­слаться69. Естественная система кристаллов совсем не указывает на генеалогическое происхождение одних кристаллов от других. Золотые рыбки, составляя по своей окраске один непрерывный ряд от золотисто-желтого до черного, совсем не обра­зуют еще поэтому одного непрерывного генетического ряда. Мы сослались бы здесь, кроме того, в качестве примера на взгляды Линнея, для которого естественная классификация являлась заветной мечтой и который вместе с тем утверждал, что «tot numeramus species, quot ab initio creavit infinitum Ens»70. Обратное дарвинизму мы имеем в априорной натурфилософии. Здесь мы имеем тоже отождествление ре­альной эволюции во времени и сверхвременной идеальной эволюции. Но не идеаль­ная отражает реальную, а реальная идеальную. Априорная натурфилософия хочет реальный процесс уложить в прокрустово ложе идеальных схем. Однако сейчас же


 


встают трудности и при встрече с миром конкретной эмпирии приходится говорить о «задержках» или «извращениях» процесса, о «регрессах», о «ненормальном разви­тии» и т. д. Яснее всего это видно там, где конкретный материал менее всего терпит обобщения — в области философии истории и мифологии. Выражение «Hemmung»71 нередко встречается у Шеллинга последнего периода72. В применении к Гёте мы спросили бы: включает ли Тип все «неудавшиеся» виды, — и если можно, как гово­рит Гёте, вывести из него растения, которые были бы «последовательные», то есть не существуют, но могли бы существовать, то можно ли вывести из него «непосле­довательные» растения, — неудачные и нелогичные? Или, быть может, таких нет и не может быть вовсе? Здесь ботаника переходит в тенденцию. Казалось, что та пропасть между физикой и метафизикой, которая исчезла на время, возникает вновь. На почве кантовского дуализма вещи и явления исход был бы прост. Доста­точно было бы узаконить этот дуализм и сказать вместе с Шопенгауэром: «In Wahrheit aber ist dieses Urtier der Wille zum Leben: jedoch ist er als solches ein Metaphysisches, kein Physisches»73. Но что делать с таким принципом натуралисту? Ведь для него важно эмпирически-конкретное многообразие, эволюция видов во времени, а не их идеальная связь в естественной классификации? Ответ на вопрос в том, что Гёте называл «eine Art Wahnsinn»74. Тип и вечен и во времени сразу, то есть он вневременен. Он то, что Платон в «Тимее» называет мировой душой, Парацельс и ван Гельмонт называли Археем, и пифагорейцы — Гестией. Он двойствен и дву­лик, как Янус. Всякому, изучавшему натуралистические религии Востока, бросается в глаза та двойственная природа космического принципа, которая особенно про­ступает в образе Великой Матери богов, источника плодородия и смерти, жизни и разрушения. Таков Тип у Гёте.

Итак, Протофеномен и эмпиричен, и идеален. Пытались провести грань между протофеноменом, как первичным фактом феноменального мира (например, магнит для Гёте протофеномен), и перворастением, как имагинативным образом духа75. Вряд ли можно это делать.

Nichts ist drinnen, nichts ist draussen, Denn was innen, das ist aussen.

В Протофеномене совпадает бытие и познание, то есть познание и предмет. Он факт сознания в такой же мере, в какой и факт природы. Разделение одного и дру­гого — отзвук кантовских схем. Пытались далее определить Перворастение как «схему в кантовском смысле»76, как «Begriffschema»77 или как мост между мышлением и созерцанием. Не надо однако забывать, что это не только гносеологическая, но и онтологическая схема, и, конечно, не случайная иллюстрация абстрактного! Гёте, называя световой Протофеномен Abstrakt, имел в виду абстрактное, конечно, не в обычном смысле7 . Переживание природы и природа неразрывны. Чувствен­но-конкретная форма Перворастения не только форма мышления о природе, но и форма бытия природы. Иными словами, при известных условиях можно увидеть все растения природы в форме Перворастения. Оно не только идеальная связь, но и Реальный центр всех растительных индивидуумов, Протофеномен. В «Farbenlehre» ете отмечает, что протофеномены «открываются не рассудку путем слов и гипотез, а созерцанию через феномен»79. Перворастение для Гёте и факт сознания, и факт природы, одно не более, чем другое. «Предметное» по выражению Гейнрота, созер­цание Гёте непосредственно соприкасается с самим природным фактом, составляет часть самой природы. С другой стороны, протофеномены для Гёте «примыкают не­посредственно к идее и не признают над собой ничего земного»80. Таким образом,


94


Натурфилософские взгляды Гёте


Натурфилософские взгляды Гёте


95


 


     


здесь не только материализуется идея, но и идеализируется материя. При созерцании Перворастения мы созерцаем не только вечную идею растения, но и развитие во времени, которое протекает в ней, не затрагивая ее неподвижности. Перворастение, как вечный закон эволюции, действует во времени, проявляет свою власть над всеми индивидуумами эмпирического бытия, не исключая индивидуумов патологических и ненормальных, ибо «из Перворастения объяснимы ja sogar alle Monstra»81. На по­следних зачастую вечный закон выявляется с особенной резкостью и силой. Закон метаморфозы «выявляет как симметричное, так и причудливое; как плодоносное,

82

так и бесплодное; как постижимое, так и непонятное» .

Alle Glieder bilden sich aus nach ew'gen Gesetzen,

Und die seltenste Form bewahrt im geheimen das UrbildS3.

Перворастение — это не только идея в отрешенной замкнутости вечного бытия, проникнутого своеобразным дальтонизмом к хаотическому и патологическому, это — идея в титанической действенности своей над титанически-непокорным хаосом. Перворастение — не абстракция, облеченная в наглядную форму, а идея, являющаяся природной реальностью, и природная реальность, ставшая идеей. Оно факт природы, зримый духовным оком, и факт сознания, неразрывного с природ­ным восприятием. Иерархичность и синтетичность гётевского постижения прояв­ляется здесь во всей силе: с одной стороны — дуализм хаоса и идеи, с другой — монизм: идея побеждает хаос, становящийся той силой, которая «стремится к злу и творит добро», подобно Мефистофелю. Отсюда вытекает сам собой ответ на вопрос, что делать с Перворастением натуралисту, которого интересует генезис во времени. Нужно смотреть на этот генезис в неразрывной связи с вечной идеей, не закрывая глаза ни на несовершенство и патологию временного генезиса, ни на незыблемое идеальное родство. Мы подходим к идее «целестремительности», или как еще иначе не называть ее, по которой внешнее и внутреннее — два проявления одной стихии, того Lebenspunkt'a, который борется с косностью и пассивностью бездушного принципа смерти. Осуществить это видение временного и сверхвре­менного можно, следуя по стопам Гёте, у которого эмпирия и мышление, физика и метафизика слиты в одной неделимой точке. Спор о Гётевом листе в ботанике приводил к странным недоразумениям и неясностям. Так, одни спорили против того, что «лист» для Гёте есть «чистое понятие», ибо «понятия не могут превра­щаться, а лишь сменяться»84. «Лист» для Гёте не есть Платонова идея, потому что «не есть нечто существующее наряду с органом листа»85. Другие86 переносили, наоборот, метафизику Гёте в метафизику абстрактного, лишив Перворастение всех соков реального конкретно-эмпирического бытия. Ложные антитезы и мнимые недоумения! Их корень в дурной бессознательной философии, в скрытой филосо­фии, которая прорывается в положительную науку вопреки ее отрицанию. Если искать аналогий гётевскому Первообразу, то мы должны прежде всего указать на явления культа, которые и эмпиричны, и идеальны сразу. Такова же Шехина иудеев — материальный свет и незримая благодать, психофизическая реальность, соединяю­щая внутреннее и внешнее в одно неделимое целое.

Видение Гёте — почти галлюцинация: Гёте готов нарисовать карандашом на бумаге предносящийся ему образ, и вместе с тем такая вычерченная схема, как и всякая схема, будет, употребляя выражение Гёте, «ein abstractes compendiцses Sapienti sat» . Здесь открывается не внешний калейдоскоп явлений, постигаемый без внутренней связи, не механическое движение взятых аналитически моментов, как в дарвинизме. «Явления ничего не стоят, если не дают нам более глубокого


и богатого воззрения на природу»88. Дарвинизм хочет быть чистой эмпирией, опи­санием скорлупы, игнорирующим ядро, которое становится для него Weltrдtsel, он хочет быть монистичным. Но именно он-то дуалистичен, тогда как Гёте, начи­нающий с дуализма, подлинно целостен. Натуралист и философ вместе, натуралист в философии и философ в естествознании — таков Гёте. И ботаника, и остеология, и Farbenlehre Гёте подлинно философствуют.

Вопрос о видении Типа далеко еще не исчерпан. Мы должны преодолеть еще многие трудности и сомнения. Прежде всего напомним интересное сообщение Гёте, данное им в его статье «Das Sehen in subjektiver Hinsicht». «Я имел дар, — гово­рит Гёте, — закрывать глаза и с опущенной головой воображать в середине органа зрения цветок; цветок этот ни одного мгновения не сохранял первоначального вида, не распадался, и из его глубины опять выявлялись новые цветы с окрашенны­ми, даже зелеными листьями; это были цветы не природные, но фантастические, хотя правильные, как розетки у зодчих». И дальше, сравнивая это видение с видением художественных образов, он говорит: «Эти образы должны разверты­ваться, расти, расширяться и свертываться, чтобы из беглых схем стать подлинно предметными сущностями»89. Так мы подходим к вопросу об объективности зрения, о субъективном и объективном зрении, то есть к основным идеям Farbenlehre. Органика Гёте приводит его к физике. Известно традиционное отношение к этому отделу научной деятельности Гёте: хороший ботаник оказался плохим физиком. Таково мнение и Льюиса, и Уэвелля, и Гельмгольца, и Тимирязева. В новейшее время были сделаны попытки реабилитировать Гёте, очертить вокруг его Farben­ lehre магический круг, недоступный для физиков, и предоставив физике по-преж­нему хозяйничать в своей области математических абстракций. Мы уже достаточно протестовали против подобного дуализма. Что верно в физике, то верно и в метафи­зике, что неверно в метафизике, то неверно и в физике. Гёте сам, наверное, отка­зался бы от подобной попытки спасти его теории. Оставить механистическое пони­мание в физике можно было бы лишь из прагматически-утилитарных соображений. Но им Гёте был вполне чужд, ибо если в одном из своих стихотворений он говорит, что истинно лишь то, что плодотворно, — was fruchtbar ist, allein ist wahr90, то, конечно, потому, что был убежден в обратном: лишь истинное подлинно плодотворно. Скажут на это: «что знаем мы о сущности электричества? Ничего! Но оно служит нам, как безвольный слуга»91. Спросим однако: действительно ли служит, или мы постепенно оказываемся в положении ученика чародея, который вынужден воскликнуть:

Die ich rief die Geister Werd' ich nun nicht los!n

И если даже нет, то можно ли говорить о каких-то сущностях, отделенных от явлений, нуждающихся в особом познании? И что значит понять сущность? Дать ли ее абстрактное определение? Но не говорит ли Гёте, что бесполезно рассуждать 0 протофеноменах: их нужно видеть. Они — корень всякого плодотворного знания 0 явлениях. Их должен видеть и настоящий физик. Ложная гипотеза не может быть «рабочей», потому что не объяснит всего даже в пределах физики. Ньютонова опти­ка ложна для Гёте именно потому, что не охватывает всех физических явлений, а раз не охватывает, то и ограничена в своей плодотворности. С ложным методом Можно, правда, набрести на истинные и потому плодотворные факты, но плодо-орны-то будут факты, а не метод.

Непонимание Гёте и его Farbenlehre проистекает прежде всего из того, что забы­вают о двух вещах: во-первых, забывают о том, что современная наука не есть Наука,


Натурфилософские взгляды Гёте


97


 


а лишь этап в общем развитии Науки, что она предопределена целым радом обще­культурных (в особенности религиозных) предпосылок, легших в ее основу еще в эпоху Ренессанса и Реформации, — что точка зрения математического естествозна­ния не есть единственная и окончательная; во-вторых, забывают, что естествознание нового времени, даже отмежевываясь от философии, все же философствовало, и, философствуя бессознательно, философствовало дурно. К сожалению, и философия не раз повторяла его ошибки, превращаясь из ancilla theologiae в ancilla physicae . В применении к интересующему нас вопросу это значит: субъективность чувствен­ных качеств была неизбежна в системе количественного мировоззрения. К этому вела бессознательная философия галилеевского естествознания и его пыталась уза­конить теория «первичных и вторичных» качеств. Но весь вопрос в том, почему канонизуется, узаконяется и возводится в догмат количественное мировоззрение? Объявить качества мифом и иллюзией, перенеся в область субъективного, значит отодвинуть, а не решить проблему. Но достаточно билась новая мысль над решением мнимых антитез, возникающих на почве расщепления физического и психического! Пора вернуться к подлинному единству, когда мир физических абстракций приоб­ретет вновь красочную яркость, а психическое облечется в подлинную плоть. Число и количество становится тогда символом. Оно не уничтожается, но берется в нераз­рывной связи с качеством. Вновь выявляется то, что было искони основой мистики чисел: количество, символически спаянное с качеством. Тогда не покажется, напри­мер, странным, что число 4 и творческая мысль божества — одно и то же. Метафизи­ческие основы бытия берутся уже не по-галилеевски, а по-пифагорейски, и потому распространяются и в ту область, которая всегда была запретной для механистиче­ского миропонимания — в область живого и в область мысли94.

Возвращаясь к Farbenlehre, мы скажем, что свет и цвет у Гёте психофизичны. Это значит: нельзя брать цвета только как количественные явления, — мы поддались бы в этом случае фикции; нельзя брать цвета только как субъективные состояния сознания, как чистые качества, — в этом случае из Сциллы механистического воз­зрения мы попали бы в Харибду психологического субъективизма. Нужно идти из того центра, в котором совпадают природа и сознание, где есть и реальное, и идеаль­ное, где сознание не искажает предмета, потому что является неотъемлемым мо­ментом жизни предмета, где сама физика требует выхода к познающему не для его упразднения, а для включения в ткань познаваемого. Как человек есть и познаваемое, и познающее, так и вся природа есть тождество и познаваемого, и познающего на разных ступенях. Не только природа есть часть сознания, но и сознание есть часть природы. Не существует только зрящего и только зримого; зримое зрит себя в зря­щем, и зрящий есть зримое. Физическая природа видит себя через сознание, и соз­нание сознает себя через природу. Отсюда понятно, почему физика Гёте неразрывно сплетена с психофизиологией и эстетикой. В истории своих занятий Farbenlehre Гёте очень отчетливо показывает, как к своим физическим теориям он пришел в резуль­тате выяснения проблем живописи95. «Если кто имеет причины заниматься дейст­виями и отношениями красок, — говорит он в другом месте, — то это художник... Наоборот, оптик уже давно занят тем, чтобы изгнать их»96. Подлинное эстетическое переживание онтологично; оно — не Schein, не мираж, не субъективная иллюзия. С одной стороны сам глаз для того, чтобы видеть, должен быть светлым и солнечным.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!