Старые опыты в пользу horror vacui 3 страница
его жизни.
Изучение термина «инстинкт» привело к написанию целого исследования, впервые публикуемого в данной книге. Текст, написанный чернилами, занимает три школьных тетради (36 страниц). Рукопись не датирована. Вероятно, она была написана между 1927 и 1929 годами. Современная орфография позволяет предположить, что работа написана после 1926 г. Сохранившиеся карандашные заметки, сделанные на отдельном листке бумаги, вложенном в одну из тетрадей, свидетельствуют, что работа обсуждалась в ГАХН. С замечаниями выступали: П. С. Попов, Б. А. Фохт и А. Г. Цирес, предложивший дать «определение инстинкта у нас и везде». Эти заметки сделаны карандашом на отдельном листке, на другом листе бумаги чернилами написано определение инстинкта, которое помещено нами в начало статьи. Статья «К истории слова „нигилизм"» (1929)55 неразрывно связана не только с работой В. П. Зубова над терминологическим словарем, но и с его исследованиями по русской эстетике, подытожившими многолетние труды по изучению русской периодики XIX века, начатые им еще в гимназические годы: «Стиль в русской социологической эстетике XIX века», «Толстой и русская эстетика девяностых годов» и «Из истории русской эстетики (шестидесятые и семидесятые годы XIX в.)». Сохранилось сочинение, написанное В. П. Зубовым в 6-м классе гимназии, то есть в возрасте 16 лет: «Русский нигилизм шестидесятых годов XIX столетия в изображении Тургенева». Оно начинается следующими словами: «Базаров является
|
|
олицетворением новой эпохи, эпохи, когда на смену старых идеалов были выдвинуты новые, когда с грубым цинизмом и дерзостью было отвергнуто все то, в чем люди предшествующей эпохи видели цель и смысл жизни, когда была сделана попытка создать новые ценности, базируясь уже не на чувствах, а на точном исследовании, когда всякая метафизика была отвергнута и наука была признана единственным средством познания природы и истины. Колоссальные успехи естественных наук, давших очень многое для материальной жизни и очень мало для интеллектуальной, оказали большое влияние на взгляды многих, благодаря чему значение естественных наук как средства познания стало преувеличиваться, наука стала претендовать на то, чтобы заменить религию и философию, и метод естественных наук был признан единственным правильным методом. При таких условиях естественные науки не могли не оказать влияния на учение нигилизма».
А. А. Реформатский, известный русский лингвист, одноклассник В. П. Зубова, вспоминал: «Мы ожесточенно разбирали все „за" и „против" Базарова и Писарева, а В. П. Зубов вызывал у нас трепет: он ниспроверг нигилизм точными цитатами из Канта и Гегеля... Он уже тогда знал многое такое, что нам и не снилось... был мудрым созерцателем, философом, историком».
|
|
В двадцатые годы В. П. Зубовым были написаны очерки по истории русской проповеди. Это исследование посвящено изучению наследия выдающихся русских проповедников — св. Димитрия Ростовского, митрополита Платона (Левшина), митрополита Филарета (Дроздова), архиепископа Иннокентия (Борисова). В этом исследовании ярко проявились философские, филологические и богословские знания автора. Сохранилась рукопись этих очерков, написанная ясным убористым почерком на 305 страницах общей тетради с жестким переплетом. Фактически это рукописная богословская книга, написанная в период страшных гонений на церковь и на православие. По сути очерки продолжают апостольскую традицию духовных посланий. «Выделяя ряд филологических особенностей в проповедях XVII-XIX веков, В. П. Зубов проанализировал содержание художественной формы и на его основании провел тонкое и точное различение разных типов религиозного сознания. Это мистическое сознание, основанное на святоотеческой традиции (святитель Димитрий Ростовский), и так называемое имманентное»56.
|
|
В 1927—1930 годы, когда говорить и вспоминать о древнем происхождении своего рода было опасно, В. П. Зубов написал «Семейную хронику» рода Зубовых и Полежаевых (три тетради общим объемом 752 страницы). Он использовал письма и документы, хранящиеся в его архиве, а также устные семейные предания. Хроника состоит из 25 глав, повествующих о жизни, труде и молитве русских людей разных сословий. «Помнится, я размышлял тогда, — писал Василий Павлович. — Прадед пожертвовал деньги на просвещение язычников57, хлеботорговец Волги знал верным чутьем истину, истинный путь России — то, что венец культуры русской: слава христианства и церкви православной»58.
Заканчивается Хроника обращением к читателю: «„Оживут ли кости сия?" — эти слова из книги [пророка] Иезекииля преследовали меня всякий раз, когда приходилось пересматривать бумаги предков. Не смейся, читатель, над скромным и убогим трудом моим и не презирай его. Помни, что человека от животных отличает дар памяти. В нем — искра бессмертия, победа над змеем тления. Пусть же будут эти страницы келейным поминовением усопших, а не материалом для холодной статистики59 и бездушной социологии»60.
Работа «Из истории русской эстетики (шестидесятые и семидесятые годы XIX в.)» представляет собой завершенный труд, написанный на 139 страницах
|
|
18
Предисловие
Предисловие
19
ясным убористым почерком, с примечаниями, оглавлением и именным указателем. Эта рукописная книга XX века датирована 1929-1930 годами — трагическим временем упразднения ГАХН после проведенной «чистки» кадров. В. П. Зубов чудом остался на свободе, будучи отнесен к «категории молодых специалистов», тогда как старшие его коллеги либо поплатились жизнью, либо были репрессированы. Чудом сохранился архив ученого. Его труды дождались того времени, когда публикация их стала возможна.
В статьях В. П. Зубова 1920-х годов обращают на себя внимание идеи, никогда и нигде больше им публично не высказывавшиеся. Они свидетельствуют о тяготении к тому своеобразному философскому взгляду, который был распространен среди философов московской школы, особенно среди наиболее ярких ее представителей 1920-х годов — о. Павла Флоренского и А. Ф. Лосева.
После ликвидации ГАХН (1929 г.) научная деятельность В. П. Зубова продолжалась в различных учреждениях. С 1931 по 1935 год он был старшим научным сотрудником библиотеки Комакадемии. В эти годы занятия архитектурной теорией шли параллельно с изучением естественнонаучного наследия. При этом во всех своих исследованиях ученый неизменно основывался на методе, сложившемся в ГАХН: систематическая работа с первоисточниками в архиве и изучение всего корпуса библиографии по интересующему периоду. Большое значение В. П. Зубов придавал скрупулезному изучению письменных источников, научной и архитектурной терминологии61, полагая, что «создание исторического словаря архитектурной терминологии <...> одна из необходимых основ при разработке вопросов теории архитектуры, одно из средств проникнуть в ее философию»62.
Со временем будет трудно проводить границу между трудами по истории науки и истории архитектуры, поскольку в последних В. П. Зубов всегда учитывал физико-математические и химико-технологические знания архитекторов, работавших в Средние века и в эпоху Возрождения, а также технические и механические приспособления, используемые ими при строительстве.
Универсальность интересов В. П. Зубова, присущая ему энциклопедичность знаний нашли отражение в его глубоких исследованиях, посвященных архитектурному творчеству мастеров прошлого.
В библиографии мы видим, что до середины 40-х годов появляются публикации трудов, посвященных истории и теории архитектуры. Но многое из написанного в те годы еще не опубликовано.
В 1945 году В. П. Зубов был приглашен на работу в только что основанный при участии С. И. Вавилова и Л. В. Комарова Институт истории естествознания Академии наук СССР63. Здесь В. П. Зубов работал до конца своей жизни. Именно в эти годы В. П. Зубовым написаны основные труды по истории физико-математической мысли древности, Средневековья, Возрождения и XVII века.
С середины 50-х годов начинается новый период в научном творчестве В. П. Зубова. После приоткрытая «железного занавеса» стали возможны научные контакты с зарубежными коллегами на международных конгрессах и симпозиумах по истории науки. В 1960 году В. П. Зубова избрали действительным членом Международной Академии истории науки. В эти годы открылся доступ в крупнейшие библиотеки и архивы. Это дало возможность В. П. Зубову обратиться к изучению древних средневековых рукописей, — он всегда любил работать с первоисточниками. В. П. Зубов обладал редким даром находить и расшифровывать редчайшие древние рукописи, хранящиеся в русских и зарубежных архивах и библиотеках.
Именно к 1950-м годам относится большая часть опубликованных трудов, как в России, так и за границей. Надо отметить, что рецензии на эти труды были написаны в основном зарубежными коллегами, со многими из которых В. П. Зубов находился в постоянной переписке. Он был знаком с крупнейшими историками науки: А. Койре, Р. Татоном, П. Юаром, Г. Божуаном. Их письма хранятся в семейном архиве.
На Международный симпозиум, состоявшийся в Брюсселе и посвященный истории культуры Возрождения, он уже не смог приехать из-за тяжелой болезни. Его доклад «Le Soleil dans l'oeuvre scientifique de Leonardo de Vinci» («Солнце в трудах Леонардо да Винчи») прочитал 8 апреля 1963 года Анри Мишель. В этот же день Василий Павлович Зубов скончался. В декабре 1963 года Общество историков науки США посмертно наградило В. П. Зубова медалью имени Джорджа Сартона, а в журнале «Isis» был помещен некролог. В России В. П. Зубов был первым, кто удостоился этой почетной награды, присуждаемой за выдающиеся исследования в области истории науки. О том, насколько высоко оценивается вклад В. П. Зубова в историю мировой науки, говорит и такой факт, что сорок лет спустя после смерти ученого во Флоренции был прочитан доклад «Флорентийское наследие в трудах В. П. Зубова».
Еще в 1930 году в биобиблиографическом справочнике научных работников были определены научные интересы тридцатилетнего ученого — «история философии, история эстетики и искусствознания в России, история новой европейской философии в связи с историей точных наук»64. В дальнейшем о В. П. Зубове не было статей ни в одной из вышедших энциклопедий.
Данная книга знакомит читателя с неизданными ранними произведениями В. П. Зубова, не утратившими своей научной ценности. Уже в них проявилась необычайная широта и многообразие его научных интересов. Он неизменно сохранял присущую ему глубину обобщающей мысли, коренящуюся в целостности его религиозного мировоззрения. Он обладал даром видеть единое во многом и во многом — единое (in pluribus unum, ex pluribus unum).
Книга проиллюстрирована фотографиями, фрагментами рукописей и другими документами из моего семейного архива. Тексты публикуются без сокращения и без изменения. Орфография и пунктуация приведены в соответствие с действующими в настоящее время нормами.
Благодарю за постоянную поддержку сотрудников Московского архитектурного института и лично заведующего кафедрой истории архитектуры и градостроительства Д. О. Швидковского, а также о. Александра (Куликова), А. П. Огурцова, Ю. Н. Попова, М. Б. Горнунга, М. А. Солопову, Ю. Л. Адамия, Е. В. Алексееву, М. А. Зубову, О. В. Севостьянову и Е. А. Эшлиман за бескорыстную помощь при подготовке к печати этой книги.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См., например, статью В. Н. Гращенкова «В. П. Зубов — ученый-гуманист» (Советское искусство-
знание'19. М., 1985. С. 295-298).
2 Библиография трудов В. П. Зубова дана в конце книги на страницах 360-370.
3 См. подробнее: Сухотин П. Павел Васильевич Зубов. Некролог//Среди коллекционеров. М., 1922.
№ 1. С. 38-39; Соловьев Ю. И. История химии в России. М., 1985. С. 294.; Полунина Н., Фролов А.
Коллекционеры старой Москвы. М., 1997. С. 165-168.; Зубова М. В. Павел Васильевич Зубов //
Московский журнал. 2002. № 4. С. 38-43.
20
Предисловие
Предисловие
21
Так по месту расположения называли в народе Николаевские казармы, построенные в 1898-
1899 годах для 1-й гренадерской артиллерийской бригады.
Дневниковые записи. 1919-1920.
Там же. 27 октября, воскресенье. 1919.
Там же. 7 апреля 1920.
Там же. 27 октября, воскресенье. 1919. Этот замысел, вероятно, не был осуществлен. В начале
20-х годов Василий Павлович написал большое исследование: «Происхождение Новозаветного
апокалипсиса» (106 машинописных страниц вытянутого формата).
Там же.
Там же. 6 ноября 1919.
В 1926 году В. П. Зубов написал работу «Эстетика Д. В. Веневитинова», которая впервые публикуется в данной книге.
Проблема «ничто» интересовала В. П. Зубова и в 20-е годы. См. его статьи «Теория пустоты в физике XVII столетия» и «К истории слова „нигилизм"» в данной книге. Дневник. 31 декабря 1919. 27 ноября, среда. 1919. 25 ноября, понедельник. 1919.
Здесь можно отметить дар Василия Павловича извлекать пользу из книг различного содержания. Так, вероятно, детективы и «сыскные» романы способствовали развитию его способности проникать в события далекого прошлого. 18 октября, пятница. 1919. 22 октября, вторник. 1919.
Вероятно, в студенческие годы, году в 1918-м, был сделан доклад «Кризис индивидуализма», текст которого сохранился в семейном архиве.
В. П. Зубов. Дневниковые записи с октября 1919 г. по апрель 1920 г. — Семейный архив. Чичерин А. В. О «последних русских философах» и трудах одного из них // Московский журнал. 1992. № 2.
В. П. Зубов. Дневниковые записи.... Статья написана по старой орфографии.
От слова «троп» — греч. tropos — оборот, употребление слова в переносном его значении. 2/VII 1923. - РГАЛИ. ГАХН 941. Оп. 10. Ед. хр. 247. С. 8. Последний одиннадцатый номер бюллетеня вышел в 1928 году.
После «чистки кадров» весной 1929 г. штаты Академии были сокращены на две трети, а в январе 1930 г. она преобразована в Государственную Академию искусствознания (ГАИС). ГАХН. Отчет. 1921-1925. М., 1926. С. 19.
См.: Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 142. Там же.
Бюллетень ГАХН. № И. М., 1928. С. 22.
Из протокола заседания Комиссии по истории эстетических учений при Философском отделении ΡΑΧΗ от 21.10.1924 г., хранящегося в семейном архиве В. П. Зубова. Опубликовано в сб.: Вопросы искусствознания. Вып. XI (2/97). М., 1997. С. 622. Приводим текст протокола полностью:
«Протокол заседания комиссии по истории эстетических учений при философском отделении Р.А.Х.Н. от 21.10.1924 года.
Присутствуют: А. С. Ахманов, А. Г. Габричевский, А. А. Губер, Н. И. Жинкин, В. П. Зубов, М. И. Каган, А. Ф. Лосев, П. С. Попов, Т. И. Райнов, Б. В. Шапошников.
Председатель: А. Ф. Лосев. Секретарь: В. П. Зубов.
Заседание открывается в восемь часов вечера.
В. П. Зубов отвечает на возражения по докладу „Метод и путь изучения хроматики Гёте" и читает доклад на тему „Основные идеи хроматики Гёте" (основные положения доклада прилагаются).
В прениях участвуют: А. Г. Габричевский, Т. И. Райнов, А. Ф. Лосев.
А. Г. Габричевский возражает против возможности анализа хроматики Гёте вне связи со всем остальным творчеством Гёте и останавливается на изображении природы света в поэтических про-
изведениях Гёте.
а
По вопросу о символизме хроматики, отделяя хроматику от аллегории цвета, указывает на символичность, заключающуюся в самом понятии протофеномена. Отделение хроматики от метафизики, сделанное в докладе, неправомерно: в хроматике Гёте налицо метафизика света.
Т. И. Райнов развивает возражения, сделанные по предыдущему докладу. А. Ф. Лосев отмечает в докладе недостаточную ясность по вопросу об исторической преемственности в области хроматики и предшественниках Гёте. В. П. Зубов, отвечая на возражения, указывает, что его интересовала хроматика Гёте не поскольку она является продуктом индивидуального творчества, а поскольку она вскрывает положения хроматики вообще; потому он считал законным, находясь в пределах хроматики, оставить в стороне существовавшую у Гёте метафизику света: исследования в самой хроматике ведется Гёте помимо нея. Наличие в хроматике символического элемента в смысле символичности протофеномена должно быть принято, но в докладе полемика была направлена не против этого пункта, а против существующих символико-теософских истолкований хроматики.
Председатель: А. Ф. Лосев. Секретарь: В. П. Зубов». Наука и научные работники СССР. Л., 1930. С. 109.
См. письмо Г. Г. Нейгауза, опубликованное в кн.: Зубов В. П. Развитие атомистических представлений до начала XIX века. М., 1965. С. 7-8.
«Значительная часть этой картотеки была приобретена в свое время (1927 г.) Коммунистической Академией (секцией точных наук)» (из автобиографии, написанной в феврале 1941 г.). Текст доклада будет опубликован издательством «Алетейя».
Троицкий В. П. О неизвестной рукописи В. П. Зубова в архиве А. Ф. Лосева. Предисловие к статье В. П. Зубова «Теория пустоты в физике XVII столетия» (публикация А. А. Тахо-Годи; примечания и дополнения Д. А. Баюка) // Вопросы истории естествознания и техники. № 4. С. 630. Приношу свою благодарность за публикацию этой статьи. Там же.
Там же. С. 629-630.
В статье В. П. Троицкого, к сожалению, были допущены неточности. В частности, неверно, что «ни копий, ни каких-либо упоминаний о ней (т. е. о статье) в архивах Зубова не осталось» (С. 629). Кроме того, отнюдь не «сильное впечатление» от ареста друзей, как пишет В. П. Троицкий (С. 628), и не закрытие ГАХН помешали В. П. Зубову публиковать свои труды (которые он продолжал писать несмотря ни на что, даже не надеясь их напечатать), а общая обстановка в стране заставляла заниматься переводами. В то время это была единственная возможность ученого заработать на жизнь.
См., например, статью В. П. Зубова «Флорентийские опыты Торричелли-Вивани (К 350-летию со дня рождения Торричелли)» (Вестник истории мировой культуры. 1958. № 5. С. 54-66). Бюллетень ГАХН № 2-3. М., 1926 (на титуле MCMXXV). С. 28-29. Бюллетень ГАХН № 4-5. М., 1926. С. 33-34.
Попутно отметим сходное построение исследования Зубова «Метод и путь изучения хроматики Гёте», написанное в 1924 г. Бюллетень ГАХН. № 6-7. М., 1927. С. 35. Бюллетень ГАХН. № U.M., 1928. С. 25. Там же. С. 25-26.
ГАХН. Отчет. 1921-1925. М., 1926. С. 19.
Там же читаем: «Сводка всего материала по словарю закончена, но осуществление издания словаря затормозилось из-за отсутствия кредитов и собственного издательства Академии». Бюллетень ГАХН. № 6-7. М., 1927. С. 36. Там же.
Историко-философский ежегодник 2002. М., 2003. С. 413-439. При публикации старая орфография заменена на современную.
В дальнейшем В. П. Зубов написал ряд статей для БСЭ и Философской энциклопедии. Experiment/Эксперимент: A Journal of Russian Culture/ Ed. John Ε. Bowlt. Los Angeles, 1997. Vol. III . P. 277-282.
Статья напечатана в 1996 году в журнале «Декоративное искусство». 1996. № 2-4. С. 47-53. Радомская Т. И. Литературные тексты как психологический источник: К выходу книги В. П. Зубова «Русские проповедники» // Источниковедение истории отечественной психологии. Материалы научно-практической конференции. Челпановские чтения. Тутаев, 2004. С. 27.
Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!