Jewish Education Committee, 1946. 23 страница
то и другое «жизненном пространстве индивида». Так была заложена традиция (поддержанная идеями
У.Томаса об «определении ситуации» и Р.Мертона
«самовыполняющемся пророчестве»), в соответст вии с которой современный психолог давно уже не считает, что человек просто реагирует на ту или иную ситуацию, а исходит из того, что человек сам созда ет тот мир, в котором он живет.
своей работе 1943 года Левин пишет, что тео рию поля, в сущности, нельзя считать верной или неверной, поскольку будет точнее назвать ее мето-
|
|
48 Курт Левин: жизнь и судьба
дом— методом анализа причинных связей и постро ения научных конструктов (Lewin, 1943). Методом, ко торый сам Левин успешно использовал для научных исследований в самых разных областях психологии.
«СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ-ПРАКТИКИ ПРОСТО ОБРЕЧЕНЫ БЫТЬ СИТУАЦИОНИСТАМИ» (Росс, Нисбетт).
|
|
НЕ ОБРЕЧЕН ЛИ СИТУАЦИОНИСТ СТАТЬ СОЦИАЛЬНЫМ ПСИХОЛОГОМ?
Росс и Нисбетт пишут о ситуационизме, субъек тивизме и теории поля как о трех стратегических и наиболее важных идеях социальной психологии. Пер вый принцип посвящен ситуационным влияниям. Вто рой говорит о значении субъективной интерпретации ситуации человеком. Третий предлагает рассматривать явления психической жизни человека и группы в качестве полей, характеризующихся действием побуж дающих и сдерживающих сил. Описание всех этих принципов неразрывно связано с именем Курта Ле вина. Свою книгу авторы предлагают нам «как при глашение воздать должное великой традиции, восхо дящей к Курту Левину и видящей задачу фундамен тальной теории в первую очередь в анализе социально значимых феноменов реального мира, а в конечном счете — в осуществлении эффективных социальных преобразований» (Росс, Нисбетт, 1999, с. 29). Они считают, что представления теории поля К.Левина позволяют сформулировать положения, которые «ак центируют внимание как на динамических процессах, сдерживающих изменения, так и на динамических по следствиях самих изменений, которые могут проис ходить как в рамках социальных систем, так и вну три когнитивной системы отдельного индивида» (там же, с. 28). Тезис о том, что «социальный контекст
|
|
|
|
Курт Левин: жизнь и судьба | 49 |
пробуждает к жизни мощные силы, стимулирующие или ограничивающие поведение», они называют ос новным положением ситуационизма Левина.
На протяжении всей своей блестящей книги Росс
Нисбетт постоянно подчеркивают роль Левина как основателя традиции ситуационизма. Сами авторы, как известно, немало сделали для развития и упро чения этой традиции и распространения представле ний, в соответствии с которыми «социальные психо логи-практики просто обречены быть ситуациониста-ми» (Росс, Нисбетт, 1999, с. 328).
Перефразируя их замечательное высказывание, можно задаться вопросом: а не обречен ли ситуаци-онист быть социальным психологом? Другими слова ми, если мы откажемся от академического разделе ния психологической науки на «отдельные психоло гии», не ведет ли последовательное развитие идей си туационного подхода к неизбежному интересу к межличностным и социальным проблемам жизненно го пространства человека?
Путь Курта Левина был именно таким. В цитиро вавшихся биографических воспоминаниях о Левине приводилась точка зрения его дочери, в соответствии
которой обращение Левина к социальной психоло гии и вообще социальным проблемам произошло под влиянием различных событий, в том числе трагичес кого опыта его жизни. Такой взгляд невозможно ос паривать. Однако все же вряд ли такой переход был бы возможен, если бы к нему не вела сама логика научной мысли Левина, логика развития темы всей его жизни — исследования жизненного пространства ин дивида с его социальными свойствами.
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!