Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 264 страница
’’Цивилизации и недовольных ею” Фрейд продолжил этот ход мысли, говоря об ’’органическом вытеснении”, например, в случае табу на менструацию или анальный эротизм, который таким образом про кладывает путь в цивилизацию. Но еще в 1897 г. мы встречаемся с тем, что, как выразился Фрейд в письме к Флиссу (14 ноября 1897 г., письмо 75), ”в вытеснении участвует и нечто органическое”^.
Процитированные здесь различные высказывания показывают, что уверенность Фрейда в ’’органическом” неприятии войны была не просто попыткой вырваться из трагической перспективы своих представлений об
|
|
инстинкте смерти, выработанной как бы ad hoc^ в ходе дискуссии
Эйнпггейном; она согласовывалась с ходом его мышления и, хотя никогда не доминировала, с 1897 г. присутствовала на заднем плане его мысли.
Если бы были правильны предположения Фрейда о том, что цивили зация вырабатывает ’’органическое” и наследуемое вытеснение, т. е. что
|
|
ходе развития цивилизации некоторые инстинктивные потребности
самом деле ослабляются, тогда, конечно, он нашел бы выход из дилеммы. Тогда некоторые инстинктивные побуждения, противореча щие культуре, не подталкивали бы цивилизованного человека в той же мере, как и первобытного. Импульс к разрушению оказался бы не столь интенсивным и могущественным у цивилизованного человека, как у пер вобытного. Такой ход мысли привел бы и к умозаключению, согласно которому некоторые ограничения на убийство, возможно, воздвигнуты
|
|
ходе развития культуры и закрепляются наследственно. Впрочем, даже если бы в принципе удалось обнаружить подобные наследственные факторы, было бы чрезвычайно трудно допустить их существование наряду с инстинктом смерти.
|
|
соответствии с представлением Фрейда инстинкт смерти — это тенденция, внутренне присущая всей живой субстанции; с теоретической точки зрения представляется затруднительным допустить, что столь фундаментальная биологическая сила способна ослабнуть в ходе раз вития цивилизации. По той же самой логике можно было бы пред положить, что Эрос способен органически ослабнуть, а такое пред положение повело бы к более общему допущению, что саму природу живой субстанции можно было бы переделать в ходе развития цивилиза ции с помопщю ’’органического” вытеснения^.
Как бы то ни было, сегодня это, пожалуй, один из важнейших предметов для исследования. Есть ли достаточные свидетельства того, что существует органическое вытеснение некоторых инстинктивных вле-
Фрейд 3. Психология бессознательного. С. 153.
глубоко признателен за очень полезный обзор взглядов Фрейда на ’’органическое вытеснение”, сделанный редактором образцового издания Джейм сом Стрэчи во введении к ’’Цивилизации и недовольным ею”. Моя признатель ность распространяется также на все прочие его введения, дающие возможность читателю, даже хорошо знакомому с творчеством Фрейда, быстрее найти нужное ему высказывание и сверх того припомнить подзабытые им цитаты, которые трудно найти. Нет нужды говорить, что для учащегося, менее знакомого с творче ством Фрейда, они наиполезнейшее руководство.
^Для данного случая (лат.). — Примеч. ред.
Наилучшим свидетельством против предположения Фрейда явилось то, что доисторический человек был не более, а менее агрессивным, чем человек цивили зованный.
401
чений в ходе развития цивилизации? Отличается ли это вытеснение от вытеснения в обычном Фрейдовом смысле слова, поскольку оно скорее ослабляет инстинктивное влечение, нежели удаляет его из сознания или отклоняет на другие цели? Говоря конкретнее, ослабели ли деструктив ные импульсы в ходе истории и развились ли сдерживающие импульсы, ныне наследственно зафиксированные? Чтобы ответить на этот вопрос, потребовались бы обширные исследования, особенно в области антропо логии, социальной психологии и генетики
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!