Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 268 страница
психической жизни, находят свое выражение также в предположении, что психический аппарат обладает тенденцией удерживать имеющееся
нем количество возбуждения на возможно более низком или по меньшей мере постоянном уровне... Принцип удовольствия выводится из принципа константности*’"*(курсив мой. — Э. Ф.). До тех пор, пока мыне осмыслим Фрейдовой аксиомы о понижении напряжения, мы так и не поймем его позиции, центром которой было не представление о гедо-нистском стремлении к удовольствию, а скорее допущение физиологи ческой необходимости уменьшить напряжение и вместе с ним — психо логически — неудовольствие. Принцип удовольствия основывается на
|
|
*Ср. пояснительные замечания Дж. Стрэчи к тому 3 образцового издания. Стрэчи подчеркивает, что в ’’Наброске” нигде не отыщешь понятия психической энергии, тогда как оно широко употребляется в ’’Толковании сновидений”. Боль ше того, Стрэчи обращает наще внимание на то, что следы прежней неврологичес кой подоплеки встречаются в произведениях Фрейда гораздо позже того, как он принял понятие энергии ’’психической” в отличие от физической. Даже в 1915 г.
|
|
такой поздней статье, как ’’Бессознательное”, Фрейд скорее говорит о ’’нер вной”, нежели о психической энергии. Стрэчи утверждает, что фактически ’’мно гие важнейшие характеристики Q просуществовали в превращенном виде вплоть до самых последних произведений Фрейда” (т. 1, с. 345). Сам Фрейд пришел
|
|
выводу, что мы не знаем, что такое Q. В работе ”По ту сторону принципа удовольствия” он писал: ’’Неопределенность всех наших построений, которые мы называем метапсихологическими, происходит, конечно, от того, что мы ничего не знаем о природе процесса возбуждения в элементах психических систем и не чувствуем себя вправе делать даже какое-либо предположение: в этом отношении мы оперируем, таким образом, с большим X, который мы переносим в каждую новую формулу” {Фрейд 3. Психология бессознательного. С. 399).
|
|
^Там же. С. 383. (Курсив мой. — Э. Ф.)
своем блестящем анализе этой проблемы Дж. Боулби утверждает, что первоначально Фрейд рассматривал принцип инерции как первичный, а принцип постоянства как вторичный. Чтение соответствующих отрывков приводит меня
иному допущению, по-видимому, совпадающему с интерпретацией Дж. Стрэчи (ср. 42, 1969).
Фрейд 3. Пс и х о л о г и й’бессознательного. С. 383.
405
подаёржййаний возбуждения на йекотбром постояв уровне. Но при нцип постоянства предполагает таг^же и тенденцию поддерживать воз буждение на минимальном уровне; в этой разновидности он становится основой для инстинкта смерти. Фрейд выразил это так: ”То, что мы признали в качестве доминирующей тенденции психической жизни, мо жет быть, всей нервной деятельности, а именно стремление к уменьше нию, сохранению в покое, прекращению внутреннего раздражающего напряжения (по выражению Барбары Лоу — ’’принцип нирваны”), как это находит себе выражение в принципе удовольствия, является одним из наших самых сильных мотивов для уверенности в существовании влечений к смерти”
этом пункте Фрейд достигает позиции, которую почти невозможно защищать: принципы постоянства, инерции, нирвайы — тождественны; принцип понижения напряжения руководит сексуальными инстинктами (если пользоваться терминами принципа удовольствия) и в то же время составляет сущность инстинкта смерти. Учитывая, что Фрейд описывает инстинкт смерти не только как саморазрушение, но и как разрушение других, он пришел бы к парадоксу, по которому принцип удовольствия
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!