Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 270 страница



 

— руководящий принцип всей психической и нервной жизни.

Истоки этой аксиомы нам известны. Фрейд сам процитировал Фех-нера как родоначальника этой идеи. Он писал: ’’Для нас, однако, не может быть безразличным то, что такой глубокий исследователь, как Т. Фехнер, выдвинул теорию удовольствия и неудовольствия, в существен­ ном совпадающую с той, к которой приводит нас психоаналитическая работа. Положение Фехнера, высказанное в его небольшой статье ’’Не­ которые идеи и истории сотворения и развития организмов” (1873, раздел 9, дополнение, с. 94), гласит следующее: ’’Поскольку определен­ ные стремления всегда находятся в связи с удовольствием или неудово­ льствием, можно также удовольствие и неудовольствие мыслить в пси­ хофизической связи с условиями устойчивости и неустойчивости, и это позволяет обосновать развитую мной в другом месте гипотезу, что всякое психофизическое движение, переходящее за порог сознания, свя­ зано до известной степени с удовольствием, когда оно, перейдя извест­ ную границу, приближается к полной устойчивости, и с неудовольстви­ ем, когда, также переходя известный предел, оно отдаляется от этого; между обеими границами, которые можно назвать качественным поро­ гом удовольствия и неудовольствия, в определенных границах лежит известная область чувственной индифферентности...*

 

Факты, побудившие нас признать господство принципа удовольствия

психической жизни, находят свое выражение также в предположении, что психический аппарат обладает тенденцией удерживать имеющееся

нем количество возбуждения на возможно более низком или по меньшей мере постоянном уровне. Это то же самое, лишь выраженное иначе, так как если работа психического аппарата направлена к тому, чтобы удерживать количество возбуждения на низком уровне, то все, что содействует нарастанию напряжения, должно быть рассматриваемо как нарушающее нормальные функции организма, т. е. как неудовольствие.

 

^В ”Я и Оно” Фрейд заявил: ’’Если в жизни господствует принцип констант­ ности в духе Фехнера, которая, следовательно, должна была бы быть скольжени­ ем в смерть...” {Фрейд 3. Я и Оно. Кн. 1. С. 381.) Этого ’’скольжения в смерть”

положениях Фехнера не найдешь; это специфическая версия Фрейда, расширя­ ющая принцип Фехнера.


 

407


Принцип удовольствия выводится из принципа константности. В дейст­ вительности к принципу константности приводят нас те же факты, которые заставляют нас признать принцип удовольствия. При подроб­ ном рассмотрении мы найдем также, что эта предполагаемая нами тенденция душевного аппарата подчиняется, в качестве частного случая, указанной Фехнером ’’тенденции к устойчивости”, с которой он поставил в связь ощущение удовольствия и неудовольствия”*.

 

Но Фехнер был отнюда не единственным выразителем принципа понижения напряжения. Благодаря физическим предсхавлениям об энергии, понятие энергии и закон сохранения энергии приобрели популярность среди физиологов. Окажись Фрейд под влиянием этих физических теорий, и они, возможно, привели бы его к выводу, что инстинкт смерти — всего лишь частный случай общего физического закона. Но ошибочность подобного вывода становится очевидной, если мы примем во внимание различие между неорганической и органической материей. Рене Дюбо выразил это положение очень сжато. Он писал: ’’Согласно одному из фундаментальней­ ших законов физики, универсальная тенденция материального мира


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!