Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 262 страница



 

Впрочем, теория требовательной совести как проявления инстинкта смерти — не единственная попытка Фрейда смягчить понимание трагической альтернативы. Иное, менее трагичное объяснение выраже­ но в следующем: ’’Умеренный и усмиренный, заторможенный по цели, инстинкт деструктивности направляется на объекты, предоставляя тем самым ”Я” способ удовлетворения своих жизненных нужд и господство над природой”*. Это выглядит как хороший пример ’’сублимации”^; цель инстинкта не ослабевает, просто он направляется на другие, социально значимые цели, в данном случае на ’’господство над приро­ дой”.

 

Это звучит, конечно, как совершенное разрешение проблемы. Чело­ век освобождается от трагического выбора между разрушением других или себя, поскольку энергия разрушительного инстинкта используется для господства над природой. Но нам следует спросить, может ли такое быть на самом деле? Действительно ли возможно, чтобы разрушитель­ ность превратилась в созидательность? Что означает ’’господство над природой”? Приручение и разведение животных, сбор и выращивание растений, изготовление одежды, строительство жилищ, производство керамики и еще многие виды деятельности, включая создание машин, строительство железных дорог, самолетов, небоскребов. Все это дейст­ вия созидания, строительства, объединения, синтезирования, и, конечно, если бы кто-то вознамерился отнести их к одному из двух основных инстинктов, можно было бы считать, что они мотивируются скорее Эросом, нежели инстинктом смерти. За исключением, пожалуй, убийства животных для употребления в пищу и убийства людей на войне, каждое из которых можно было бы отнести к укорененным в деструктивности, контроль и господство над природой не деструктивны, а конструктивны.

Еще одну попытку смягчить жесткость альтернативы Фрейд пред­ принимает в своем ответе на письмо Альберта Эйьпптейна на тему ’’Почему война?”. Но даже тогда, когда благодаря одному из величай­ ших ученых и гуманистов века он оказался перед проблемой психологи­ ческих причин войны, Фрейд не старался скрыть или смягчить остроту СВОИХ прежних альтернатив. Он написал абсолютно ясно: ’’Позволив себе некоторую спекуляцию, мы подошли как раз к тому предположе­ нию, что этот инстинкт работает в каждом живом существе и стремится привести его к распаду, вернуть жизнь в состояние неживой материи. Со всей серьезностью он заслуживает названия ’’инстинкт смерти”, в то время как эротические влечения представляют собой стремление к жиз­ ни. Инстинкт смерти становится инстинктом деструктивности, когда он направлен вовне, на объекты — с помощью специальных органов.

 

Фрейд 3, Психоанализ. Религия. Культура. С. 114.

 

Фрейд не употреблял термина ’’сублимация” в связи с инстинктом смерти, но мне кажется, что процесс, о котором идет речь в настоящем абзаце, аналогичен тому, который Фрейд называет сублимацией в отношении либидо. Понятие ’’сублимация” спорно, даже когда Фрейд применяет его к сексуальному инстинк­ ту, тем более — к предгенитальным инстинктам. Популярным примером в рам­ ках прежней теории служило то, что хирург пользуется сублимированной энерги­ ей садизма. Но так ли это? В конце концов хирург не только режет, он и зашивает. Больше похоже на то, что лучшие хирурги движимы не сублимированным садизмом, а многими другими факторами, как-то: желанием набить руку, изле­ чить непосредственным воздействием, способностью быстро принимать решения


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!