Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 257 страница



 

Пожалуй, мы прольем дополнительный свет на этот вопрос, если сравним сноску из ’’Очерка психоанализа” с гораздо более подробным

 

ранним утверждением из книги ”По ту сторону принципа удовольст­ вия”. Здесь Фрейд процитировал то, что сообщил Платон в ’’Пире” об исходном единстве человека, которого Зевс разделил пополам; после деления каждая половина желала найти другую половину, они сходились вместе, обвивали друг друга руками, страстно желая срастись. Затем Фрейд продолжает: ’’Должны ли мы вслед за поэтом-философом при­ нять смелую гипотезу, что живая субстанция была разорвана при воз­ никновении жизни на маленькие частицы, которые стремятся к вторич­ ному соединению посредством сексуальных влечений? Что эти влечения, в которых находит свое продолжение химическое сродство неодушевлен­ ной материи, постепенно через царство протистов* преодолевают труд­ ности, ибо этому сродству противостоят условия среды, заряженной опасными для жизни раздражениями, понуждающими к образованию защитного коркового слоя? Что эти разделенные частицы живой суб­ станции достигают, таким образом, многоклеточности и передают, на­ конец, зародышевым клеткам влечение к воссоединению снова в высшей концентрации? Я думаю, на этом месте нужно оборвать рассуждения”*.

 

Мы без труда заметим разницу между двумя положениями: в более ранней формулировке (”По ту сторону принципа удовольствия”) Фрейд оставляет вопрос открытым, тогда как в более позднем заявлении (’’Очерк психоанализа”) ответ однозначно отрицательный.

 

Но намного важнее особая формулировка, общая обоим положени­ ям. В обоих случаях он говорит о ’’живой субстанции”, распавшейся на части. В платоновском мифе, однако, говорится не о ’’живой субстан­ ции”, распавшейся на части, а о расколе на мужчину и женщину и об их стремлении воссоединиться. Почему же Фрейд настаивал на ’’живой субстанции” как на ключевом моменте?

 

Думаю, что ответ может заключаться в субъективной причине. Фрейд был глубоко пропитан патриархальным чувством, по которому мужчины превосходят женщин, а не равны им. Отсюда теория проти­ воположности между мужским и женским началами, которая подразуме­ вает различие и равенство, была неприемлема для него. Это эмоциональ­ ное предубеждение в пользу мужчины намного раньше привело его к теории, согласно которой женщины — это изуродованные мужчины, руководимые комплексом кастрации и завистью из-за пениса, стоящие ниже мужчин еще и потому, что их Сверх-Я слабее, зато нарциссизм сильнее, чем у мужчин. Хотя великолепием теоретического сооружения Фрейда можно восхищаться, вряд ли кто-то будет отрицать, что допуще­ ние, согласно которому одна половина человечества — это ущербный вариант другой, не что иное, как абсурд, объяснимый разве что глубиной предубеждения против одного пола (не слишком отличающегося от расового или религиозного предубеждения). Стоит ли удивляться после этого тому, что Фрейд остановился в той точке, откуда, следуя Платоно­ ву мифу, он поневоле пришел бы к предположению о равенстве между мужчиной и женщиной? Конечно же, Фрейд не смог сделать такого шага, поэтому он заменил единство мужчины и женщины на единство ’’живой

 

*В сноске Фрейд цитирует сходную идею из ’’Брихадараньяка-Упанишад”*.


 

394


субстанции” й отверг логичнь1й выход из затруДйёйЩ

что Эрос не разделяет консервативной природы инстинктов.

 

 так надолго задержался на этом моменте по нескольким соображе­ ниям. Во-первых, потому, что он помогает понять внутренние проти­ воречия Фрейдовой теории, раз нам известны мотивы, принудившие его прийти к этим противоречивым решёниям. Во-вторых, потому, что обсуждаемый здесь вопрос интересен безотносительно к тому, каковы превратности судьбы Фрейдовой теории инстинктов. Здесь мы пытаемся понять осознанную мысль Фрейда как компромисс между новым виде­ нием и прежним складом мысли, коренившемся в ’’патриархальном комплексе”, который помешал ему выразить свое новое видение ясно


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 76; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!