Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 253 страница



 

сексуальностью источником садизма^ и мазохизма, то теоретический tour de force^ непременно закончится провалом. ’’Принцип нирваны” и страсть к разрушению — две несопоставимые сущности, которые нельзя подводить под одну и ту же категорию инстинкта(ов) смерти.

 

Следующая трудность заключается в том, что инстинкт смерти не соответствует общему представлению Фрейда об инстинктах. Прежде всего, в отличие от инстинктов в более ранней теории Фрейда, в теле нет специальной зоны, из которой он проистекает; это биологическая сила, внутренне присущая всей живой субстанции. Это положение убедительно доказал Отто Фенихель: ’’Диссимиляция в клетках... — т. е., так сказать, объективное разрушение — не может быть источником разрушитель­ ного инстинкта в том же смысле, в каком химически детерминированная чувствительность центрального органа является благодаря стимуляции эрогенных зон источником сексуального инстинкта. По определению, инстинкт направлен на устранение соматического изменения, что мы

 

называем источником инстинкта; но инстинкт смерти не преследует цели устранить диссимиляцию. По этой причине мне не представляется возможным вводить ’’инстинкт смерти” как отдельный вид инстинкта по сравнению с другими видами” (91, 1953).

 

*Выражение ’’принцип нирваны” к данному случаю применено неудачно, ибо оно искажает представление о буддийской нирване. Нирвана — это состояние безжизненности, вызванное отнюдь не природой (которая, согласно буддизму, имеет противоположную тенденцию), а духовным усилием человека, обрета­ ющим спасение и завершение жизни, если ему удалось преодолеть алчность

 

эгоизм и он проникся состраданием ко всем одушевленным существам. В состо­ янии нирваны Будда испытывал наивысшее наслаждение.

Фрейд не обращает внимания на то; что разрушительный инстинкт имеет целью разрушить объект, тогда как садизм стремится сохранить его, чтобы

 

господствовать над ним, унижать и обижать его. Ср. обсуждение садизма в главе 11.

^Ловкая проделка, фокус (фр.).


 

389


Здесь Фенихель указывает на; одну из теоретических тр|удностей, которые Фрейд создал себе сам, "хотя, можно сказать, вытеснил их из своего сознания. Эта трудность тем более серьезна, что Фрейд, как

 

покажу позже, с неизбежностью пришел бы к выводу, что Эрос тоже не отвечает теоретическим требованиям, предъявляемым к инстинкту. Разумеется, если бы у Фрейда не было серьезных личных причин, он не стал бы использовать термин ’’инстинкт” в совершенно ином смысле по сравнению с первоначальным его значением, не указав на такое отличие. (Эта трудность чувствуется даже в терминологии. Эрос не сочетается со словом ’’инстинкт”, и по логическим соображениям Фрейд никогда не говорил об ’’инстинкте Эроса”. Но он пристроил термин ’’инстинкт”, использовав выражение ’’инстинкт жизни” вместо Эроса.)

 

На самом же деле инстинкт смерти вообще не связан с более ранней теорией Фрейда, за исключением общей аксиомы о понижении напря­ женности влечения. Как мы уже видели, в более ранней теории агрессив­ ность была либо компонентом влечения предгенитальной фазы развития сексуальности, либо влечением ”Я”, направленным на преодоление внешних раздражителей. В положении об инстинкте смерти нет никакой связи с прежними источниками агрессии, за исключением того, что инстинкт смерти используется теперь для объяснения садизма (когда он соединен с сексуальностью)*.

 

Обобщив сказанное, получим, что введение понятия инстинкта смерти вынуждалось в основном двумя необходимыми обстоятельст­ вами: во-первых, Фрейду надо было пристроить свою новую убежден­ ность в силе человеческой агрессивности; во-вторых, ему надо было сохранить верность дуалистическому представлению об инстинктах. После того как было признано, что инстинкты ”Я” тоже либидозны, Фрейду пришлось искать новую дихотомию, и наиболее подходящей представилась ему дихотомия между Эросом и инстинктом смерти. Но, оказавшись пригодной для немедленного выхода из трудного положе­ ния, она совершенно не подходила к целостной Фрейдовой теории инстинктивной мотивации. Инстинкт смерти превратился во ’’всеох­ ватывающее” понятие, с помощью которого безуспешно пытались разрешить неразрешимые противоречия. Наверное, в силу своего


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!