Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 255 страница



 

Однажды Фрейд даже делает попытку указать, что его первоначаль­ ное понятие сексуальности ”ни в коем случае не тождественно побужде­ нию к объединению двух полов или к выработке доставляющих удово­ льствие ощущений в гениталиях, оно гораздо больше похоже на все вбирающий в себя и все сохраняющий Эрос Платонова ’’Пира” (100, 1925). Справедливость первой части этого утверждения очевидна. Фрейд всегда определял сексуальность шире, чем только генитальную сексуаль­ ность. Но совершенно непонятно, какие у него основания утверждать, будто его прежнее представление о сексуальности похоже на платоновс­ кий Эрос.

 

Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. С. 363. ^ Фрейд 3. Психология бессознательного. С. 422.


 

391


Прежняя теория сексуальности была прямо противоположна плато­ новской теории. Согласно Фрейду, либидо признавалось мужским нача­ лом, а соответствующего ему женского либидо не было. В соответствии

 

крайне патриархальными предрассудками Фрейд рассматривал жен­ щину не как равную мужчине, а как ущербного, кастрированного

мужчину. Самый же смысл Платонова мифа в том, что мужское

женское начала были некогда единым целым, разделенным затем пополам, чем, конечно, предполагается, что обе половины равны и что они составляют полярные противоположности, наделенные стремлени­ ем вновь объединиться.

 

Единственным основанием попытки Фрейда интерпретировать старую теорию либидо в духе Платонова Эроса было, могло быть желание отрицать — даже ценой очевидного искажения своей прежней теории — то, что между двумя фазами теории нет связи.

 

Как и в случае с инстинктом смерти, Фрейд впал в затруднение относительно инстинктивной природы влечения к жизни. Как показал Фенихель, инстинкт смерти нельзя называть ’’инстинктом” с точки зрения нового Фрейдова представления об инстинкте, развитом сначала в ”По ту сторону принципа удовольствия” и продолженном во всех позднейших работах, включая ’’Очерк психоанализа”. Фрейд писал: ’’Хотя они [инстинкты] являются исходной причиной всей активности, по природе своей они консервативны; каким бы ни было состояние, достигнутое организмом, оно вызывает к жизни тенденцию к вос­ становлению этого состояния сразу же после выхода из него” (100, 1938).

 

Обладают ли Эрос и инстинкт жизни консервативностью всех инстинктов, а следовательно, можно ли их с полным правом называть инстинктами? Фрейд очень старался найти выход с помощью которого сохранялся бы консервативный характер жизненных ин­ стинктов.

 

Говоря о том, что зародышевые клетки ’’противодействуют умира­ нию живой субстанции и достигают того, что нам может показаться потенциальным бессмертием”, он утверждал: ’’Влечения, имеющие в ви­ ду судьбу элементарных частиц, переживающих отдельное существо, старающиеся поместить их в надежное место, пока они беззащитны против раздражений внешнего мира, и ведущие к соединению их с други­ ми зародышевыми клетками и т. д., составляют группу сексуальных влечений. Они в том же смысле консервативны, как и другие, так как воспроизводят ранее бывшие состояния живой субстанции, но они еще в большей степени консервативны, так как особенно сопротивляются внешним влияниям и, далее, еще в более широком смысле, так как они сохраняют самую жизнь на более длительные времена. Они-то, со­

бственно, и являются влечениями к жизни: то, что они действуют

противовес другим влечениям, которые по своей функции ведут к смер­ ти, составляет имеющуюся между ними противоположность, которой учение о неврозах приписывает большое значение. Это как бы замед­ ляющий ритм в жизни организмов: одна группа влечений стремится вперед, чтобы возможно скорее достигнуть конечной цели жизни, другая на известном месте своего пути устремляется обратно, чтобы проделать его снова от известного пункта и удлинить таким образом продол­ жительность пути. Но если даже сексуальность и различие полов не существовали к началу жизни, то все же остается возможным, чтовлечения, которые впоследствии стали обозначаться как сексуальные.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!