Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 109 страница




 

229


рациональности и иррациональности инстинктов и страстей

 

Бытует представление, что инстинкты якобы иррациональны, ибо они ’’работают” вопреки логике. Так ли это? И можно ли разграничить обусловленные характером влечения (страсти) по критерию рациональ­ ности либо иррациональности?

Понятия ’’разум” и ’’рациональный” обычно имеют отношение

 

процессам мышления; под ’’рациональным” мышлением обычно под­ разумевается такой процесс, который подчиняется законам логики и не­ подвластен искажениям со стороны аффектов, эмоций или каких-либо

патологических состояний субъекта. Однако слова ’’рациональный”

 

’’иррациональный” нередко употребляются еще и по отношению к чув­ ствам и поступкам. Так, например, экономист может назвать ’’нераци­ ональным” ради экономии рабочих рук вводить в производство до­ рогостоящую технику в такой стране, в которой налицо избыток неква­ лифицированной рабочей силы (хотя и не хватает рабочих с высокой квалификацией). Или же он может назвать иррациональным ежегодный расход 180 млрд долларов на вооружение (имеется в виду расход в миро­ вом масштабе, в то время как 80% этой суммы приходится на великие державы); причем его рассуждение сводится к тому, что эти деньги идут на производство вещей, которые не имеют никакого применения в мир­ ное время.

 

Психиатр называет иррациональным какой-либо симптом (напри­ мер, беспричинный страх или бесконечная потребность мыть руки), ибо он считает его следствием нарушения психики, которое повлечет за собой дополнительные отклонения.

 

 предлагаю называть рациональными любые мысли, чувства или действия, которые способствуют адекватному функционированию и ро­ сту целостной системы (частью которой они являются), а все, что имеет тенденцию к ослаблению или разрушению целого, считать ирраци­ ональным. Совершенно очевидно, что только эмпирический анализ всейсистемы сможет показать, что в ней является рациональным, а что

 

— нет*.

Если применить такое понятие рациональности к инстинктам (есте­ ственным влечениям), то неизбежно приходишь к выводу, что они

 

‘Хотя такое употребление слова ’’рациональный” и не соответствует обще­ принятой философской терминологии, оно все же имеет в основе западную традицию. Для Гераклита logos (соответствующий латинскому ratio) — это основной принцип организации универсума, имеющий отношение к таким катего­ риям того времени, как ’’мера”, ’’соразмерность” (см.: 111, 1962). У того же Гераклита ’’следовать логосу” означало ’’быть бдительным, зорким”. Аристотель употреблял термин logos в смысле разума в этическом контексте (см.: Ethica Nicomachea, V, 1134 а), а иногда еще и в словосочетании ’’правильный разум”. Фома Аквинский говорит об appetitus rationalis (о ’’разумном стремлении”),

 

также отмечает различие между разумом, который отвечает за действия и по­ ступки, и разумом, который связан только со знанием. Спиноза говорит о рацио­ нальных и иррациональных аффектах, Паскаль — о познании истины не только умом, но и сердцем (raison du coeur). У Канта praktische Vernunft (’’практический разум”) предназначен для того, чтобы узнать, что человек должен делать, в то время как ’’чистый разум” позволяет нам узнать то, что существует... Гегель употребляет понятие разумного в отношении чувств. И наконец, я хотел бы привести здесь тезис Уайтхеда, который считал, что ’’функция разума состоит

 

том, чтобы служить искусству жить” (280, 1967).


 

230


вполне рациональны. С позиций дарвинизма функция инстинктов состоит именно в том, чтобы поддерживать жизнь на адекватном уровне и способствовать выживанию отдельного индивида и вида. Зверь ведет себя рационально именно потому, что он полностью руководствуется инстинктами. И человек поступал бы рационально, если бы его поведение преимущественно было детерминировано ин­ стинктами. Поиск пищи, оборонительная агрессия (или бегство), сексу­ альные желания никогда не ведут к иррациональному поведению, если только они имеют естественные объекты заинтересованности (стиму­ лы). Причина иррациональности состоит не в том, что человек дей­ ствует инстинктивно, а в том, что ему не хватает этой инстинктив­ ности.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!