Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 112 страница
том, что это так, вряд ли можно усомниться. Гораздо труднее ответить на вопрос: почему это так? И все же напрашиваются кое-какие гипотезы.
Истинность моей первой гипотезы можно проверить только с помо щью нейрофизиологии. Поскольку мозг постоянно нуждается в возбуж дении (мы об этом уже говорили), не исключено, что эта потребность прямо обусловливает необходимость такого раздражения, которое вы зывается страстями; ведь именно страсти обеспечивают наиболее продо лжительное возбуждение.
|
|
Вторая гипотеза вторгается в область, которую мы в этой книге достаточно подробно обсудили, — я имею в виду уникальность челове ческого опыта. Как уже говорилось, у человека есть самосознание; он сознает себя как личность, понимает беспомощность изолированного индивида, и этот факт, по всей видимости, заставляет его страдать, делает невозможным довольствоваться растительным образом жизни.
|
|
Это прекрасно понимали и использовали в своем творчестве пред ставители самых разных культурных эпох: философы и драматурги, поэты и романисты. В самом деле, можно ли всерьез поверить в то, что стержнем Эдиповой трагедии является фрустрация, связанная с сексу альными желаниями Эдипа по отношению к своей матери? Можно ли вообразить, что Шекспир написал своего ’’Гамлета” ради того, чтобы показать, как вокруг главного героя развивается сексуально-фрустраци-онная коллизия? Но ведь именно эти идеи отстаивают классики психо анализа, а вместе с ними и другие современные редукционисты.
|
|
Инстинкты человеку необходимы, но это тривиальность; зато стра сти, которые концентрируют его энергию на достижении желанной цели, можно отнести к сфере возвышенного ’’духовного”, ’’святого”. В систему тривиального входит ’’добыча продовольствия”; в сферу ’’духовного” входит то, что возвьппает человека над чисто телесным существованием,
|
|
— это сфера, в которую человек включен всей своей судьбой, когда
‘ Разумеется, звереныши также нуждаются в ’’любви’’. И в этом они очень похожи на детей. Отличие состоит в том, что человеческая любовь может быть не только нарциссической (именно об этой разновидности мы ведем речь).
233
жизнь его поставлена на карту; это сфера глубинных жизненных смыслов, потаенных стимулов, определяющих образ жизни и стиль поведения каждого человека*.
Пытаясь вырваться из оков тривиальности, человек ищет приключе ний, которые позволят ему перешагнуть границы простого бытия. И по тому так манят и волнуют перспективы самовыражения в любой форме: будь то благодеяние, страшный грех, творческое созидание или раз рушительный вандализм. Героем становится тот, у кого хватило муже ства преступить грань ’’без страха и сомнения”. Обывателя уже за то можно считать героем, что он пытается хоть как-то проявить себя
заслужить поощрение. Его толкает вперед потребность придать смысл собственной жизни и в меру своего понимания дать волю своим стра стям (хоть и не выходя за рамки дозволенного).
Эта картина нуждается еще в одном дополнении. Индивид живет в обществе, которое снабжает его готовыми моделями мышления и по ведения, эти стереотипы создают у человека иллюзию смысла жизни. Так, например, в нашем обществе считается, что если человек ’’сам зарабаты вает себе на хлеб”, кормит семью, является хорошим гражданином, потребителем товаров и развлечений, то его жизнь полна смысла. И хо тя такие представления в сознании большинства людей сидят очень крепко, они все же не имеют для них настоящего значения и не могут восполнить отсутствие внутреннего стержня. Внушенные стереотипы постепенно утрачивают свою силу и все чаще не срабатывают. Об этом свидетельствует рост наркомании, снижение уровня интересов, интеллек туальной и творческой активности населения, а также рост преступ ности, насилия и деструктивности.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!