Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 115 страница



 

Спонтанные формы

 

Деструктивность* встречается в двух различных формах: спонтанной

 

связанной со структурой личности. Под первой формой подразумева­ ется проявление дремлющих (необязательно вытесняемых) деструктив­ ных импульсов, которые активизируются при чрезвычайных обстоятель­ ствах, в отличие от деструктивных черт характера, которые не исчезают

 

не возникают, а присущи конкретному индивиду в скрытой или явной форме всегда.

 

*Я пользуюсь словом ’’деструктивность” и для описания собственно деструк­ тивного поведения (’’некрофилии”), и для характеристики садизма. Разницу я объ­ ясню несколько позднее.


 

236


Исторический обзор

 

Богатейшие и ужасающие документы относительно спонтанных форм деструктивности нам дают летописи цивилизованных народов. История войн является хроникой безжалостных убийств и пыток, жертвами кото­ рых становились и мужчины, и женщины, и дети. Часто возникает впечатление какой-то вакханалии — когда разрушительную лавину не

 

силах удержать никакие моральные или рациональные соображения. Убийство было еще самым мягким проявлением деструктивности. Оно не считалось жестокостью и не утоляло ’’жажду крови”: мужчин каст­ рировали, женщинам вспарывали животы, пленных сажали на кол, рас­ пинали или бросали на растерзание львам. Трудно даже перечислить все виды жестокости, изобретенные человеческой фантазией. Мы сами были

свидетелями, как во время разделения Индии сотни тысяч индусов

 

мусульман в бешенстве убивали друг друга, а в Индонезии в ходе проведения антикоммунистической ’’чистки” в 1965 г. были истреблены от 400 тыс. до миллиона действительных или мнимых коммунистов вместе со многими китайцами (53, 1968). Далее мне првдется описывать такие примеры человеческой жестокости, которые всем хорошо известны

 

которые обычно упоминаются всеми теми, кто хочет доказать, что деструктивность является врожденной (98, 1964).

 

Причины деструктивности будут рассмотрены позднее при описании садизма и некрофилии. Здесь же я только приведу примеры деструктив­ ности, не связанной со структурой характера. Хотя эти спонтанные взрывы разрушительности тоже не проявляются безо всякой причины. Во-первых, всегда имеются внешние обстоятельства, стимулирующие их, как, например, войны, религиозные или политические конфликты, нужда и чувство обездоленности. Во-вторых, есть также субъективные причины — высокая степень группового нарциссизма на национальной или религиозной почве (например, в Индии) или склонность к состояни­ ям транса (как в определенных районах Индонезии) и т. д. Спонтанные проявления агрессивности обусловлены не человеческой природой, а тем деструктивным потенциалом, который произрастает в определенных постоянно действующих условиях. Однако в результате внезапных трав­ мирующих обстоятельств этот потенциал мобилизуется и дает резкую вспышку. По-видимому, без провоцирующих факторов деструктивная энергия народов дремлет. Поэтому в данном случае вряд ли можно говорить о постоянном источнике энергии, который наблюдается в дест­ руктивном характере.

 

Деструктивность отмщения

 

Агрессивность из мести — это ответная реакция индивида на несправед­ ливость, которая принесла страдания ему или кому-либо из членов его группы. Такая реакция отличается от обычной оборонительной агрессии в двух аспектах.

 

Во-первых, она возникает уже после того, как причинен вред, и пото­ му о защите от грозящей опасности уже говорить поздно. Во-вторых, она отличается значительно большей жестокостью и часто связана с по­ ловыми извращениями. Не случайно в языке бытует выражение ’’жажда мести”. Вряд ли нужно объяснять, насколько широка сфера распрост­ ранения мести (как у отдельных лиц, так и у групп). Известно, что институт кровной мести существует практически во всех уголках земного


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!