Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 118 страница



 

Экстатическая деструктивность

 

Если человек страдает сознанием одиночества, беспомощности и тоски, он может попытаться преодолеть свое экзистенциальное бремя путем перехода в состояние экстатического транса, где он (как бы ’’вне себя”) приходит к единению с самим собой и с природой. Для этого есть много возможностей. Одна из них дана человеку природой в форме сексуаль­ ного акта. Это кратковременный экстаз, который можно назвать естест­ венным прототипом полноценной концентрации... При этом сексуаль­ ный партнер может быть подключен к сопереживанию, а может, и нет: очень часто для обоих партнеров это остается актом самолюбования, хотя при этом каждый, возможно, и благодарен партнеру за вызванные чувства и за совместное действо (которое нередко оба называют любо­ вью).

 

Мы уже упоминали о других, более устойчивых и интенсивных способах получения экстаза. Мы встречаемся с ними в релетиозных культах (например, в экстатических танцах), при употреблении наркоти­ ков, в сексуальных оргиях или в состоянии транса... Прекрасным приме­ ром такого состояния являются принятые на Бали церемонии, ведущие

 

трансу. Они особенно интересны при изучении феномена агрессив­ ности, так как в одном из таких церемониальных танцев* используется малайский кинжал (которым танцоры наносят резаные раны себе или друг другу) (24, 1960; 193, 1970).

 

Существуют также другие формы экстаза, при которых ненависть и агрессивность оказываются в центре внимания. Возьмем, к примеру, обряд инициации, известный германским народам. Фридрих Клюге в своем этимологическом словаре пишет: ”В древнегерманском языке слово ’’berserkr” (от beri — Ваг — ’’медведь” и serkr — ’’одеяние”) означает воина, одетого в медвежью шкуру”.

 

Речь идет об обряде посвящения. Юноша подвергается ритуальному испытанию, в ходе которого он идентифицирует себя с медведем. Посвя­ щенный таким образом обычно становится агрессивным. Он рычит, как медведь, и пытается кого-нибудь укусить. Достигнуть состояния такого транса — дело нелегкое, а выдержать его с честью означает положить начало мужской взрослости и независимости. В словах ’’furor teutonicus” (гнев тевтонца) находит отражение священный и магический характер этого состояния буйства. Многие признаки этого ритуала весьма приме­ чательны. Вначале речь идет о ярости как самоцели; такая ярость не направлена на врага и не является следствием специальной провокации: оскорбления, ущерба и т. д. Главной целью является достижение состоя­ ния, близкого к трансу, при котором человек преисполнен всепоглоща­ ющим чувством ярости. Не исключено, что такое состояние обеспечива-

 

*Эти танцы имеют большую эстетическую ценность, выходящую за рамки данной функции.


 

240


лось специальными средствами типа наркотиков (88, 1956). Для достиже­ ния такого чувства экстаза необходима абсолютная сила ярости. Далее речь идет о состояниях, основаьшых на традиционном коллективном чувстве. Они связаны с механизмами заражения, группового коллектив­ ного действа, массового психоза и т. д. В самой последней фазе это уже попытка возврата в животное состояние (в данном случае — медведя), когда посвященный ведет себя как хищник. И все же здесь речь идет о временном, а не о хроническом состоянии ярости.

 

Другой ритуал, при котором также наблюдается запредельное состо­ яние буйства и деструктивности, до настоящего времени сохранился

 

маленьком испанском городе^ Там ежегодно в определенный день на главной площади собираются мужчины, каждый с большим или малень­ ким барабаном. Ровно в полночь они начинают бить в барабаны, и этот бой продолжается 24 часа. Немного времени требуется, чтобы участники этого грохота впали в состояние, близкое к буйному безумию. Через 24 часа ритуал окончен. На многих барабанах кожа разорвана в клочья, у барабанщиков распухли и кровоточат ладони. Но самое примечатель­ ное — лица участников. Это невменяемые мужские лица, которые не выражают ничего, кроме дикой ярости^. Нет сомнения, что барабанный бой вызывает мощный разрушительный импульс, который, усиливаясь, достигает эффекта резонанса. Если вначале ритм просто помогает войти


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!