Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 122 страница



пассивную (мазохизм). По этой классификации сущность садизма заключается в желании причинить боль, вне зависимости от наличия или отсутствия сексуальньхх мотивов*.

Другой подход усматривает в садизме прежде всего сексуальный феномен во фрейдистском смысле, первородное влечение либидо (как Фрейд его понимал еще на первой стадии своего научного развития). Согласно этому взгляду, даже те садистские желания, которые внешне не связаны с сексуальностью, все равно имеют сексуальную мотивацию.

 

‘См. Де Ривер (71, 1956). Книга содержит огромный набор интересных криминальных случаев садизма, но, к сожалению, они приводятся без всякой классификации.


 

244


только на бессознательном уровне. Немало усилий пришлось затратить остроумным аналитикам, чтобы доказать, что либидо — движущая сила жестокости даже тогда, когда невооруженным глазом никакой сексуаль­ ной мотивации обнаружить невозможно.

не собираюсь оспаривать, что сексуальный садизм (вместе с мазо­ хизмом) представляет собой одну из наиболее распространенных форм сексуальной перверсии. У мужчин, страдающих таким извращением, он является условием получения удовлетворения. Это извращение имеет несколько вариантов — от желания причинить женщине физическую боль (например, избиение) до желания унизить (связать или любым другим способом заставить подчиняться). Иногда садист нуждается

 

том, чтобы причинить партнеру сильную боль, а иногда ему достаточ­ но минимальной ее степени, чтобы уже получить удовольствие. Нередко садисту хватает одной фантазии для достижения сексуального возбужде­ ния... Известно немало случаев, когда мужчина нормально общается со своей женой и той даже в голову не приходит, что для получения сексуального удовольствия муженек прибегает к помощи своей садист­ ской фантазии. При сексуальном мазохизме ситуация диаметрально противоположная. Возбуждение достигается ценой собственных страда­ ний: боли, избиения, насилия и т. д. Садизм и мазохизм как сексуальные извращения встречаются часто. По всей видимости, у мужчин чаще, чем

 

женщин, проявляется садизм (по крайней мере, в нашей культуре).

отношении мазохизма мы не располагаем надежными данными. Прежде чем перейти к обсуждению проблемы садизма, мне кажутся

 

уместными некоторые замечания, связанные с понятием ’’извращение”. Некоторые политические радикалы (как, например, Герберт Мар­ кузе) взяли моду преподносить садизм как одну из форм выражения сексуальной свободы человека. Работы маркиза де Сада заново перепе­ чатываются радикальными политическими журналами как иллюстрации

 

этой ’’свободе”. То есть признается утверждение де Сада о том, что садизм — это одно из возможных выражений человеческих страстей

что свободный человек должен иметь право на удовлетворение всех своих желаний, включая садистские и мазохистские... коль скоро это доставляет ему удовольствие.

 

Это довольно сложная проблема. Если считать извращением любую сексуальную практику, которая не ведет к производству детей, т. е. секс ради секса, то, разумеется, очень многие встанут горой (и по праву)

 

будут защищать эти ’’извращения”. Но ведь такое довольно старомод­ ное определение извращения отнюдь не является единственным опреде­ лением.

 

Сексуальное желание даже тогда, когда оно не сопровождается лю­ бовью, в любом случае является выражением жизни, обоюдной радости

самоотдачи.

 отличие от этого, сексуальные действия, характеризуемые тем, что один человек стремится унизить партнера, заставить его страдать,


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!