Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 117 страница




 

238


ние к искуплению, к благу, к добру? Может быть, у человека есть элементарное чувство справедливости, исконное* ощущение экзистенци­ ального равенства всех людей? Ведь каждого из нас в муках родила мать, каждый когда-то был беспомощным ребенком, и все мы смертны*.

 

хотя человек порой не может противиться злу и страдает, но в своей жажде мести он пытается вытеснить это зло, избавиться от него, забыть, что ему когда-то был причинен вред. (По-видимому, такого же рода корни имеет и зависть. Каин не мог перенести, что он был отвергнут, в то время как его браз был принят. Все произошло само собой, он был не в состоянии что-либо изменить. И эта несправедливость вызвала в нем такую зависть, что он не нашел другого способа расплаты, как убийство Авеля.) Однако для мести должны существовать еще и другие причины. По всей видимости, человек тогда берется вершить правосу­ дие, когда он теряет веру... В своей жажде мести он больше не нуждается в авторитетах, он ’’высший судия”, и, совершая акт мести, он сам себя чувствует и ангелом и Богом... это его звездный час.

 

Можно найти еще целый ряд причин. Например, рассмотреть ряд жестокостей с нанесением телесных повреждений. Разве кастрация (или просто пытки) не противоречит элементарным общечеловеческим требо­ ваниям совести? Разве совесть не препятствует совершению бесчеловеч­ ных поступов под влиянием чувства мести? А может быть, здесь прояв­ ляется механизм защиты от собственной деструктивности: лучше совер­ шить месть чужими руками и сказать: вот тот (другой человек, палач) способен на жестокость, а я — нет.

 

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо дальнейшее исследова­ ние феномена мести.

Высказанные выше соображения, по-видимому, опираются на пред­ ставление о том, что жажда мести как глубинное чувство личности присуща всем людям. Однако факты не подтверждают это предположе­ ние. Несмотря на то что потребность в мести довольно широко рас­ пространена, ее проявления существенно отличаются по характеру и ин­ тенсивности в разных культурах^, а уж тем более у отдельных ин­ дивидов. Эти различия обусловлены целым рядом факторов и причин. Одним из таких факторов является отношение к собственности — к про­ блеме богатства и бедности. Так, например, человек (или группа), не располагающий огромным богатством, но все же достаточно обеспечен­ ный, чтобы не скупиться и не думать с тревогой о завтрашнем дне, способен радоваться жизни и не ’’делать трагедию” из временной неуда­ чи, принесшей некоторый материальный ущерб. В то время как насто­ ящий богач с недоверчивым характером скупца и накопителя восп­ ринимает всякую утрату как непоправимую трагедию.

 

Мне кажется, что жажда мести поддается вполне определенному шкалированию. При этом на одном конце шкалы находятся люди, совершенно лишенные мстительных чувств: это те, кто достиг в своем развитии уровня, соответствующего христианскому и буддистскому иде­ алу человека. Зато на другом конце этой шкалы располагаются люди с робким накопительским характером, нарциссы высшего ранга, у кото­ рых даже малейший ущерб своей персоне вызывает бурю мстительных эмоций (настоящую жажду мести). Этому типу примерно соответствует

 

*Ср.: Шекспир У. Венецианский купец. Акт 3. Сцена 1. Шейлок передает это пронзительное ощущение всеобщего равенства.

^См. сравнительный анализ культурных систем типа А и типа С в главе 8 данной книги.


 

239


человек, требующий, чтобы жулик, который украл у него пару долларов, был сурово накатан. Это также профессор, который, помня обидное высказывание студента в свой адрес, откажется рекомендовать его при устройстве на работу или даст плохую рекомендацию. Это покупатель, жалующийся директору магазина на плохое обслуживание и требующий обязательно, чтобы продавец был уволен. Во всех этих случаях мы имеем дело с жаждой мести как устойчивой чертой характера.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!