Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 114 страница



 

 ритуальных кровопролитиях нам напоминают обычаи ныне живу­ щих примитивных народов при определенных религиозных церемониях. Так, у индейцев хаматса на северо-западе Канады есть обычай, когда во время религиозной церемонии у человека откусывают кусочек мяса руки, ноги или груди^. Поскольку кровь считается полезной для здоровья, то

 

сегодня встречаются разные формы ’’терапии”, связанные с видом крови. В Болгарии, например, человеку, пережившему сильный страх, дают съесть трепещущее сердце только что убитого голубя, — считается, что это поможет преодолеть страх (41, 1913). Даже в римском католици­ зме сохранился древний обычай называть церковное вино кровью Хри­ ста. И, конечно, было бы недопустимым упрощением связывать этот ритуал с деструктивными инстинктами и не видеть в нем жизнеутверж-да1Ъщего начала.

 

Современный человек связывает кровопролитие только с деструктив­ ностью. С точки зрения ’’реализма” это так и есть. Но если взять не сам по себе акт кровопролития, а проследить его значение в глубинных пластах человеческой психики, то можно прийти к совершенно иным

 

‘Сколько бы ни ссылались на огромный возраст этой традиции, согласно Талмуду, одной из семи этических норм, известных уже Ною (а с ним и всему человечеству), был запрет на поедание мяса живых зверей.

Сообщение об индейцах северо-западной Канады на конгрессе в Ньюкасле

1889 г. в ’’Записках Британской научной ассоциации”. Цит. по: Бурке (41, 1913).


 

235


ассоциациям: пролив кровь (свою или чужую), человек соприкасается с энергией жизни.

 

На архаическом уровне этот акт сам по себе был уже достаточно сильным переживанием, а когда кровь проливалась к тому же во имя богов, то это было актом величайшего поклонения. И здесь вовсе не обязательно должен был присутствовать разрушительный мотив. Сход­ ные соображения, возможно, имеют отношение и к людоедству.

 

представителей теории врожденной деструктивности каннибализм фигурирует нередко чуть ли не как основной аргумент. Они указывают на то, что в пещере Чжоукоудянь находили черепа, из которых мозг был изъят через основание черепа. Предполагали, что это делалось ради поедания мозгов, которое якобы было присуще людоедам. Такая возмож­ ность, конечно, не исключена, но она скорее соответствует мировоззрению современного потребителя. Гораздо убедительнее выглядит объяснение, согласно которому мозг использовался в ритуально-магических целях. Такую точку зрения высказал А. Бланк (37, 1961), который установил большое сходство между черепом синантропа и человека, найденного

 

Монте-Чирчео спустя почти полмиллиона лет. Если эта интерпретация верна, то и в отношении ритуального каннибализма и ритуального кровопролития можно сделать аналогичное предположение.

Ясно, что у ’’примитивных” племен нового времени (в последние два-три столетия) был широко распространен каннибализм вовсе не ритуального свойства. Но все, что мы знаем о доисторических охот­ никах, а также о характере еще и ныне живущих примитивных охот­ ников, говорит о том, что они не были убийцами и потому маловероят­ но, чтобы они были каннибалами. Л. Мэмфорд по этому поводу ясно формулирует свою мысль: ’’Так как примитивный человек не был спосо­ бен к таким проявлениям жестокости, как пытки и массовое уничтоже­ ние людей, то вряд ли мы имеем право обвинять его в убийстве собрата ради собственного пропитания” (198, 1967, с. 18; нем.: с. 32).

 

Таким образом, я только хотел предостеречь читателя от того, чтобы любое разрушительное поведение слишком поспешно объявлять следствием врожденной деструктивности, вместо того чтобы выяснить для себя, как часто за таким поведением стоят религиозные и другие вовсе не разрушительные мотивы. Ибо в противном случае стирается грань между ритуальным кровопролитием и настоящей жестокостью и не получает должной оценки подлинная деструктивность, к анализу которой мы сейчас переходим.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!