Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 119 страница



 

состояние транса, то в конце ритуала коллективный экстаз охватывает каждого настолько, что люди не чувствуют ни боли в руках, ни физичес­ кой усталости, а, охваченные одной всепоглощающей страстью, в пол­ ном самозабвении барабанят беспрерывно 24 часа.

 

Поклонение деструктивности

 

деструктивностью экстаза можно в какой-то мере сравнить поведение человека, живущего в состоянии хронической ненависти. Это совсем не то, что мгновенная вспышка гнева, это концентрация отрицательной энергии и колоссальная целеустремленность личности, все силы которой направлены на то, чтобы разрушать. Здесь перманентное служение идеалу разрушения, принесение своей жизни в жертву кумиру.

 

Эрнст фон Саломон и его герой Керн.

 

Клинический случай поклонения идолу разрушения

 

Блистательно иллюстрирует этот феномен автобиографический роман Эрнста фон Саломона (235), который в 1922 г. принимал участие в убий­ стве талантливого человека, либерально настроенного германского министра иностранных дел Вальтера Ратенау. Фон Саломон родился

 

1902 г. Когда в 1918 г. в Германии разразилась революция, он был юнкером. Он ненавидел и революционеров, и в не меньшей мере пред­ ставителей средней буржуазии, которые, по его мнению, были достаточ­ но обеспечены в жизни, чтобы жертвовать собою ради нации. (Иногда он симпатизировал радикальному крылу левых революционеров, так как и они хотели разрушить существующий порядок.)

 

' Этот город называется Каланда (Calanda).

 

видел этот ритуал, заснятый на кинопленку, и эта оргия ненависти произвела на меня незабываемое впечатление.


 

241


Фон Саломон подружился с фанатически настроенной группой быв­ ших офицеров-единомышленников; к ним относился и Керн, который позднее убил Ратенау. Фон Саломона затем арестовали и приговорили к пяти годам тюрьмы*.

Фон Саломона, как и его героя Керна, можно рассматривать в каче­ стве прототипа нациста, однако, в отличие от нацистов, он и его группа были свободны от оппортунизма.

 своем автобиографическом романе фон Саломон говорит сам

себе: ”С ранних пор я получал от разрушения особое наслаждение. Мне нравилось наблюдать, как у человека от ежедневных страданий посте­ пенно уменьшался запас его прежних представлений и ценностей, как разлетались в прах его идеалистические желания, мечты и надежды, как он превращался в кусок мяса, сплошной комок нервов, обнаженных и вибрирующих, словно туго натянутые струны в прозрачном воздухе” (235, 1930, с. 367).

 

Как явствует из этого описания, Саломон не всегда поклонялся идолу разрушения. Вероятно, на него оказали влияние его друзья, осо­ бенно Керн, который произвел на него огромное впечатление своим фанатизмом. Одна беседа между фон Саломоном и Керном очень характерна: она показывает Керна как олицетворение абсолютной дест­ руктивности. Фон Саломон начинает разговор со слов: ”Я хочу боль­ шего. Не хочу быть жертвой. Я хочу видеть империю поверженной

 

прах, за это я сражаюсь. Я хочу власти. Хочу испытать всю сладость жизни, все радости этого мира. Это моя цель — и она стоит средств”.

 

Керн горячо ему отвечает: ’’...хватит сомнений! Скажи мне, разве существует большее счастье, чем в нас самих, когда у нас есть власть и сила и право сильного, которое пьянит нас и наполняет нашу жизнь” (235, 1930, с. 295).

 

Через несколько страниц Керн говорит: ”Я бы не вынес, если бы расколотое на куски, поверженное отечество снова возродилось в нечто великое... Нам не нужно ’’счастье народа”. Мы боремся, чтобы заставитьего смириться со своей судьбой. Но если этот человек (Ратенау) еще раз подарил бы народу веру, если бы он снова вселил в их души ту веру и ту волю к победе, которая вела их на войну и которая трижды была разбита в той войне, если бы она воскресла, я бы этого не перенес” (295, 1930, с. 302).


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!