Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 103 страница
На мс^декулярном уровне некоторые на определенные цели ориен-тированныф системы можно идентифицировать, опознать с помощью физико-химических методов. Другие целенаправленные системы на уров не распределительных систем головного мозга можно опознать с помо щью нейрофизиологических методов.
На обой^ этих уровнях определенные участки (элементы, части) системы связаны с инстинктами, которые ищут удовлетворения и потому определяют наще поведение. Все эти структуры, связанные с целеполага-нием по происхождению, локализованы в ткани протоплазмы. Многие из этих структур имеют узкую специфику и сосредоточиваются в особых нервных образованиях в рамках эндокринной системы. Организмы, нахо дящиеся на более высокой ступени эволюции, имеют влечения, которые не ограничиваются биологическими потребностями (в безопасности, про питании, сексе и продолжении рода)... Они обладают также возмож ностями для удовлетворения таких потребностей, которые связаны не только с адаптивным поведением (которое само по себе очень важно для успешного приспособления к изменчивым условиям окружающей среды); речь идет о возможности удовлетворения особых стремлений, связанных
|
|
|
|
|
|
энергиями особого рода и служащих достижению далеко идущих экстра ординарных целей, выходящих за рамки простого выживания организма (162, 1967. Курсив мой. — Э. Ф.).
далее Ливингстон пишет:
Головной мозг является продуктом эволюции, как и зубы и скелет. Однако к мозгу мы предъявляем большие требования и высокие ожида ния ввиду его способности к конструктивной адаптации, проникновению
|
|
суть вещей. Нейрофизиологи, как и другие специалисты, вполне могли бы видеть одну из главных своих целей в том, чтобы помочь человеку осознать себя, достигнуть прозрения — понимания своих благородных устремлений, высоких помыслов и чувств. Ведь главной отличительной особенностью человека является его уникальный мозг, с его памятью
223
многими другими способностями: к восприятию и обучению, к обще нию и фантазированию, к самосознанию и творческой активности (Там же).
Ливингстон считает, что вера, взаимное доверие, сотрудничество
альтруизм ’’вмонтированы” в структуру нервной системы и их источ ником является внутренняя потребность души'. Внутренняя удовлет воренность ни в коем случае не ограничивается инстинктами, утверждает Ливингстон.
Внутреннее успокоение тесно связано с положительными эмоциями, прежде всего с чувством удовлетворенности, которое соответствует состоянию молодого и сильного, здорового организма; это чувство возникает как на базе врожденных, так и благоприобретенных понятий
ценностях, оно может стать результатом радостных событий, приятного волнения от встречи с чем-то новым. Внутреннее успокоение возникает, когда ученый получает положительный результат в своем исследовании или когда просто человек находит ответ на интересующий его вопрос; еще одним важным источником удовлетворения является приобретение (или расширение) свободы — индивидуальной или коллективной. Значение внутренней удовлетворенности настолько велико, что она дает человеку силы для преодоления невероятных
лишений, дает возможность выжить и сохранить веру в те идеалы
ценности, которые, быть может, стоят даже дороже самой жизни (162, 1967, 505).
Позиция Ливингстона кардинально отличается от взглядов старых инстинктивистов. И он в этом не одинок. Его подход разделяют многие другие молодые исследователи (которых я еще буду цитировать), кото рые не задумываются над тем, какая зона мозга ’’продуцирует”, ’’несет ответственность” за такие высокие стремления личности, как честность, альтруизм, взаимное доверие и солидарность; они рассматривают мозг как целостную систему, которая с точки зрения эволюции служит делу выживания организма.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!