Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 100 страница



 

Садистско-эксплуататорский характер стремится к эксплуатации других людей, а страсть садиста в том, чтобы господствовать над другим человеком. Основным стремлением продуктивной творческой личности является жажда любить, дарить, делиться с другими. Влече­ ния, обусловленные характером, бывают настолько сильными и непро­ извольными, что самому человеку нередко кажется, что речь идет о сове­ ршенно ’’естественной” реакции. Ему трудно представить, что есть люди совершенно иначе устроенные (с другой природой); а если уж жизнь подкидывает ему такие примеры, то ему легче допустить, что эти другие просто своего рода отклонение от нормы. Каждый, у кого есть некото­ рый опыт общения с людьми, почти всегда способен понять, имеет ли он дело с разрушительным (садистским) типом или с открытым, любящим людей существом. Тонкий человек способен увидеть за внешним поведе­ нием сохраняющиеся характерные черты и почувствовать неискренность эгоиста, который ведет себя как сверхальтруист.

 

Возникает вопрос: как же произошло, что человеческий род (в от­ личие от шимпанзе) оказался способен к формированию характера?* Для ответа на этот вопрос необходимо исследовать целый ряд биологических факторов.

 

Во первых, человеческие общности с самого начала жили в очень разных географических и климатических условиях. С момента появления Homo в этом виде не наблюдается сколько-нибудь серьезного приспосо­ бления к среде, которое получило бы генетическое закрепление. И чем выше поднимался Homo по лестнице эволюции, тем меньше его адап­ тация зависела от генетических предпосылок, а за последние 40 тыс. лет такого рода изменения практически уже не имели места.

 

 все же различия в условиях жизни разных групп заставили челове­ ка не только научиться вести себя соответственно обстоятельствам, но

 

привели к формированию ’’социального характера”. Понятие социаль­ ного характера покоится на убеждении, что каждое общественное устройство (или каждый социальный класс) вынуждено использовать человеческую энергию в той специфической форме, которая необходима для функционирования данного общества. Для нормального функци­ онирования общества его члены дожны желать делать то, что необ­ ходимо обществу.

 

Я хотел бы подчеркнуть здесь, что у животных нет характера. Это не значит, что они лишены индивидуальности, это знает каждый. Но при этом следует помнить, что индивидуальность до известной степени связана с тем­ пераментом, который обусловлен генами, в то время как многие черты характера являются благоприобретенными. Кроме того, вопрос о наличии у животных

характера влечет за собой продолжение давней дискуссии о наличии разума

 

животных. Я думаю, что вполне уместно следующее допущение: чем больше в животном представлена инстинктивная детерминация, тем меньше у него характера, и наоборот.


 

220


Этот процесс превращения общей психической энергии в особую психо­ социальную энергию осуществляется благодаря феномену социального характера (101, 1932 а).

Способы и средства формирования социального характера (личности)

 

значительной мере коренятся в культуре. Через родителей общество погружает ребенка в мир своих ценностей, обычаев, традиций и норм. Поскольку у шимпанзе нет языка, у них нет возможности передать потомству свои представления, ценности или символы, т. е. у них отсут­ ствует основа для формирования характера. Таким образом, характер


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!