Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 102 страница
остальные элементы (в разных пропорциях). Это не означает, что каждый человек является воплощением либо одного, либо другого синд рома. Такое бывает лишь в виде исключения. В действительности же среднестатистический человек являет собой смешение обоих синдромов. И только интенсивность каждого из них имеет решающее значение для реализации человека, его поведения и его способности к самоизменени-ям.
Нейрофизические предпосылки
|
|
Что касается нейропсихологической основы для развития страстей (того и другого типа), то надо исходить из того, что человек не являет собой готовое (’’законченное”) существо (84, 1971). И дело не только
том, что мозг его при рождении еще недостаточно развит, а важно то, что он перманентно находится в состоянии неустойчивости, ему вечно недостает равновесия: инстинкты уже не работают (в той мере, как у животных), а разум еще недостаточно проницателен и нередко приводит к ошибкам. И таким образом, человек сам предстает перед нами как вечно изменяющееся существо, как процесс, которому нет конца.
|
|
В чем же роль его нейрофизиологического аппарата?
Главная его часть — это мозг. Мозг человека превосходит мозг приматов не только размерами, но и качеством и структурой нейронов, что дает ему способность к познанию. А познавательные способности связаны с целеполаганием, которое в конечном счете определяет воз можности роста физически и психически здорового индивида.
|
|
Итак, человеческое мышление может ставить себе цели, которые должны привести к удовлетворению его разумных потребностей, и чело век способен организовать свое общество так, чтобы оно помогало реализации поставленных целей. Но сам человек не являет собою совер шенное, законченное существо, он еще не готов, полон противоречий. Человека можно обозначить как существо, находящееся в активном поиске оптимальных путей своего развития, причем поиск этот нередкотерпит крушение из-за отсутствия благоприятных внешних условий.
|
|
222
Гипотеза о том, что человек пребывает в состоянии активного поиска путей самосовершенствования, подтверждается данными нейро физиологических исследований. Достаточно привести слова такого круп ного специалиста, как Дж. Херрик:
способность человека к саморазвитию обеспечивается его разумом, который дает ему возможность самостоятельно определиться в рамках культуры и строить свою человеческую судьбу в соответствии с выбран ной для себя моделью культуры. Эта способность является характер ным признаком собственно человеческого рода, научным критерием отличия человека от всех других живых существ (131, 1928, цит. по: 162, 1967).
Ливингстона по данному вопросу есть ряд очень метких замеча
ний:
Сегодня точно известно, что между разными уровнями структурной организации нервной системы существуют связь и внутренняя зависи мое^. Каким-то соверщенно таинственным образом возникает синхрон ное функционирование всех этих уровней, которое приводит к целесообраз ному поведению и достижению цели путем последовательного нанизывания цепочки промежуточных целей, которые по мере своей реализации устраняют с пути все преграды (противодействующие силы). Цели целостного организма всегда видны очень четко, и с точки зрения внутренней целост ности все постоянно направлено на достижение этих целей (162, 1967а. Курсив мой. — Э. Ф.).
потребностях, выходящих за рамки только физиологии, Ливинг стон пишет следующее:
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!