Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 14 страница



 

индустриальном обществе средства производства в основном состав­ ляют машины и капитал, вложенный в машинное производство. А в при­ митивных обществах средства производства — земля и охотничьи уго­ дья.

 

примитивных племен никому не закрыт доступ к природным ресурсам — у них нет владельца...

Природные ресурсы, которые находятся в распоряжении племени, представляют коллективную или коммунальную собственность в том смысле, что в случае необходимости вся группа встанет на защиту этой территории. А внутри племени все семьи имеют равные права на свою долю собственности. Кроме того, соседние племена также могут по желанию охотиться на этой территории. Ограничения, видимо, касаются лишь плодоносных деревьев (с фруктами и орехами). Такие деревья обычно закрепляются за отдельными семьями данного племени. Но практически этот факт скорее свидетельствует о разделении труда, чем

 

разделе собственности, ибо такая мера должна предостеречь от пустой траты времени и сил, которая могла иметь место, если рассредоточенные по большой территории семьи устремились бы все к одному пункту сбора

плодов. Ведь плодовые деревья, в отличие от дичи и дикорастущих ягод и трав, имеют достаточно устойчивую ’’прописку”. Но все собранные фрукты и орехи все равно подлежат разделу с теми семьями^ которые не собирали урожая, так что никто не должен голодать.

наконец, к частной собственности относятся предметы индивиду­ ального пользования, принадлежащие отдельным лицам. Оружие, ножи, платье, украшения, амулеты — вот что считается у охотников и собира­ телей частной собственностью. Но некоторые считают, что даже эти предметы личного пользования не являются частной собственностью

 

собственном смысле слова, поскольку обладание этими вещами скорее носит функцию разделения труда, чем владения ’’средствами производст-


 

125


ва”. Обладание подобными вещами только тогда может быть осмысле­ но как частная собственность, если одни ими владеют, а другие — нет,

е. когда это обладание может стать основой для эксплуатации. Но в этнографических отчетах такие случаи не описаны, и трудно себе представить, чтобы кто-то из членов рода, нуждаясь в оружии или одежде, не получил бы их от другого более счастливого члена рода (243, 1966, с. 22).

 

Социальные отношения между членами охотничьего сообщества от­ личаются отсутствием ’’Табели о рангах”, даже такого ’’лидерства”, как у зверей, здесь не наблюдается.

 

Племена охотников и собирателей в плане лидерства более всех других социальных систем отличаются от человекообразных обезьян. Здесь нет ни принуждения, основанного на принципе физического превос­ ходства, нет также и иерархической организации, опирающейся на другие основания (богатство, военная или политическая сила, унаследованные классовые привилегии и т. д.). Единственное устойчивое превосходство связано с признаками возраста и мудрости.

 

Даже когда отдельные члены племени обладают более высоким статусом и престижем, они выражают свое преимущество совершенно иначе, чем обезьяны. От лиц с более высоким статусом охотники ожида­ ют скромности и доброты (щедрости), а главной наградой для них является любовь и внимание со стороны других членов племени. Напри­ мер, мужчина может проявить себя как самый сильный, храбрый, ловкий

 

умный во всем племени. Получает ли он при этом самый высокий групповой статус? Не обязательно. Он получит его только в том случае, если эти качества он поставит на службу интересам племени. Например, если на охоте он убивает больше дичи (и затем сможет отдать ее другим); если он умеет себя вести, а главным достоинством поведения считается скромность. Для простоты можно провести такую параллель. В племени человекообразных обезьян превосходство в физической силе ведет к пре­ имуществу в социальной иерархии, которое дает вожаку больше пищи, ’’самок” и других благ. А в первобытном человеческом обществе физичес­ кое преимущество должно быть поставлено на службу всем остальным членам племени, и тот, кто стремится к лидерству, должен в истинном смысле слова приносить жертву (и получать меньше пищи за более напряженный труд). А в отношении сексуальных радостей он, как и дру­ гие мужчины, обычно ограничивается одной женой.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!