Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 12 страница
нас есть прямые данные о жизни доисторических охотников: культ животных, в частности, говорит о том, что приписываемая им врожден ная деструктивность — это чистой воды миф. Так, еще Мэмфорд
обратил внимание на то, что в наскальной живописи (на рисунках
пещерах), посвященной жизни охотников, не встречается сюжет сраже ния между людьми*.
хотя к аналогиям следует прибегать с известной осторожностью, все же данные о ныне существующих примитивных охотниках и собира телях производят очень большое впечатление. Вот что сообщает нам крупнейший специалист в этой области Колин Тёрнбал:
|
|
двух известных мне групп почти полностью отсутствует физичес кая или эмоциональная агрессивность, что объясняется отсутствием войн, вражды, наветов, колдовства или шаманства. Я также не убежден, что охота сама по себе является агрессивной деятельностью. Чтобы научить ся делать что-то, надо это увидеть. А сам процесс охоты не носит агрессивного характера. И когда человек осознает, что в этом процессе он истощает природные ресурсы, он фактически сожалеет о совершаемом ’’убийстве”. И кроме того, при убийстве такого типа нередко наблюдает ся явное сочувствие. Лично я из общения с охотниками вынес впечатле ние, что это очень дружелюбные люди и что, бесспорно, суровый образ жизни, который они ведут, вовсе не позволяет делать вывод об их агрессивности (268, 1965)^.
|
|
|
|
Никто из участников дискуссии не смог возразить Тёрнбалу.
Самое подробное изложение антропологических данных о примитив ных охотниках и собирателях мы находим в работе Э. Р. Сервиса ’’Охотники” (243, 1966). В этой монографии рассмотрены все подобные общности за исключением оседлых групп на северо-западном побережье
|
|
*На этот факт указывает также палеоантрополог Гельмут де Терра.
этой общей констатации Тёрнбал добавляет красочные иллюстрации из жизни примитивных африканцев племени мбути-пигмеев.
123
Северной Америки, которые жили в особо благоприятных условиях (с точки зрения природы). Не вошли в монографию также такие объедине ния охотников и собирателей, которые вымерли после контакта с циви лизацией, и притом так быстро, что мы располагаем весьма ограничен ными знаниями о них*.
Главный признак племени охотников и собирателей —; это их коче вой образ жизни, обусловленный способом добычи пропитания и веду щий к слабой интеграции семейных связей внутри социальной группы (племени). В отличие от цивилизованного человека (которому необ ходимы дом, машина, электричество, одежда и т. д.) у примитивных охотников потребности минимальные: ’’пища и минимум предметов домашнего обихода” (243, 1966).
каждой семье работа распределяется сообразно возрасту и полу, но постоянного разделения труда нигде не наблюдается. Пища состоит частично из мяса (вероятно, на */4), а основную часть составляют семена, коренья, фрукты, орехи и ягоды; их собирают женщины. Меггит пишет: ’’Преобладание растительной пищи — один из главных признаков хозяй ственной жизни охотников, рыболовов и собирателей” (185, 1964). Толь ко эскимосы питаются исключительно мясом и рыбой, причем рыбу ловят чаще всего женщины.
Для охоты мужчины объединяются, что является естественным след ствием весьма низкой технической оснащенности племенных общностей. ’’Ввиду простоты технологий и необходимости контроля за окружающей средой многие охотничьи племена имеют в буквальном смысле слова очень много свободного времени” (243, 1966). Об экономических от ношениях Сервис пишет следующее:
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 94; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!