Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 16 страница



 

Все эти факты говорят об ошибочности нарисованной Гоббсом картины всеобщей врожденной агрессивности, которая неизбежно приве­ ла бы к войне всех против всех, если бы государство не взяло в свои руки монополию власти и наказания и таким образом хотя бы косвенно не удовлетворило индивидуальную жажду мести (расплаты с преступни­ ком). Вот что об этом думает Сервис:

 

Факт остается фактом, что групповые общности не распадаются, даже когда они никак официально не институированы...

хотя столкновения и войны в таких сообществах сравнительно редки, но их угроза всегда остается (например, когда бывают ссоры

 

‘Такого же мнения о племенном лидерстве и Меггит (185, 1960), цитируемый Сервисом (243, 1966) и Э. Фроммом (см. разницу авторитетов в книге ’’Бегство от свободы”. — 101, 1941а).


 

127


между индивидами), и потому все равно нужно иметь средства для сдерживания или предотвращения войны.

данной общине конфликты между двумя лицами, как правило, улаживает старший родственник соперников. В идеале этот старший должен быть в одинаковой степени родства к обоим (например, дядя или дед), чтобы каждый был уверен в его объективности. Но так, конечно, не всегда получается, и вообще не всегда старший родственник соглашается быть миротворцем. И тогда вся обшина берет на себя роль третейского судьи, и дело считается решенным, когда объявляется общественное мнение.

 

Есть еще способ разрешения конфликта — это состязание. Чаще всего оно проходит в форме спортивной борьбы... Так, эскимосская ’’дуэль” проходит ”на рогах” в прямом и переносном смысле, т. е. соперники ударяют друг друга собственными головами. Особенно ин­ тересно известное эскимосское соревнование на ’’словах”, или певческая дуэль. Главное оружие здесь — ’’острословие”.

 

Певческие дуэли имеют цель напрочь искоренить любые конфликты

споры (за исключением убийства). В Восточной Гренландии певческая дуэль может дать человеку полную ’’сатисфакцию” (равную убийству), если он не отличается физической силой, но обладает таким голосом, что

уверен в своей победе. Чтобы понять ситуацию, следует знать, что

 

эскимосов искусство пения ценится даже выше, чем физическая сила и ловкость: восточные гренландцы, наслаждаясь прекрасным пением, могут забыть даже о причине конфликта.

 

Певческие соревнования имеют свои правила и ритуалы. Опытные претенденты обычно придерживаются традиционных музыкальных об­ разцов, которые мастер пения умеет донести до слушателей столь совер­ шенно, что вызывает бурю аплодисментов. ’’Победителя” так и выбира­ ют — им становится тот, кто получил больше ’’слушательских симпатий” (аплодисментов). Победа в певческом соревновании не дает никакого вознаграждения, кроме престижа (135, 1954). Главное преимущество та­ кого соревнования состоит в том, что оно длится долго и слушатели за это время успевают прийти к единому мнению: кто прав, а кто виноват

 

конфликте. Обычно каждый знает заранее, какую сторону он поддержи­ вает, но единство общины считается (у этих народов) столь важной целью, что во время длительного соревнования каждый успевает понять, на чьей стороне большинство. Слушательские симпатии проявляются

 

таких реакциях, как смех, которым встречают стихи соревнующихся. Постепенно смех становится более громким и дружным. И тогда ясно видно, кто победил, а побежденный удаляется ”со сцены” (243, 1966, с. 55).

 

других охотничьих племен личные соревнования не отличаются такой ’’куртуазностью”, как эскимосские. Некоторые племена предпочи­ тают пускать в ход копье. Дуэль происходит следующим образом:


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!