Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 17 страница



 

Спорящие стороны располагаются на площадке на строго установ­ ленном расстоянии друг от друга; обвинитель внезапно кидает копье

 

обвиняемого, а тот пытается избежать ранения (отклониться, отско­ чить). Публика награждает аплодисментами либо быстроту, силу и точ­ ность нападающего, либо ловкость и находчивость обвиняемого. Спустя некоторое время становится ясно, на чьей стороне зрительские симпатии. Когда обвиняемый понимает, чю зрители считают его виновным, он перестает увертываться и получает смертельный удар. Если же напада­ ющий видит, что общественное мнение против него, он просто опускает оружие*.

 

 

*Здесь Э. Фромм цитирует Харта и Пиллинга по книге Сервиса ’’Охотники” (243, 1966, с. 56). — Примеч. пер.


 

128


Можно ли первобытных охотников считать обществом благоденствия?

 

Серьезные аргументы для понимания проблемы низкого экономичес­ кого уровня жизни первобытных охотников и для современных взглядов на проблему бедности мы находим у М. Д. Салинса. Его аргументация представляет интерес и для анализа современного индустриального общества. Салинс выступает против распространенного суждения, кото­ рое в свое время привело к ошибочной концепции относительно агрес­ сивности первобытных охотников. Ведь долгое время считалось, что

 

каменном веке жизнь человека была настолько тяжелой, что люди постоянно подвергались опасности голода. Салинс утверждает обрат­ ное. Он считает, что первобытные охотники жили в ’’первом в истории обществе благосостояния (благоденствия)”.

 

Обычно под обществом благосостояния понимается такое устрой­ ство жизни, при котором все потребности удовлетворяются легко и без проблем. И хотя мы считаем это состояние исключительным достижени­ ем индустриальной цивилизации, на самом деле образцом такого обще­ ства может служить община первобытных охотников и собирателей. Но об этом знают только этнографы. Ясно, что потребности удовлетворяют­ ся двояким способом: либо ценой увеличения производства, либо ценой снижения потребления... И потому есть два пути к изобилию... например, народ, исповедующий учение Дзэн, может испытать радость не срав­ нимого ни с чем богатства, каким бы низким ни был официальный уровень жизни. И, по-моему, то же самое можно сказать о первобытных охотниках (234, 1968, с. 85)‘.

 

И еще одно меткое умозаключение Салинса я не могу не процитировать:

 

Скудное потребление — это специфическая навязчивая идея эпохи бизнеса, условие, которое все обязаны иметь в виду. Рынок предлагает невероятное изобилие ’’хороших товаров”, но человек не в состоянии их приобрести, ибо на все никаких денег не хватит. Жить в условиях рыночной экономики — это значит переживать двойную трагедию, которая начинает­ ся с недостатка, а заканчивается нехваткой... И потому мы обречены на тяжкий труд. И с высоты нашего нынешнего положения мы смотрим назад, на нашего предка-охотника и думаем: если современный человек, имея такие технические преимущества, не может заработать необходимый для жизни минимум, то каковы же были шансы у голых дикарей с их жалкими луками

 

стрелами? Поскольку мы, исходя из своих позиций и ценностей, наделили охотников каменными орудиями труда и одновременно буржуазными инстинктами, то их положение изначально кажется нам безнадежным^.

 

‘ Такую же позицию занимает Р. Б. Ли в своей работе ’’Чем живут охотники, или Как обеспечить себя средствами к жизни?”. Он сомневается, что жизнь охотников и собирателей в целом была жестокой борьбой за существование,


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!