Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 21 страница
Монументальный труд Кейнси Райта содержит 1637 страниц текста, включая обширную библиографию. Здесь дается глубокий анализ перво бытных войн, основанный на статистическом сравнении данных о 653 первобытных народах. Недостатком этой работы является преимущест венно описательно-классификационный ее характер. И все же ее резуль таты дают статистику и показывают тенденции, совпадающие с вывода ми многих других исследователей. А именно: ’’Простые охотники, соби ратели и земледельцы — это наименее воинственные люди. Большую
|
|
‘Д. Рапопорт в предисловии к книге Терни-Хая (225, 1971) цитировал круп нейшего историка войн Ханса Дельбрюка, который считал, что при описании Марафонской битвы единственной достоверной деталью у Геродота была кон статация факта, кто победил и кто побежден.
132
|
|
воинственность обнаруживают охотники и крестьяне более высокой ступени, а самые высокопоставленные охотники и пастухи — это наибо лее агрессивные люди из всех древних” (286, 1965, с. 39).
Эта констатация подтверждает гипотезу о том, что драчливость не является врожденной чертой человека, и потому о воинственности мож но говорить лишь как о функции цивилизационного развития. Данные Райта ясно показывают, что общество становится тем агрессивнее, чем выше в нем разделение труда, что самыми агрессивными являются социальные системы, в которых уже есть деление на классы. И наконец, эти данные свидетельствуют, что воинственности в обществе тем мень ше, чем устойчивее равновесие между различными группами, а также между группой и ее окружающей средой; чем чаще нарушается это равновесие, тем скорее формируется готовность воевать.
|
|
|
|
Райт различает четыре типа войн: оборонительные, социальные, экономические и политические. Под оборонительной войной он понима ет такое поведение, которое неизбежно в случае реального нападения. Субъектом такого поведения может оказаться даже народ, для которого война является совершенно нехарактерной (не является частью его тра диции): в этом случае люди спонтанно ’’хватаются за любое оружие, которое подвернется под руку, чтобы защитить себя и свой дом, и при этом рассматривают эту необходимость как несчастье”.
Социальные войны — это те, в ходе которых, как правило, ”не льется много крови” (похоже на описанные Сервисом войны между охотника ми). Экономические и политические войны ведут народы, заинтересован ные в захвате земли, сырья, женщин и рабов, или ради сохранения власти определенной династии или класса.
Почти все делают такое умозаключение: если уж цивилизованные люди проявляют такую воинственность, то насколько воинственнее, вероятно, были первобытные люди*. Но результаты Райта подтвержда ют тезис о минимальной воинственности первобытнейших народов
о росте агрессйвности по мере роста цивилизации. Если бы деструктив ность была врожденным качеством человека, то должна была бы наблю даться противоположная тенденция.
Мнение Райта разделяет М. Гинсберг:
Складывается впечатление, что угроза войн в этом смысле усиливает ся по мере экономического развития и консолидации групп. У первобыт ных народов можно скорее говорить о стычках на почве оскорбления, личной обиды, измены женщины и т. п. Следует признать, что эти общности по сравнению с более развитыми первобытными народами выглядят очень миролюбивыми. Но насилие и страх перед силой имеют место, и бывают драки, хотя и небольп1ие. У нас не так уж много знаний
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!