Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 24 страница



Вторым нововведением было скотоводство, которое вошло в жизнь почти одновременно с земледелием. Уже в девятом тысячелетии до н. э.

Северном Ираке стали разводить овец, а около 6 тыс. лет до н. э.

— свиней и коров. Скотоводство стало важным источником питания, давая мясо и молоко. Этот богатый и постоянный источник пищи


 

135


позволил людям перейти от кочевого образа жизни к оседлому, что привело к строительству деревень и городов'.

 

 период протонеолита в охотничьих племенах формируется новый тип оседлого хозяйствования, основанный на культивировании растений

 

приручении животных. Если прежде было принято самые первые следы культурных растений относить к периоду 7 тыс. лет до н. э., то новые данные говорят о том, что корни их уходят еще дальше (к самому началу протонеолита, около 9 тыс. лет до н. э.); вывод сделан на основе того, что к 7 тыс. лет до н. э. культура земледелия и животноводства уже достигла высокого уровня (186, 1967, с. 18).

 

Прошло еще два или три тысячелетия, пока человечество сделало еще одно открытие, вызванное необходимостью сохранения продуктов питания, — это гончарное ремесло; люди научились делать горшки (корзины стали плести еще раньше). С изобретением горшка было сделано первое техническое открытие, для которого понадобились зна­ ния химических процессов. Трудно отрицать, что ’’создание первого сосуда стало высоким примером творческого потенциала человека” (59, 1936)^. Таким образом, в границах раннего каменного века можно вычленить докерамическую стадию, когда еще не было известно гончар­ ное дело, и керамическую стадию. Некоторые старые поселения в Анато­ лии (например, раскопки Хакилара) относятся к докерамическому пери­ оду, а Чатал-Хююк — город с богатой керамической посудой.

 

Чатал-Хююк — самый развитой анатолийский город эпохи неолита. Когда в 1961 г. археологи раскопали сравнительно маленькую часть города, раскопки сразу дали информацию, чрезвычайно важную для понимания экономических, социальных и религиозных аспектов обще­ ства эпохи нeoлитa^

 

 начала раскопок было вскрыто десять пластов, самый глубокий относился к 6500 г. до н. э.

 

После 5600 г. до н. э. старое поселение Чатал-Хююк было покинуто по неизвестным причинам и на другой стороне реки возник новый город Чатал-Хююк Западный. По-видимому, он просуществовал 700 лет, а за-

 

‘ Это не означает, что все охотники были кочевниками, а все крестьяне оседлыми. Чайлд приводит ряд исключений из этого правила.

Чайлда упрекали в том, что он недостаточно полно учел сложность развития эпохи неолита, когда ввел понятие ’’неолитическая революция”. И эта критика

какой-то мере справедлива, но в то же время необходимо учитывать, что произошел такой радикальный переворот в способе производства, что слово ’’революция” кажется здесь вполне оправданным. Так и Мэмфорд датирует гигантский прогресс в земледелии не одним этапом между 9 тыс. и 7 тыс. до н. э., а утверждает, что это был более длительный процесс, который можно разделить на 5 стадий (см.: 198, 1967). При этом он цитирует О. Амеса (10, 1939) и Андерсона (12, 1952). Поэтому всем, кто интересуется тонкостями эпохи неолита, я рекомен­ дую прочесть самого Мэмфорда.

 

^ Чайлд дает интересный комментарий к этой теме: ’’Куски глины были совершенно пластичны, человек мог придать им любую форму... Когда человек раньше делал какие-то инструменты из кости или камня, он был ограничен размерами и формой материала. А деятельность горшечницы не имеет таких границ, она может придать сосуду любую форму и любой размер, добавить что-то по своему усмотрению... И когда думаешь о творчестве, то сразу представ­ ляешь себе свободный труд гончара, создающего совершенно новую форму из бесформенной массы. Иллюстрации к этому мы находим даже в Библии” (59, 1936, с. 101, 105).


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 76; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!