Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 26 страница




 

137


плане проблемы агрессивности для меня особенно важны два момента. За 800 лет существования города Чатал-Хююк ничто не указы­ вает на то, что там совершались грабежи и убийства (согласно свидете­ льствам археологов). Но еще более впечатляющим фактом является полное отсутствие признаков насилия (среди сотен найденных скелетов ни один не имел следов насильственной смерти) (186, 1967).

 

Одним из самых характерных признаков неолитических поселений, включая Чатал-Хююк, является центральное положение матери в социа­ льной структуре, а также большая роль религии.

Согласно первобытному разделению труда, мужчины уходили на охоту, а женщины собирали коренья и фрукты. Соответственно от­ крытие земледелия принадлежит женщине, а приручение животных, вероятно, было делом мужчин (в свете того, какую огромную роль играло земледелие на всех этапах цивилизационного развития человече­ ства, можно смело утверждать, что современная цивилизация была основана женщинами).

Только женщина и земля имеют уникальную способность рождать, создавать живое. Эта способность (отсутствующая у мужчин) в мире первобытного земледелия была безусловным основанием для признания особой роли и места женщины-матери. Мужчины получили право прете­ ндовать на подобное место, лищь когда они смогли производить мате­ риальные вещи с помощью своего интеллекта, так сказать, магическими

 

техническими способами. Мать была божеством, которое идентифици­ ровалось с матерью-землей; это была высшая богиня религиозного мира, и потому земная мать, естественно, была признана центральной фигурой и в семейной, и в социальной жизни.

Прямым показателем центральной роли матери в Чатал-Хююке является тот факт, что в захоронениях дети всегда лежат рядом с мате­ рью, а не с отцом. Скелет женщины обычно находят под домом, в том месте, где раньше была комната матери и ее кровать. Эта комната была главной и была больше по размеру, чем комната отца. Характерным признаком матриархата является то, что детей всегда хоронили рядом с матерью. Здесь родственные узы связывали детей в первую очередь с матерью, а не с отцом, как это имеет место в патриархальных общественных системах.

 

Гипотеза о матриархальной структуре палеолита находит оконча­ тельное подтверждение благодаря данным о состоянии религии в Ча-тал-Хююке и других неолитических поселениях в Анатолии*.

 

Результаты раскопок произвели подлинный переворот в наших пред­ ставлениях о первобытной религии. В центре этой религии — и это ее главный признак — стоит образ матери-богини. Мелларт пишет: ’’Ча­ тал-Хююк и Хакилар доказывают преемственность религии от палеоли­ та до периода древнего мира (в том числе классического), где централь­ ное место занимает образ матери-богини, а затем труднопостижимые образы богинь Кибелы, Артемиды и Афродиты” (186, 1967, с. 23).

 

Центральная роль матери-богини проявляется в сюжетах барельефов

и фресок, найденных при раскопках священных мест.  В отличие от

 

‘ В дальнейшем я буду употреблять слово ’’матрицентризм” вместо ’’матри­ архат”, ибо первый термин включает имплицитно фактор господства женщин над мужчинами. Действительно, в некоторых случаях такое господство имело место (например, по свидетельству Мелларта, в Хакиларе). Но в Чатал-Хююке жен­ щина-мать хотя и играла ведущую роль, тем не менее, скорее всего, не была госпожой.


 

138


находок в других неолитических поселениях, в Чатал-Хююке были не только матери-богини, но и божество мужского рода, символом которо­ го был бык или голова быка (или одни рога). Но это не меняет сути дела, которая состоит в том, что верховное положение как центральное боже­ ство занимала Великая Мать. Среди скульптур богов и богинь, об­ наруженных при раскопках, большинство составляли женские фигуры. Из 41 скульптуры 33 были, безусловно, женскими, а 8 скульптур с мужс­ кой символикой практически все равно следует понимать в их отноше­ нии к богине: это либо ее муж, либо сыновья. (А в более глубоких пластах при раскопках были обнаружены исключительно скульптурные фигуры богинь.) И не вызывает сомнения тот факт, что роль мате­ ри-богини была центральной: во всяком случае, ни одно изображение женщины не может быть интерпретировано как подчиненное мужчине.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 74; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!