Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 25 страница



 

^ Самое подробное описание города Чатал-Хююк дается ведущим археоло­ гом этой экспедиции Меллартом (186, 1967).


 

136


тем люди также ушли из него, не оставив никаких следов разрушения или насилия (186, 1967, с. 53).

 

Самое удивительное в этом городе — высокий уровень цивилизации:

 

При раскопках были обнаружены предметы роскоши: зеркала из обсидиана, декоративные церемониальные кинжалы и украшения из цен­ ных металлов, явно принадлежавшие избранным. Медь и свинец были расплавлены, и из них делались трубки и металлические украшения. Таким образом, начало обработки металлов относится к седьмому тыся­ челетию до н. э. Многообразные сосуды из дерева были также очень красивы, а изделия из местного камня, обсидиана, были подлинными произведениями искусства (186, 1967, с. 22).

 

 захоронениях были найдены очень красивые гарнитуры украшений для женщин, а также мужские и женские браслеты. По мнению Меллар-та, многообразие найденных камней и минералов говорит о том, что важными факторами экономической жизни города были торговля и раз­ работка полезных ископаемых.

 

Несмотря на эти признаки высокоразвитой культуры, в социальной структуре отсутствуют элементы, характерные для более поздних стадий развития общества. Так, в частности, там явно отсутствовали классовые различия между богатыми и бедными. Хотя не все дома одинаковы,

 

конечно, по их размерам и по характеру захоронений можно в опреде­ ленной степени судить о социальных различиях, Мелларт утверждает, что эти различия ’’нигде не бросаются в глаза”. И когда смотришь чертежи раскопанной части города, то видишь, что здания мало отлича­ ются по размеру (в сравнении с более поздними урбанистическими обществами). Мы встречали у Чайлда указание на то, что в деревнях раннего неолита не было института старейшин; Мелларт также обраща­ ет внимание на этот факт в связи с раскопками Чатал-Хююка. Там явно было много жриц (возможно, и жрецов), но нет никаких признаков иерархического устройства.

 

Вероятно, в Чатал-Хююке благодаря высокому уровню земледелия были излишки продуктов питания, что и способствовало развитию торговли и появлению предметов роскоши. В более ранних и менее развитых деревнях Чайлд отмечает отсутствие признаков изобилия и по­ лагает, что там было больше равенства (экономического прежде всего). Он указывает, что в эпоху неолита были ремесла; вероятно, можно говорить о домашнем производстве, и притом ремесленническая тради­ ция была не индивидуальной, а коллективной. Члены общины постоянно обменивались опытом друг с другом; так что можно говорить об общественном производстве, возникшем как результат коллективного опыта. Например, посуда определенной неолитической деревни имеет явный отпечаток коллективной традиции.

 

Кроме того, следует помнить, что в те времена не было проблемы с землей. Если население увеличивалось, молодые люди могли уйти

в любом месте основать самостоятельное поселение. То есть экономи­ ческие условия не создавали предпосылок для раскола общества на классы и для создания института постоянной власти, в функцию которой входило бы руководство хозяйством. Отсюда — не было организаторов, которые бы за этот труд получали вознаграждение. Это стало возможно значительно позже, когда многочисленные открытия и изобретения при­ вели к такому росту производства, что излишки продукции смогли быть обращены в ’’капитал”, а вслед за этим пришла и эксплуатация чужого труда.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!