Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 8 страница



 

Утверждение Уошберна о том, что жестокость и убийство доставля­ ют многим людям удовольствие, означает только одно: существуют садистские личности и садистские цивилизации; однако это вовсе не значит, что нет других, несадистов. Так что речь может идти о необ­ ходимости изучения этого феномена. Например, установлено, что са­ дизм встречается чаще среди людей, переживающих фрустрацию, а так­ же в социальных классах, которые чувствуют свое бессилие и получают мало радости в жизни (как это, к примеру, наблюдалось в Древнем Риме, когда низшие классы компенсировали свое социальное бессилие

 

материальную нищету, наслаждаясь жесточайшими зрелищами). И та­ кой же психологический механизм определил поведение среднего класса Германии, из которого рекрутировались самые фанатичные последова­ тели Гитлера. Садизм встречается и в среде господствующего класса, особенно когда он чувствует угрозу своему положению и своей собствен­ ности. Садистское поведение характерно и для угнетенных групп, жаж­ дущих мести.

 

Но представление о том, что охота формирует потребность мучить жертву, ничем не обосновано и мало что проясняет. Как правило, охотнику страдание зверя не доставляет никакой радости и, более того, садист, получающий удовольствие от чужих мучений, будет плохим охотником. Не соответствует действительности и утверждение Уошбер­ на, что примитивные народы занимались охотой из садистских побужде­ ний. Напротив, многое свидетельствует о том, что отношение охотников

 

убитым животным было сочувственным и что они испытывали чувство вины. Так, охотники эпохи палеолита обращались к медведю, называя его ’’дедушкой”; возможно, они видели в медведе своего мифического предка. Когда медведя убивали, у него просили прощения. Одним из обычаев была священная трапеза, на которой медведь был ’’почетным гостем”, которому подносили лучшие угощения... (167, 1952)*.

 

Психология охоты и охотника нуждается еще в серьезном изучении, но даже в этом контексте можно сделать несколько замечаний.

Прежде всего, необходимо отличать охоту как спорт и развлечение элитарных групп (например, дворянство при феодализме) от всех других форм охоты — от первобытных охотников, крестьян, защищающих своих овец и кур, до отдельных людей, увлекающихся охотой.

 

’’Элитарная охота” удовлетворяет лишь потребность в проявлении своей власти и известной доли садизма, характерного для властвующих элит. Из материалов о такой охоте мы скорее получаем знание о психо­ логии феодалов, чем о психологии охоты.

 

Говоря о мотивах первобытных профессиональных охотников и со­ временных охотников-любителей, следует как минимум видеть в них два разных типа. Один уходит корнями в глубину человеческих пережива­ ний. В акте охоты человек, хоть на короткое время, чувствует себя снова частью природы. Он возвращается к своему естественному состоянию, чувствует свое единство с животным миром и освобождается от эк­ зистенциального комплекса разорванности бытия: быть частью природы

 

одновременно в силу своего сознания оказаться по ту сторону приро­ ды. Когда человек ’’гонит зверя”, то зверь становится ему своим, они как

 

‘ Приводится большой список авторов, которые описывали охотничьи обы­ чаи и ритуалы.


 

119


бы из одной сдихии, даже если затем применение оружия разрушит это единство и покажет превосходство человека. И у первобытного человека такое переживание вполне осознанно. Он идентифицирует себя со зве­ рем, когда переодевается в его шкуру, когда видит в нем своего предка


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!