Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 3 страница



 

Другой способ ’’деперсонификации” человека — это разрыв всех активных отношений с ним. Такое случается постоянно, когда речь идет

психической патологии, но ведь то же самое может случиться и с чело­ веком, который не болен. В этом случае объектом агрессии может стать кто угодно; агрессору это безразлично, он просто эмоционально отделя­ ет себя от него. Другой перестает быть для него человеком, а становится ’’предметом с другой стороны”, и при этих обстоятельствах исчезает преграда даже для самой страшной формы деструктивности. Клиничес­ кие исследования часто подтверждают гипотезу, что деструктивная аг­ рессивность в большей части случаев бывает связана с хронической или сиюминутной атрофией чувств. Каждый раз, когда другое человеческое существо перестает восприниматься как человек, может иметь место акт жестокости или деструктивности в любой форме. Вот простой пример. Если бы индуист или буддист (искренне и глубоко верящий и чувст­ вующий сопричастность ко всему живому) увидел, как обычный со­ временный человек, не моргнув глазом, убивает муху, он мог бы оценить это поведение как акт настоящей бесчувственности и деструктивности. Но он был бы при этом не прав. Ибо люди чаще всего не считают муху чувствующим существом и потому воспринимают ее как противную ’’вещь”, помеху. Такие люди не являются жестокими, хотя и имеют, быть может, ограниченные представления о ’’живых существах”.

 

VII. ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

 

Является ли человек особым видом?

 

Нельзя забывать, что данные Конрада Лоренца имеют отношение

 

внутривидовой агрессивности, т. е. сам Лоренц имеет в виду вражду между животными одного и того же вида. Тогда возникает вопрос: можем ли мы быть уверены, что в межличностных отношениях люди действительно чувствуют себя как ’’собратья” по виду и потому проявля­ ют реакции, определенные генетическим кодом как ’’реакции на пред­ ставителя своего вида”? Или же все обстоит совсем иначе? Разве мы не знаем, что у примитивных народов любой человек из другого племени или даже из соседней деревушки считался совершенно чужим, почти нечеловеческим существом и не заслуживал никакого сочувствия? Толь­ ко в процессе социальной и культурной эволюции расширилось число тех, кого принято считать живыми существами. Так что явно есть основания полагать, что человек вовсе не считает представителями своего вида всех себе подобных, ибо способность распознать в другом


 

113


существе человека не дана ему от рождения; инстинкты и безусловные рефлексы не помогают ему мгновенно распознать собрата, как это делают животные (по запаху, цвету или форме тела). А ведь эксперимен­ ты показывают, что даже животные иногда ошибаются в таких случаях.

 

Именно потому, что человек хуже всех живых существ вооружен инстинктами, ему не так легко удается распознать, идентифицировать своих собратьев, как животным. Для него играют роль другие признаки

 

— речь, одежда, обычаи и нравы. То есть отделить ’’своего” от ’’чужого” человеку позволяют критерии скорее психического, чем физического, характера. Следствием этого становится тот парадокс, что ввиду отсутст­ вия соответствующего инстинкта у человека вообще слабо развито ’’чувство рода”, ’’сопричастности”, ’’братства”, ибо чужого он ощущает как представителя другого биологического вида. Иными словами, сама принад­ лежность к человеческому роду делает человека таким бесчеловечным.

 

Если эти рассуждения верны, то теория Лоренца ’’трещит по швам”, ибо все ее утонченные конструкции и умозаключения имеют в виду агрессивные взаимодействия между членами одного и того же биологи­ ческого вида. А в таком случае перед нами стояла бы совсем другая проблема — проблема врожденной агрессивности живых существ по отношению к представителям других видов. Но в смысле этой меж­ видовой агрессивности существуют неопровержимые и многочйсленные доказательства, что она не имеет генетической программы и проявляет­ ся у хищников лишь в тех случаях, когда животное чувствует опасность. Может быть, тогда стоит поддержать гипотезу о генетической связи человека с хищниками? Что лучше звучит: ’’человек человеку — овца” или ’’человек человеку — волк”?


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!