Специальные типы высшей нервной деятельности по И. П. Павлову



Райдинг и Уигли (Riding, Wigley, 1997) проанализировали множество подходов к выделению когнитивных стилей и пришли к выводу, что все они укладываются в две широкие и независимые друг от друга категории:

холистически-аналитические: как человек перерабатывает информацию —
целиком или по частям;

вербалъпо-образиые: как человек представляет информацию в процессе
мышления — вербальным способом или посредством зрительных представ­
лений.

Люди с образным мышлением («визуалисты») предпочитают оперировать на­глядно-образными представлениями, в то время как «вербалисты» используют преимущественно вербальный способ работы с информацией. Представители первой категории лучше, чем второй, припоминают тексты описательного харак­тера, особенно тексты с картинками.

Эти когнитивные стили весьма сходны с типами людей, выделенными еще в 1930-е гг. И. П. Павловым по соотношению первой и второй сигнальной систем.

И. П. Павлов наряду с «общими» типами (темпераментом), присущими и че­ловеку и животным, постулировал и «специальные», которые свойственны толь-


320 Глава 16. Информационные (познавательные) стили и типы личности

ко людям, ибо они отражают соотношения между первой (образной) и второй (речемыслительной) сигнальными системами. Он выделил три таких типа:

художественный (особенно ярко у него выражена деятельность первой сиг­
нальной системы);

мыслительный (у него заметно преобладает деятельность второй сигналь­
ной системы);

смешанный (деятельность обеих систем у него выражена одинаково).

Художественный тип отличается выраженной наклонностью к образно-эмо­циональному мышлению. Это не значит, что у него вторая сигнальная система не развита (т. е. не получило развития словесно-логическое мышление). Это озна­чает лишь то, что люди данного типа необычайно остро, ярко, полно, непосредст­венно воспринимают действительность, а следовательно, у них хорошо выражена способность воспроизводить ее в художественных образах (что отличает многих артистов, художников, музыкантов).

Мыслительный тип характеризуется повышенной способностью и наклонно­стью к словесно-логическому (абстрактному) мышлению. Но при этом вовсе не обязательно, что у него слабо развита первая сигнальная система. Просто абст­рактное мышление преобладает над образным. Поэтому можно сказать, что это стиль не только восприятия действительности, но и стиль мышления: художест­венный тип предпочитает переводить воспринимаемое в образы реальной дейст­вительности, а мыслительный тип — в отвлеченные, абстрактные символы.

Такая характеристика «специальных»» (частных) типов высшей нервной дея­тельности сложилась у И. П. Павлова на основе клинических наблюдений. Стро­гого обоснования и дальнейшего развития в его исследованиях она не получила. До настоящего времени остаются плохо изученными те основные свойства сигналь­ных систем, которые лежат в основе предложенной ученым классификации. Поэто­му имеются расхождения во мнениях относительно природы и содержания вто­рой сигнальной системы, а сами такие рассуждения носят гипотетичный характер.

Как отмечает В. В. Печенков (1997), одни исследователи ограничивают ее только речью в ее слышимом и видимом выражении, другие, как Л. А. Орбели (1949), включают в функции второй сигнальной системы и мышление, а также восприятие и переработку других, неречевых, видов знаков (музыкальных зву­ков, рисунков, выразительных движений) на том основании, что способность к символизации носит всеобщий характер и не связана со спецификой использу­емых средств.

Однако И. П. Павлов высказывался в том духе, что художественный тип не ус­тупает мыслительному в развитии речевых и логических возможностей. Главное, что отличает «художников», — это синтетическая стратегия приема и обработки информации, благодаря чему они схватывают действительность целиком, не рас­членяя ее на части. «Мыслителей» же отделяет преимущественно аналитическая стратегия восприятия и освоения действительности.

Не может не возникнуть желание сопоставить эти типы с функциональной асимметрией мозга, так как синтетическая стратегия присуща правому полуша­рию, а аналитическая — левому. Доминирование правого может приводить к по­явлению «художников» (преобладание первой сигнальной системы), а доминиро­вание левого — «мыслителей» (преобладание второй сигнальной системы).


16.4. Специальные типы высшей нервной деятельности по И. П. Павлову 321

Есть и другие точки зрения. Например, А. М. Иваницкий (1971) полагает, что мыслительный тип характеризуется преобладанием специфической системы вос­ходящих проекций мозга, а художественный тип — преобладанием неспецифиче­ской системы восходящих проекций. Некоторые ученые предлагают вообще отка­заться от понятий «первая сигнальная система» и «вторая сигнальная система».

Как бы то ни было, но факт доминирования одного из типов мышления оста­ется незыблемым. Они тесно связаны с особенностями восприятия, поэтому мож­но выделять типы людей и на этой основе. Установлено, что яркое эмоциональ­но-образное восприятие и понимание художественных произведений характерно для людей художественного типа (Г. В. Быстрова, 1968; В. С. Мерлин, 1958; В. П. Ягункова, 1966; Л. П. Калининский, 1971). Однако остаются неясными свя­зи этих типов с «общими» типами, со свойствами нервной системы.

Некоторые исследования (Б. Н. Брике, 1961; Г. В. Быстрова, 1976, В. В. Печен -ков, 1997) вселяют надежду на обнаружение таких связей. Например, Л. П. Кали­нинский показал, что более успешное применение выразительных средств языка зависит от наличия у субъекта слабой нервной системы. И. П. Павлов предпола­гал, что «мыслителям» должны соответствовать меланхолики, а «художникам» — холерики (последние же, по нашим данным, имеют слабую нервную систему). Эти косвенные свидетельства связи преобладания первой сигнальной системы со слабостью нервной системы нашли подтверждение в прямых сопоставлениях свойства силы с доминированием одной из сигнальных систем.

Согласно Г. В. Быстровой, преобладание второй сигнальной системы наблю­дается лишь у тех, кто имеет сильную или среднюю по силе нервную систему (хо­тя среди них довольно много и лиц с преобладанием первой сигнальной систе­мы). Ни один человек со слабой нервной системой не показал преобладания второй сигнальной системы, хотя отсутствие доминирования какой-либо одной из них не было редкостью.

В исследовании Н. Е. Высотской (1976), проведенном на выборке учащихся хореографического училища, была установлена связь артистических способно­стей (эмоциональной выразительности, артистичности и пластичности, танцеваль-ности) со свойствами нервной системы. У учащихся с выраженными артистиче­скими способностями чаще встречалась слабая нервная система, подвижность возбуждения и торможения, преобладание возбуждения по «внешнему» и «внут­реннему» балансу. Сильная нервная система, как было выявлено в этом исследо­вании, мешает эмоциональной выразительности.

Если учесть, что, по данным Н. Е. Высотской, у учащихся с хорошо выраженны­ми артистическими способностями отмечалось и преобладание первой сигналь­ной системы, можно с большой долей вероятности предполагать: для «художест­венного типа» характерны именно те типологические особенности проявления свойств нервной системы, которые свойственны учащимся с выраженными арти-

стическими способностями.

Этот вывод подтверждается результатами, полученными в лаборатории Э. А. Голубевой (Н. Я. Большунова, 1981; Э. А. Голубева, 1980, 1982; Г. С. Игнато­вич, 1979; М. К. Кабардов, 1983; В. В. Печенков, 1975, 1997).

В исследованиях этих авторов показано, что доминированию одной из сиг­нальных систем сопутствуют своеобразные комплексы типологических особенно­ стей. С преобладанием первой связаны образно-действенный стиль восприятия,


322 Глава 16. Информационные (познавательные) стили и типы личности

мышления и памяти, высокая активированность (слабость) и лабильность нерв­ной системы, а также преимущественная роль правого полушария. С преоблада­нием второй — вербально-логический стиль познавательной деятельности, низ­коактивированная (сильная) и инертная нервная система, а также доминирова­ние левого полушария.

Однако из этого вовсе не следует, будто каждый выдающийся художник (в ши­роком смысле этого слова — артист, писатель, живописец, музыкант) имеет сла­бую нервную систему, подвижность нервных процессов и преобладание возбужде­ния над торможением. (В одной работе автор на том основании, что Лев Толстой является великим художником слова, утверждает, будто писатель имел слабую нервную систему.) Такое вульгарное толкование специального типа свойствами нервной системы имеет мало общего с научным решением вопроса.

Например, даже в хореографии, одном из наиболее эмоциональных видов ис­кусства, эмоциональность восприятия, связанная с названными выше свойствами нервной системы, не всегда служит тем фундаментом, на котором строится мас­терство артистов балета. Многие достигают его за счет техники исполнения, по­следняя же связана с инертностью нервных процессов, обеспечивающей хорошую двигательную память (запоминание параметров движений) и память на движе­ния (запоминание двигательных композиций).

О том, какие типы чаще преобладают у людей — мыслительные, смешанные или художественные — имеются весьма скудные данные. В исследовании В. Г. Ма-ранцмана (1985) был выявлен ряд соотношений (табл. 17.1).

Таблица 17.1 Типологические особенности испытуемых разного возраста, %

 

Класс «Художники» «Мыслители» Средний тип
VI 26 22 52
VIII 25 25 50
X 26 32 42

Как видно из таблицы, число учащихся всех трех типов довольно стабильно повторяется от одного класса к другому, если не считать небольшое увеличение числа «мыслителей» за счет среднего типа.

Имеются сведения (Ш. С. Байтикова, 1978) о разной обучаемости лиц с преоб­ладанием первой или второй сигнальной системы: у первых она меньше.



Склад ума и типы мышления


 


Выделяют четыре склада ума: практический, художественный, гуманитарный, математический.

Каждому соответствуют предпочитаемые типы мышления.

Люди с практическим складом ума предпочитают предметное мышление, для которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью предметных действий, последовательное выполнение операций. Результатом такого типа мышления ста­новится мысль, воплощенная в новой конструкции.


16.6. Об эмоциональных стилях 323

Субъекты с художественным складом ума предпочитают образный тип мыш­ления. Это отделение от предмета в пространстве и времени, осуществление пре­образования информации с помощью действий с образами. Операции могут осу­ществляться как последовательно, так и одновременно. Результатом служит мысль, воплощенная в новом образе.

Индивидуумы с гуманитарным складом ума предпочитают знаковое мышле­ние. Оно характеризуется преобразованием информации с помощью умозаклю­чений. Знаки объединяются в более крупные единицы. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отно­шения между обозначаемыми предметами.

Наконец, люди с математическим складом ума отдают предпочтение символи­ческому мышлению, когда происходит преобразование информации с помощью правил вывода (например, алгебраических правил). Результат — мысль, выра­женная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения меж­ду символами.

Об эмоциональных стилях

С. Л. Рубинштейн (1946) писал:

Каждая сколько-нибудь яркая личность имеет свой более или менее ярко выраженный эмоциональный строй и стиль, свою основную палитру чувств, в которых она, по пре­имуществу, воспринимает мир (с. 488).

Но впервые серьезно заговорил о стереотипах эмоционального реагирования Б. И. Додонов (1977). Эти стереотипы, по его мнению, составляют компонент психологического склада личности. Затем, изучая деятельность учителя, А. Я. Никонова (1987), а также вместе с А. К. Марковой (1987) выделили эмоцио­нально-импровизационный и эмоционально-методичный стили. Однако, как счи­тает Л. Я. Дорфман (1989), особенности эмоциональных проявлений не следует включать в характеристику стилей деятельности или когнитивных стилей, а нуж­но выделять в самостоятельные эмоциональные стили личности.

Основанием для этого, по его мнению, служит то, что переживания могут рас­сматриваться как деятельность. А всякая деятельность имеет свои стили. Следо­вательно, возможно выдвигать идею и об эмоциональных стилях.

Методологической опорой логических построений Л. Я. Дорфмана является работа Ф. Е. Василюка (1984) о психологии переживаний. Но ее автор понимает переживание как деятельность по перестройке психологического мира, направ­ленную на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием в ситуации, когда изменившееся бытие теряет для человека смысл. Переживание, по Ф. Е. Василюку, ближе не к эмоциональному состоянию, а к ситуации преодо­ления. Термин «переживание» в его работе имеет скорее обыденное значение («как тебе все это удалось пережить»). И тогда корректнее было бы говорить не об эмоциональных стилях, а о стилях (стратегиях) преодолевающего поведения.

Л. Я. Дорфман пишет также о деятельности по производству эмоциональных переживаний (например, деятельность музыканта-исполнителя). Но музыкант производит музыку, а вызовет ли она у слушателя переживания и какие — это за­висит от последнего. Следовательно, хотя исполнение музыкального произведе­ния и сопровождается эмоциональными переживаниями, стиль такой деятельно-


324 Глава 16. Информационные (познавательные) стили и типы личности

сти опять-таки отражает предметную деятельность, в которой выделить ее эмоциональную составляющую практически невозможно. Поэтому неясно, как можно говорить о самостоятельном статусе эмоциональных переживаний в дея­тельности музыканта-исполнителя.

Под эмоциональным стилем Л. Я. Дорфман понимает (вслед за не очень чет­ким определением стиля В. С. Мерлиным) взаимоотношения объективных требо­ваний собственно эмоциональной деятельности и свойств индивидуальности. Речь идет о том, как человек действительно переживает окружающий его мир, ка­кую систему взаимосвязанных эмоциональных средств, способов использует. При этом в число таковых включаются не только переживания, но и процессы, порождающие их и порождаемые ими.

В этих представлениях автора многое требует расшифровки и уточнений; в ча­стности, что значит: по-разному переживать одни и те же эмоции (не означает ли это, как признается и сам Л. Я. Дорфман, — разные эмоциональные формы взаи­моотношений, а не эмоциональной деятельности?), что конкретно стоит за про­цессами, порождаемыми переживаниями и порождающими переживания и т. д.) Не корректнее ли, как это сделано в работе Л. М. Страховой (1991), размышлять не об эмоциональном стиле, а о разных стилях эмоционального поведения, выраже­ния эмоций (экспрессии)?

Серьезным препятствием для постулирования эмоциональных стилей как раз­ных способов переживания является требование считать стилем деятельности только устойчивый набор средств и способов ее осуществления. Это понимает и сам Л. Я. Дорфман. И здесь он прибегает к обоснованию стиля с помощью утвер­ждения, хотя и подкрепляемого авторитетом В. С. Мерлина, но не кажущегося мне убедительным. Он ссылается на монографию В. С. Мерлина (1986), в кото­рой сказано об изменении стиля в зависимости от объективно складывающихся требований деятельности. Однако стиль — это тактика, которая может быть реа­лизована разными средствами, приемами. Например, борец атакующего стиля, зная сильные и слабые стороны своего противника, может использовать одни прие­мы нападения, а в схватке с другим соперником — иные приемы атаки. Однако от этого атакующий стиль не перестает быть таковым. Если же борец поменяет мане­ру ведения схватки (станет контратаковать), значит, он изменит своему стилю.

Формула стиля, выдвинутая В. С. Мерлиным — «взаимоотношения объектив­ных требований деятельности и свойств индивидуальности», — действительно, дает возможность трактовать стиль как изменчивую манеру поведения, деятельности, но это не означает, что она адекватно отражает сущность стиля. Последний может формироваться и вопреки объективным требованиям деятельности, по принципу «мне так удобно».

Неубедительны и рассуждения Л. Я. Дорфмана об эмоциональных и внеэмо-циональных средствах, характеризующих эмоциональные стили. Не очень понят­но, почему различные эмоции принимаются автором за средства проявления эмо­циональных стилей, если в приводимых им примерах речь о стилях не идет.

Оценивая в целом стремление Л. Я. Дорфмана теоретически обосновать нали­чие эмоциональных стилей, нельзя отделаться от впечатления искусственности описанной модели эмоционального стиля в соответствии с моделью стиля дея­тельности, описанной В. С. Мерлиным.


 


 

ГЛАВА 17

Стили руководства и общения

-

Понятие о стиле руководства

Поскольку руководство людьми является одним из видов деятельности, а именно управленческой, его стили тоже можно рассматривать как особую категорию сти­лей деятельности.

Понятие о стилях руководства предложил К. Левин, который изучал их вместе со своими сотрудниками Р. Липпит и Р. Уайт (С. Levin., R. Lippett, R. К. White, 1939), обратившись к особенностями руководства детским коллективом. Ими вы­делены две стороны руководства: содержание решений, предложенных лидером группе, и техника (приемы, способы) их осуществления.

С тех пор стилям руководства в социальной, педагогической и спортивной психологии уделяется большое внимание. Особенно интенсивно этот вопрос изу­чался отечественными исследователями в 1970-1980-е гг. (В. Г. Афанасьев, 1977; И. П. Волков, 1973; А. Л. Журавлев, 1983; А. А. Русалинова, 1980; и др.).

С точки зрения А. А. Русалиновой (1980), стиль руководства — это стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, фор­мирующиеся под влиянием как объективных, так и субъективных условий управ­ления, личных особенностей руководителя.

Взаимодействие руководителя с подчиненными предполагает:

• выбор задач, принятие решений;

• организацию группы и выбор методов побуждения;

• осуществление контроля;

• установление взаимоотношении с подчиненными;

• регуляцию информационных потоков;

• установление обратной связи с коллективом;

• взаимодействие с общественными организациями.

Осуществляться эти функции разными руководителями могут совершенно различным образом, в связи с чем и говорят о стилях руководства. По А. А. Русалиновой, характеристики стиля таковы:

• активность — пассивность,

• единоначалие — коллегиальность в принятии решений,

• директивный — попустительский характер воздействий,

• ориентация на позитивную — негативную стимуляцию,

• дистантные — контактные отношения с подчиненными,


326 Глава 17. Стили руководства и общения

централизация — децентрализация информационных потоков,

• наличие — отсутствие обратной связи с коллективом.

Они не исключают друг друга, могут сочетаться в разных комбинациях, обу­словливая степень выраженности того или иного стиля.

А. Л. Журавлев и В. Ф. Рубахин (1976) под стилем руководства подразумева­ют индивидуально-типологические особенности целостной, относительно устой­чивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллек­тив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций.

Стиль руководства — это интегративная характеристика деятельности руково­дителя, в которой отражаются его личностные качества, взаимоотношения с под­чиненными и особенности деятельности (Н. В. Ревенко, 1980).

Некоторые авторы отождествляют лидерство и руководство и соответственно стили первого и второго (например, А. В. Либин, 2000). С моей точки зрения, это разные социально-психологические феномены. Другое дело, что многие, стремя­ щиеся быть лидерами, становятся в конце концов и руководителями.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!