Догматизм как индивидуальная психологическая характеристика
Как отмечают Б. И. Кочубей и Е. Л. Григоренко (1991),
догматизм представляет собой свойство, расположенное «на рубеже» между личностными чертами и стилевыми характеристиками. Как личностная черта, он граничит с авторитарностью и имеет с ним много общего; как стилевая характеристика, он оказывает сквозное регулирующее влияние на познавательные процессы. В основе догматизма — жесткость каркаса важнейших познавательных структур, обеспечивающая стабильность мира за счет отвержения информации, противоречащей имеющемуся образу
1 Желающим более подробно ознакомиться с проблемой когнитивных стилей можно рекомендовать учебное пособие М. А. Холодной «Когнитивные стили» (2002).
318 Глава 16. Информационные (познавательные) стили и типы личности
мира. Догматизм выполняет функцию удовлетворения потребности в понимании мира как целого и, одновременно с этим, функцию «тотальной идеологической защиты» (М. Рокич, с. 23).
Факторный анализ позволил авторам выделить четыре главных фактора, характеризующих догматизм:
1) социальная желательность, или конформность (следование нормам);
2) сверхценные тенденции (следование идее);
3) «вождизм» (следование авторитету);
4) изоляционизм.
Догматизм, как обнаружили Б. И. Кочубей и Е. Л. Григоренко, связан обратной зависимостью с общим и невербальным интеллектом, эмоциональной син-тонностью и положительной зависимостью с эмоциональной стабильностью, доминантностью, ригидностью и социабельностью.
|
|
Авторами разработан опросник для определения догматизма, включающий в себя 36 утверждений.
Догматический стиль преподавания снижает позитивность Я-концепции в противоположность преподавания учителями, склонными к экспериментированию и гибкому использованию педагогической тактики: в этом случае у учеников формируется более положительная Я-концепция (G. Cheong, E. Wadden, 1978).
Креативные личности
► Креативность (от лат. creatio - «созидание») - это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.
Креативность является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции. Людей, обладающих высоким уровнеми креативности, называют креативами.
Как считает ряд ученых, в проявлении креативности, а точнее — дивергентного мышления1, являющегося основой креативности, роль генетического фактора, в отличие от средового, невелика (Р. Николе [R. Nichols, 1978]; Е. Л. Григоренко, Б. И. Кочубей, 1989). По данным последних, высокий уровень креативности наблюдался у детей с широким кругом общения и демократическим стилем взаимоотношений с матерью.
|
|
В исследовании В. И. Тютюнника (1994) показано, что потребность и способность к творчеству развиваются уже с 5 лет. Ученый полагает, что главным фактором такого развития является содержание взаимоотношений ребенка со взрослым. Требование достижения успехов через послушание не способствует развитию независимости и как следствие креативности.
Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль семейно-родительских отношений, есть и такие:
1. Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный ребенок в семье.
1 По Дж. Гилфорду, дивергентное мышление — выдвижение различных и в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта или при решении одной и той же задачи.
16.4. Специальные типы высшей нервной деятельности по И. П. Павлову 319
2. Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с ро
дителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шан
сов стать креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей роди
тели - «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию
у детей нетворческого поведения.
|
|
3. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.
4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения
в детстве, что способствует развитию креативности.
5. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуа
ция, когда талант становится организующим началом в семье.
Итак, семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, к нему предъявляются различные несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка (В. Н. Дружинин, 1999, с. 214-215).
Т. С. Суслова (1991) выявила основные черты, характерные для креативных личностей. Это сознательность, ответственность, упорство, чувство долга, высокий контроль над поведением и эмоциями, решительность, предприимчивость, склонность к риску, социальная смелость, интернальный локус контроля, интеллектуальная лабильность. В. Н. Дружинин (1999) полагает, что развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность, т. е. креативность — это синтез одаренности и определенной структуры личности.
|
|
Препятствуют проявлению креативности низкий интеллект, нейротизм и тревожность.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!