ЭРНСТ ЮНГЕР: ИДЕЯ ВОЙНЫ ИЛИ МЕСТО ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ



 

Аннотация: В данной статье автором впервые приводится анализ публицистического наследия Э. Юнгера 20-х гг. ХХ столетия, в котором отразилась рефлексия над событиями Первой мировой войны и сформировался индивидуальный взгляд мыслителя на проблему определения места личности в историческом процессе.

Ключевые слова: Эрнст Юнгер, политическая мысль, исторический процесс, национализм, война, революция

 

ERNST JUNGER: THE IDEA OF WAR OR THE PLACE OF

PERSONALITY IN THE HISTORICAL PROCESS

 

Abstract: This paper provides a first analysis of E. Junger’s writings published in the 1920s. Not only did the thinker reflect on World War I but he also adopted his individual viewpoint on the place of personality in the historical process.

Key words: Ernst Junger, political thought, historical process, Nationalism, war, revolution

 

В истории политической мысли нередко встречаются философы, сумевшие уловить дух эпохи, к которой принадлежали, став ее певцами и олицетворением. Много реже уделяется внимание фигурам не менее значимым, но более противоречивым, тем, кому благодаря невероятной силе воображения и полету мысли удавалось переносить проживаемые ими события из плоскости реального в сферу метафизического.

Таким был и Эрнст Юнгер – немецкий мыслитель, один из ведущих представителей «консервативного модернизма», остро отреагировавший на кризис современной эпохи и предложивший планомерный путь выхода из него, один за другим открывая гештальты, постепенно фомировавшихся под влиянием катастроф ХХ столетия.

Судить о месте Юнгера в идейно-политическом спектре крайне сложно в том числе из-за того, что многие его работы так и не были переведены на русский язык, вследствие чего фактически невозможно говорить о разносторонней рецепции творчества философа в России. Тем не менее, последние два десятилетия отмечены явным всплеском интереса к его литературному наследию, к коему относятся сборники эссе, дневниковая проза, романы-антиутопии. Намного реже исследователи обращаются к публицистическим работам Юнгера 1920-х гг., представленных в виде политических статей. Что примечательно, в двух наиболее известных немецких биографиях философа, написанных профессором университета Гейдельберга Хельмутом Кизелем и журналистом Хаймо Швилком, «более чем полувековой поствеймарский период занимает <…> намного меньше места, чем 14 лет первой немецкой республики»[21]. Таким образом, можно заметить, что в ФРГ сформировался прямо противоположный текстологический штамп, согласно которому в немецкой традиции центральное место уделяется творчеству Юнгера Веймарского периода, для которого характерно появление наиболее резонансных публикаций, направленных на сопротивление либеральному режиму республики, что отмечал и сын Томаса Манна – Клаус Манн.

Безусловно публицистическое наследие Юнгера представляет интерес для широкого спектра гуманитарных дисциплин, однако оно так же привлекает и отечественных исследователей из области истории социально-политических учений. Для них данный период творчества немецкого мыслителя в первую очередь интересен тем, что в нем отражена своеобразная рефлексия философа, если ее можно таковой считать, по поводу событий Первой мировой войны и коммунистического восстания в Германии 1923 года, а кроме того, именно в статьях 20-х гг. ХХ столетия начинает формироваться первый из четырех гештальтов – гештальт неизвестного солдата, который был окончательно закреплен в «Рискующем сердце». Все вышесказанное только подтверждает актуальность данной статьи.

Широкую известность Юнгеру принесло биографическое произведение «В стальных грозах», в котором мыслитель «выражал ей (войне) безмерную благодарность»[22]. В отличие от того же Ремарка Первая мировая война только закалила немецкого философа, как и последующий провал выступления коммунистов в 1923 году. В статье «"Воспоминания" Троцкого» (1930) он отмечает, что мировая война и революция «в основе своей одно, две стороны одного и того же явления, многообразно разыгрывающиеся одно в другом и во многом обусловленные друг другом»[23]. На духовный кризис немецкой нации Юнгер отвечает «новым национализмом», считая, что «именно благодаря всему пережитому мы (немцы) видим в последней войне только начало, но не завершение нашей приверженности к нашей немецкой нации»[24]. Революцию в современной ему Веймарской республике он считает возможной и необходимой, а несостоятельность коммунистического выступления связывал с неправильным восприятием духа и попыткой его порабощения, ставя в противовес немецкому коммунизму революцию в России: «Мы бы могли ценить и нашу революцию, если бы ее поддержала полнота крови»[25]. Кровь и дух – два понятия, неразрывно связанные друг с другом и помогающие Юнгеру донести до широких масс, его понимание национализма. Кровь – «горючее, воспламеняемое метафизическим огнем судьбы», дух же требует крови, так как «природа его наступательна, он хочет не растекаться по вселенной, а овладевать ею»[26]. Объединяясь, они создают великое напряжение, в котором единичное перестает что-либо значить.

Сам национализм для Юнгера не реакционное явление, оно не может быть таковым по определению, ведь в нем отражается высшая воля к жизни: «Национализм – это вера в жизненную силу нации <…>, воля жить для этой нации как для высшей, подчиняющей сущности, чье существование важнее, чем единичное»[27]. В понимании Юнгера, после поражения в Первой мировой войне перед немцами возникла новая цель, на достижение которой могли быть задействованы любые средства, в первую очередь революционные. Целью этой стало «сокрушение всех механических форм и высвобождение живой сути»[28].

На критику революционного подхода моралистами Юнгер отвечал довольно жестко, указывая на воинственную природу самой жизни: «Каждый твой шаг попирает самое жизнь. Каждая ложка пищи, проглоченная тобой, означает страдания и гибель живого существа, вытеснение и нарушение чужого права»[29]. В отношении войны немецкий философ прямо противопоставлял позиции пацифиста и фронтовика. Если первый признавал высшей ценностью сам мир, то второй осознавал наличие определенных целей, ради претворения в жизнь которых нужно принести любую жертву. Таким образом, в статьях 1920-х гг. Юнгер сконструировал гештальт безымянного солдата, человека, действовавшего под воздействием духа нации, ощущавшего особые ценности, осуществлявшего творческую работу из глубин самой жизни, чувствуя бесконечное движение всего живого, а главное, действующего «в том, что есть», а не размышлявшего над тем, как должно быть. Следовательно, по Юнгеру, «дух абсолютен в безвестном воине, умирающем за родину»[30].

Для философа была важна не столько революция государственного устройства, сколько революция души. Согласно его концепции, личность не играет никакой роли в историческом процессе, если «силовое поле идеи не проходит мимо»[31] целой нации и не улавливается ею. Только судьба руководит историей, человек же всегда «был лишь выражением высшей воли»[32]. Именно национальная идея находит проявление вовне, противопоставляя «ненационального» человека «национальному», образ которого и был воплощен в фигуре фронтовика.

Подводя итог, необходимо отметить, что гештальт фронтовика, сформированный Юнгером в 1920-х гг., положил начало его политической теории о личности, смело отвечающей на вызовы современной ей эпохи, растворяясь в ней. Тем не менее, впоследствии социально-политический идеал философа претерпевает множество изменений. Гештальт безымянного солдата, сформированного под воздействием идей политического радикализма к 50-м гг. ХХ столетия сменяется гештальтом ушедшего в лес, человека, смело вступающего в конфликт с государством, достигающего состояния, которое Моисеев Д.С. сравнил с «apoliteia»[33].

 

Список литературы

1. Казаков, С. О. Эрнст Юнгер в ХХI веке // Диалог со временем. – 2012. – №38. – С. 373-381.

2. Крейцберг, К. А. «Новый национализм» Юнгера как часть немецкой «консервативной революции» // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. – 2012. – № 8. – С. 95-99.

3. Моисеев, Д. С. Юлиус Эвола и Эрнст Юнгер: от политического радикализма к apoliteia // История. Общество. Политика. – 2020. - № 1. – С. 42-53.

4. Юнгер Э. Избранные статьи // Юнгер Э. Рискующее сердце. – СПб.: Владимир Даль, 2010. – С. 255-301.

 

Костина У.А.

Научный руководитель Иванова Г.А.

(СПбИ (ф) ВГУЮ (РПА Минюста России)

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!