Карма-йога - действия в сознании Кришны 69 страница



सुदुर्दर्शमिदं रूपं दृष्टवानसि यन्मम ।

देवा अप्यस्य रूपस्य नित्यं दर्शनकाङ्क्षिणः ॥५२॥

шри-бхагаван увача
су-дурдаршам идам рупам дриштаван аси йан мама
дева апй асйа рупасйа нитйам даршана-канкшинах

шри-бхагаван увача - Верховная Личность Бога сказал; су-дурдаршам - очень трудно увидеть; идам - эту; рупам - форму; дриштаван аси - как ты видел; йат - который; мама - Мою; девах - полубоги; апи - также; асйа - этой; рупасйа - форме; нитйам - вечно; даршана-канкшинах - всегда стремятся увидеть.

Верховная Личность Бога сказал: "Мой дорогой Арджуна, эту Мою форму, которую ты сейчас созерцал, очень трудно увидеть. Даже боги вечно жаждут узреть этот столь дорогой облик.

КОММЕНТАРИЙ: В сорок восьмом стихе этой главы описано, как Господь Кришна, завершив Свое явление вселенской формы, сообщил Арджуне, что ни жертвоприношения, ни множество других действий не помогут живому существу увидеть этот образ. Но использованное здесь слово су-дурдаршам указывает на то, что увидеть двурукий образ Кришны еще более трудно. Увидеть вселенский образ Кришны возможно, если человек вносит хотя бы некоторый оттенок преданного служения в различные свои действия, в частности, в наложение на себя епитимьи, изучение ведических источников, философские размышления и т.п. Это возможно. Однако, совершая все это безо всякого оттенка бхакти, человек не может увидеть эту форму, как уже объяснялось. Как ни трудно увидеть вселенский образ, но Кришну в Его двурукой форме увидеть еще труднее, даже для таких полубогов, как Брахма и Господь Шива. Они желают видеть Его в таком обличии, и подтверждением тому служит "Шримад-Бхагаватам". Согласно "Шримад-Бхагаватам", когда стало известно, что Кришна пребывает во чреве Своей матери Деваки, все полубоги сошли с небес посмотреть на это чудо, Кришну, и возносили Ему прекрасные молитвы, хотя Он в тот момент не был видим для них. Они должны были ждать, прежде чем увидеть Его. Только неумный человек может насмехаться над Ним, считая Его обыкновенным человеком, и поклоняться не Ему, но безличному "чему-то" внутри Него, что совершенная глупость. На самом деле даже такие полубоги, как Брахма и Шива, желают видеть Кришну в Его двурукой форме.

В "Бхагавад-гите" (9.11) также говорится: аваджананти мам мудха манушим танум ашритах - "Он невидим для недалеких людей, смеющихся над Ним". Тело Кришны, как свидетельствует "Брахма-самхита", и как утверждает Он Сам в "Бхагавад-гите", всецело духовно и исполнено блаженства и вечности. Его тело не имеет ничего общего с материальным телом. Но для некоторых, изучающих Кришну с помощью чтения "Бхагавад-гиты" и подобных ведических писаний, Кришна - загадка. Те, кто руководствуются материалистическими представлениями, считают Кришну великой исторической личностью и выдающимся философом, но все же обыкновенным человеком, вынужденным, несмотря на Свое могущество, принять материальное тело. Они, по существу, считают, что Абсолютная Истина безлична, и поэтому приходят к выводу, что из Его безличностного аспекта произошла эта личностная форма, привязанная к материальной природе. Это - материальное заключение о природе Всевышнего. Еще один вывод о Его природе делается на основе мыслительных спекуляций: те, кто стремятся к знанию, также размышляют о Кришне, но считают Его менее важным, нежели вселенская форма Всевышнего. Таким образом, некоторые полагают, что вселенская форма Кришны, явленная Арджуне, стоит выше Его личностной формы. По их мнению, личностная форма Всевышнего есть нечто воображаемое. Они полагают, что в конечном счете Абсолютная истина не является личностью. Однако во второй главе "Бхагавад-гиты" описан трансцендентный процесс: слушать о Кришне из авторитетных источников. Таков подлинный ведический процесс, и тот, кто действительно придерживается ведической линии, тот слушает о Кришне от авторитетов, и благодаря многократному слушанию о Нем Кришна становится им дорог. Мы уже несколько раз говорили, что Кришна сокрыт Своей энергией йога-майи. Не каждый может Его увидеть, но лишь тот, кому Он Сам открывается. Это подтверждается в ведической литературе. Тот, кто вручил себя Господу, может действительно постичь Абсолютную Истину. Трансценденталист, постоянно пребывающий в сознании Кришны и посвящающий себя преданному служению Ему, может открыть в себе духовное видение и увидеть Кришну, открывающего Себя ему. Такое откровение недоступно даже полубогам. Даже им нелегко постичь Кришну, и высокоразвитые духовно полубоги всегда пребывают в надежде увидеть Его в Его двуруком облике. Вывод здесь следующий: если вселенскую форму Кришны чрезвычайно трудно увидеть, так как она не открывается всем и каждому, то еще труднее постичь Его личностную форму Шйамасундары.

ТЕКСТ 53

नाहं वेदैर्न तपसा न दानेन न चेज्यया ।

शक्य एवंविधो द्रष्टुं दृष्टवानसि मां यथा ॥५३॥

нахам ведаир на тапаса на данена на чеджйайа
шакйа эвам-видхо драштум дриштаван аси мам йатха

на - никогда; ахам - Я; ведаих - изучением Вед; на - никогда; тапаса - суровым аскетизмом; на - никогда; данена - благотворительностью; на - никогда; ча - также; иджйайа - поклоняясь; шакйах - возможно ли это; эвам-видхах - наподобие этого; драштум видеть; дриштаван - видя; аси - ты есть; мам - Меня; йатха - как.

Тот образ, который ты видишь своими трансцендентными глазами, нельзя постичь, лишь изучая Веды, или проходя через тапасйу, или занимаясь благотворительностью, или поклоняясь Мне в храме. Это не те пути, благодаря которым человек может увидеть Меня таким, как Я есть.

КОММЕНТАРИЙ: Сначала Кришна предстал перед Своими родителями Деваки и Васудевой в четырехрукой форме, а затем уже принял двурукую. Неверующие или не склонные к преданному служению вряд ли могут постичь эту тайну. Ученые, изучающие ведическую литературу ради получения сухого академического знания не могут постичь Кришну. Он также непостижим для людей, которые посещают храмы и поклоняются Господу лишь формально. Они посещают храм, но понять Кришну таким, как Он есть, не способны. Кришну удастся постичь лишь через преданное служение, как объясняется Самим Господом в следующем стихе.

ТЕКСТ 54

भक्त्या त्वनन्यया शक्य अहमेवंविधोऽर्जुन ।

ज्ञातुं द्रष्टुं च तत्त्वेन प्रवेष्टुं च परंतप ॥५४॥

бхактйа тв ананйайа шакйа ахам эвам-видхо 'рджуна
гйатум драштум ча таттвена правештум ча парантапа

бхактйа - преданным служением; ту - не; ананйайа - не путая с кармической деятельностью или абстрактным знанием; шакйах - возможный; ахам - Я; эвам-видхах - как это; арджуна - о Арджуна; гйатум - знать; драштум - видеть; ча - и; таттвена - на самом деле; правештум - войти в ; ча - также; парантапа - сильнорукий.

Мой дорогой Арджуна, только тот, кто преданно служит Мне, может познать Меня таким, как Я стою пред тобою, увидеть Меня лицом к лицу. Только этим путем ты сможешь постичь тайну Моей Личности.

КОММЕНТАРИЙ: Кришну можно постичь лишь путем безраздельного преданного служения. Он Сам ясно объясняет это в настоящем стихе, для того, чтобы неавторитетные комментаторы знали, что, пытаясь понять "Бхагавад-гиту" путем мыслительных спекуляций, они напрасно тратят свое время. Никто не способен постичь Кришну и понять, каким образом Он сначала предстал перед Своими родителями в четырехрукой форме, а затем сразу же принял двурукую. Это очень трудно постичь путем изучения Вед или через философские спекуляции. Здесь дается ясное подтверждение того, что никто не может видеть Его или проникнуть в эти материи. Однако люди, имеющие большой опыт в изучении ведической литературы, могут почерпнуть оттуда огромное количество сведений о Нем. Существует множество правил и предписаний, и тот, кто желает хоть немного понять Кришну, должен придерживаться регулирующих принципов, изложенных в авторитетных источниках. В соответствии с этими принципами можно подвергать себя тапасйе, например, соблюдать пост на Джанмаштами, день появления Кришны, и на Экадаши, одиннадцатый день после новолуния и одиннадцатый день после полнолуния. Что же касается благотворительности, то ясно, что она должна направляться на преданных Кришны, которые с любовью служат Ему, распространяя по всему миру философию Кришны, или сознание Кришны. Сознание Кришны - благословение, посланное человечеству. Рупа Госвами был в высшей степени признателен Господу Чаитанйе, считая Его самым великодушным благодетелем, потому что он щедро раздавал людям любовь к Кришне, так трудно достижимую. Итак, если человек дает какую-то сумму денег преданным, занятым распространением сознания Кришны, такая благотворительность - самая разумная. Если человек поклоняется Кришне в храме, в соответствии с предписаниями, (в храмах Индии всегда есть Божество, обычно Вишну или Кришны), то это дает ему возможность духовного развития. Для начинающих в бхакти-йоге поклонение Господу в храме очень важно, и это подтверждается в ведической литературе (Шветашватара-упанишад, 6.23):

йасйа деве пара бхактир йатха деве татха гурау
тасйаите катхита хй артхах пракашанте махатманах

Человек, непоколебимо преданный Верховному Господу и направляемый духовным учителем, в которого он так же непоколебимо верит, может достичь того, что Верховная Личность Бога откроет Себя ему. Тому, кто не проходит обучения у истинного духовного учителя, невозможно даже начать осознавать Кришну. Здесь намеренно употребляется слово ту, указывающее, что никакой другой процесс познания Кришны не годится, никакой другой процесс не может быть успешным и потому не рекомуется.

Личностные формы Кришны, то есть Его двурукий и четырехрукий образы, совершенно отличны от Его преходящей вселенской формы, явленной Арджуне. Четырехрукая форма Нарайаны и двурукая - Кришны вечны и трансцендентны, тогда как вселенская форма, продемонстрированная Арджуне - преходяща. Само слово су-дурдаршам, означающее "трудно увидеть", предполагает, что никто прежде не наблюдал эту вселенскую форму. Оно также свидетельствует о том, что не было необходимости являть эту форму преданным. По просьбе Арджуны Кришна открыл ему этот образ, чтобы в будущем, когда какой-нибудь человек станет утверждать, что является воплощением Господа, его можно было бы попросить явить его вселенскую форму.

Слово на, часто употребляемое в предыдущем стихе, указывает, что человеку не следует слишком гордиться академическими знаниями ведической литературы. Он должен обратиться к преданному служению, и только тогда пытаться писать комментарии к "Бхагавад-гите".

Кришна преображается из вселенской формы в четырехрукую форму Нарайаны и затем принимает Свой естественный двурукий облик. Это свидетельствует о том, что как четырехрукие, так и другие формы, упоминаемые в ведической литературе, есть эманации изначального двурукого Кришны; Он - источник всех этих эманаций. Кришна отличается даже от этих форм, не говоря уже о Его безличностном аспекте. Что же касается четырехруких форм Кришны, то в Ведах ясно говорится, что даже самая близкая Кришне четырехрукая форма (Маха-Вишну, который возлежит на поверхности космического океана, выдыхая и вдыхая бесчисленные вселенные) также является экспансией Верховного Господа. В "Брахма-самхите" (5.48) говорится:

йасйаика-нишвасита-калам атхаваламбйа
дживанти лома-вила-джа джагад-анда-натхах
вишнур махан са иха йасйа кала-вишешо
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

"Маха-Вишну, в которого входят все бесчисленные вселенные и из которого они потом снова выходят, следуя за Его вдохами и выдохами, есть полная экспансия Кришны. И потому я поклоняюсь Говинде, Кришне, причине всех причин". Итак, следует поклоняться личностной форме Кришны как Верховной Личности Бога, который есть вечное блаженство и знание. Он - источник всех проявлений Вишну, Он порождает все воплощения, Он - изначальная Верховная Личность, как подтверждается в "Бхагавад-гите".

В ведической литературе (Гопала-тапани-упанишад, 1.1) говорится:

сач-чид-ананда-рупайа кришнайаклишта-карине
намо веданта-ведйайа гураве буддхи-сакшине

"Я склоняюсь в почтении перед Кришной, имеющим трансцендентную форму блаженства, вечности и знания. Я выражаю Ему свое почтение, потому что понять Его означает - понять Веды, и следовательно Он - высший духовный учитель". Далее там говорится: кришно ваи парамам даиватам - "Кришна есть Верховная Личность Бога". (Гопала-тапани, 1.3) Эко ваши сарва-гах кришна идйах - "Кришна есть Верховная Личность Бога, и Ему следует поклоняться". Эко 'пи сан бахудха йо 'вабхати - "Кришна - один, но Он проявляет Себя в бесчисленных формах и экспансиях". ("Гопала-тапани, 1.21)

В "Брахма-самхите" (5.1) говорится:

ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда-виграхах
анадир адир говиндах сарва-карана-каранам

"Верховная Личность Бога есть Кришна, имеющий тело, сотканное из вечности, знания и блаженства. Он не имеет начала, ибо Он начало всего. Он - причина всех причин".

В другом месте говорится: йатраватирнам кришнакхйам парам брахма наракрити - "Верховная Абсолютная Истина есть личность. Имя этой личности - Кришна, и иногда Он нисходит на эту землю". В "Шримад-Бхагаватам" также приведено описание всевозможных воплощений Верховной Личности Бога, и имя Кришны - также в этом перечне. Но затем там говорится, что Кришна не является воплощением Господа, но что Он Сам - изначальная Верховная Личность Бога (эте-чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван свайам).

Подобным же образом, в "Бхагавад-гите" Господь говорит: маттах паратарам нанйат - "Не существует ничего превыше Моей формы Личности Бога, Кришны". Также и в другом месте в "Бхагавад-гите" Он говорит: ахам адир хи деванам - "Я есть источник всех полубогов". Уяснив себе суть "Бхагавад-гиты" с помощью Кришны, Арджуна также говорит: парам брахма парам дхама павитрам парамам бхаван - "Теперь я совершенно понимаю, что Ты - Верховная Личность Бога, Абсолютная Истина и прибежище всего сущего". Таким образом, вселенская форма, которую Кришна явил Арджуне, не является изначальной формой Господа. Изначальный образ - это Кришна. Вселенскую же форму, с тысячами и тысячами голов и рук, Кришна являет лишь для того, чтобы привлечь внимание неимеющих любви к Богу. Это - не исходная Его форма.

Вселенский образ не привлекает чистых преданных, находящихся в различных трансцендентных отношениях с Господом. Верховный Господь, в Своей исходной форме Кришны, отвечает Своим преданным взаимностью на их трансцендентную любовь. Поэтому Арджуна, которого связывала с Кришной тесная дружба, не испытывал никакого удовольствия при созерцании вселенской формы она, скорее, привела его в испуг. Арджуна, постоянно пребывая в обществе Кришны, должен был обладать трансцендентным видением; он не был обычным человеком, и потому не был заворожен вселенской формой. Этот образ может показаться чудесным тем людям, которые заняты собственным продвижением с помощью кармической деятельности, но для занятых преданным служением Господу двурукая форма Кришны - самая дорогая.

ТЕКСТ 55

मत्कर्मकृन्मत्परमो मद्भक्तः सङ्गवर्जितः ।

निर्वैरः सर्वभूतेषु यः स मामेति पाण्डव ॥५५॥

мат-карма-крин мат-парамо мад-бхактах санга-варджитах
нирваирах сарва-бхутешу йах са мам эти пандава

мат-карма-крит - занятый работой для Меня; мат-парамах - считающий Меня Всевышним; мат-бхактах - занятый преданным служением Мне; санга-варджитах - освобожденный от скверны кармической деятельности и мыслительных спекуляций; нирваирах - без врага; сарва-бхутешу - среди всех живых существ; йах - тот, кто; сах - он; мам - ко Мне; эти - приходит; пандава - о сын Панду.

Мой дорогой Арджуна, тот, кто посвящает себя чистому преданному служению Мне, свободный от скверны кармической деятельности и мыслительных спекуляций, кто работает для Меня, кто делает Меня высшей целью своей жизни, и кто дружелюбно относится к каждому живому существу - тот обязательно приходит ко Мне.

КОММЕНТАРИЙ: Всякий, кто хочет приблизиться к Верховной из всех Личностей Бога, на планете Кришналока в небесной обители, и вступить в непосредственное общение с Верховной Личностью, Кришной, должен принять эту рекомацию, исходящую от Самого Всевышнего. Настоящий стих заключает в себе, таким образом, суть "Бхагавад-гиты". "Бхагавад-гита" - это книга, предназначенная для обусловленных душ, занятых в материальном мире установлением господства над природой, и не имеющих понятия об истинной, духовной жизни. "Бхагавад-гита" призвана показать, каким образом человек может постичь свое духовное существование и свои вечные взаимоотношения с Верховной Личностью Бога, и научить человека, как он может вернуться домой, назад к Господу. А этот стих ясно описывает процесс, который позволяет добиться успеха в духовной деятельности, и процесс этот - преданное служение.

Что касается работы, то человек должен направить всю свою энергию на деятельность в сознании Кришны. В "Бхакти-расамрита-синдху" (2.255) говорится:

анасактасйа вишайан йатхархам упайунджатах
нирбандхах кришна-самбандхе йуктам ваирагйам учйате

Никто не должен совершать никакой деятельности, не связанной с Кришной. Это называется кришна-карма. Можно заниматься многообразной деятельностью, но не следует при этом привязываться к ее плодам - эти плоды нужно отдавать Ему. К примеру, человек может заниматься коммерческой деятельностью, но для того, чтобы осуществлять ее в сознании Кришны, он должен все свои торговые операции совершать ради Кришны. Раз Кришна - истинный владелец предприятия, то все доходы с него должны использоваться для удовлетворения Кришны. И если бизнесмен обладает тысячами и тысячами долларов, то он должен отдать все свое богатство Кришне. Такова деятельность во имя Кришны. Вместо того, чтобы строить новый большой дом ради удовлетворения собственных чувств, он может построить красивый храм для Кришны, установить в нем Божество Кришны и обеспечить проведение служб в этом храме, в соответствии с указаниями авторитетных книг о преданном служении. Все это кришна-карма. Нельзя привязываться к плодам своей работы, но следует предлагать их Кришне. Также следует принимать в пищу только прасад - еду, предложенную сначала Кришне. Если человек выстроит огромный храм для Кришны и установит в нем Божество Кришны, ему не запрещается жить в храме, но он должен понимать, что владелец храма - Кришна. Это называется сознанием Кришны. Однако, если человек не имеет средств, чтобы построить храм для Кришны, он может убирать в храме Кришны. Это тоже кришна-карма. Можно заниматься и садоводством. Каждый, у кого есть земля (по крайней мере в Индии каждый бедняк имеет небольшой участок), может использовать ее для Кришны, выращивая на ней цветы и предлагая их Господу. Можно также посадить туласи, ибо листья туласи очень важны, и Кришна рекомует это в "Бхагавад-гите". Патрам пушпам пхалам тойам. Кришна желает, чтобы Ему предлагали листок, цветок, плод или немного воды - и он будет удовлетворен таким подношением. Под "листком" имеется в виду особенно лист туласи. Итак, можно посеять эти растения и поливать их; таким образом даже самый бедный человек способен служить Кришне. Таковы некоторые примеры деятельности во имя Кришны.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!