Карма-йога - действия в сознании Кришны 72 страница



Если ты неспособен следовать и этому, тогда посвяти себя получению знаний. Однако лучше знания - медитация, а лучше медитации - отречение от плодов своего труда, ибо через такое отречение можно достичь спокойствия ума.

КОММЕНТАРИЙ: Как упоминалось в предыдущих стихах, существует два вида преданного служения: первый - когда человек следует регулирующим принципам, и второй - когда он совершенно отдается любви к Верховной Личности Бога. Для тех, кто действительно неспособен следовать принципам сознания Кришны, будет лучше совершенствовать свои знания, поскольку, имея знания, человек способен понять свое истинное положение. Постепенно знание приведет к медитации, и в этом процессе медитации человек сможет со временем постичь Верховную Личность Бога. Существуют процессы, приводящие к осознанию того, что человек сам является Всевышним, но даже такой вид медитации лучше, чем материализм, если уж он не может заняться преданным служением. Для тех же, кто неспособен к медитации, рекомуется исполнение обязанностей, определенных в ведических писаниях для брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр; их можно найти в последней главе "Бхагавад-гиты". В любом случае необходимо отказаться от результатов или плодов своего труда, что означает, что нужно использовать их на благие цели.

Обобщая, можно сказать, что существуют два пути достижения высшей цели, Верховной Личности Бога - путь постепенного развития и прямой путь. Преданное служение в сознании Кришны - это прямой путь, другой же заключается в том, чтобы отказаться от плодов своей деятельности. Затем можно подняться до уровня знания, затем дойти до состояния медитации, затем - осознания Параматмы, и затем - Верховного Господа. Человек может выбрать либо постепенный процесс, либо двигаться прямо к цели. Прямой путь доступен не каждому, поэтому косвенный также годится. Однако надо понимать, что Арджуне не был рекомован окольный путь, поскольку он уже находился на ступени преданного любовного служения Верховному Господу. Окольный путь - для других, не достигших этой ступени: им необходимо следовать постепенному процессу отречения, достижения знания, медитации и постижения Параматмы и Брахмана. "Бхагавад-гита", однако, особенно рекомует прямой путь. Каждому человеку советуется следовать им и вручить себя Верховной Личности Бога, Кришне.

ТЕКСТ 13-14

अद्वेष्टा सर्वभूतानां मैत्रः करुण एव च ।

निर्ममो निरहंकारः समदुःखसुखः क्षमी ॥१३॥

संतुष्टः सततं योगी यतात्मा दृढनिश्चयः ।

मय्यर्पितमनोबुद्धिर्यो मद्भक्तः स मे प्रियः ॥१४॥

адвешта сарва-бхутанам маитрах каруна эва ча
нирмамо нираханкарах сама-духкха-сукхах кшами

сантуштах сататам йоги йататма дридха-нишчайах
майй арпита-мано-буддхир йо мад-бхактах са ме прийах

адвешта - дружелюбный; сарва-бхутанам - ко всем живым существам; маитрах - дружелюбно; карунах - по-доброму; эва - непременно; ча - также; нирмамах - без чувства собственничества; нираханкарах - без ложного эго; сама - равно; духкха - несчастье; сукхах - счастье; кшами - прощая; сантуштах - удовлетворенный; сататам - всегда; йоги - посвятивший себя преданному служению; йата-атма - владеющий собой; дридха-нишчайах - с решимостью; майи - Мной; арпита - занятый; манах - ум; буддхих - разум; йах - тот, кто; мат-бхактах - Мой преданный; сах - он; ме - Мне; прийах дорог.

Тот, кто не завистлив, но добрый друг всем живым существам, кто не считает себя владельцем чего-либо и свободен от ложного эго, кто не меняется в счастье и в несчастье, кто снисходителен, всегда удовлетворен, кто владеет собой и с решимостью отдает себя преданному служению, и чьи ум и разум сосредоточены на Мне - такой преданный очень дорог Мне.

КОММЕНТАРИЙ: В этих двух стихах Господь вновь обращается к чистому преданному служению и описывает трансцендентные качества чистого преданного. Чистый преданный невозмутим при любых обстоятельствах и не завидует никому. Он не становится врагом своего врага, ибо полагает, что человек стал его врагом из-за его собственных прошлых ошибок. Поэтому лучше страдать, чем возмущаться. В "Шримад-Бхагаватам" (10.14.8) сказано: тат те 'нукампам сусамикшамано бхунджана эватма-критам випакам. Всегда, когда преданный в беде или в затруднительном положении, он думает, что все это - милость Господа. Он думает: "Из-за моих прошлых ошибок мне следовало бы страдать много больше, и только милостью Господа я не получаю того наказания, которое заслужил. Из милосердия Верховная Личность Бога наказывает меня лишь слегка. Поэтому преданный, несмотря на многие трудные обстоятельства, спокоен, терпелив и невозмутим. Он всегда дружелюбно настроен к каждому, даже и к своим врагам. Нирмама означает, что он не придает большого значения ни радостям, ни страданиям, относящимся к его телу, поскольку знает, что он не есть это материальное тело. Он не отождествляет себя с телом и поэтому свободен от концепции ложного эго и одинаково воспринимает как счастье, так и страдание. Он терпелив и доволен тем, что даруется ему милосердным Господом. Он не пытается достичь того, что сопряжено с большими трудностями, и поэтому всегда пребывает в радости. Он является совершенным мистиком, так как твердо следует наставлениям своего духовного учителя. И он полон решимости, поскольку владеет своими чувствами. Его невозможно сбить ложными аргументами, ибо никто не может отвлечь его от твердого намерения преданно служить Кришне. Он полностью осознает, что Кришна есть вечный Господь, и никто не может отвлечь его от Него. Все эти качества позволяют ему направить свои ум и разум целиком на Верховного Господа. Такой уровень преданного служения, без сомнения, очень редко встречается, но преданный может достичь его, следуя регулирующим принципам бхакти-йоги. Более того, Господь говорит, что такой преданный очень дорог Ему, ибо Господь всегда доволен всеми его поступками, совершаемыми в полном сознании Кришны.

ТЕКСТ 15

यस्मान्नोद्विजते लोको लोकान्नोद्विजते च यः ।

हर्षामर्षभयोद्वेगैर्मुक्तो यः स च मे प्रियः ॥१५॥

йасман нодвиджате локо локан нодвиджате ча йах
харшамарша-бхайодвегаир мукто йах са ча ме прийах

йасмат - от кого; на - никогда; удвиджате - в беспокойстве; локах - от людей; локат - для людей; на - никогда; удвиджате обеспокоены; ча - также; йах - любой, кто; харша - от счастья; амарша - несчастья; бхайа - страха; удвегаих - и тревоги; муктах - освобожденный; йах - кто; сах - любой; ча - также; ме - Мне; прийах - очень дорог.

Кто не беспокоит никого и сам никем не обеспокоен, кто остается уравновешенным в счастье и несчастье, в страхе и тревоге, тот очень дорог Мне.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь описываются еще и некоторые другие качества преданного. Преданный никогда никому не причиняет беспокойства, ни в ком не вызывает чувства страха или неудовлетворенности и ни для кого не создает трудностей. Поскольку преданный добр к каждому, он никогда не поступает так, чтобы причинять другим беспокойство. В то же время преданный остается невозмутим, если кто-то тревожит его. Милостью Господа он научился не поддаваться никаким внешним воздействиям. В действительности, поскольку преданный всегда пребывает в сознании Кришны и занят преданным служением, такие материальные обстоятельства не могут волновать его. Обычно человек с материалистическим сознанием очень радуется, если есть нечто, способное удовлетворить его чувства и его тело, но если он видит, что у кого-то есть что-то для его чувственного удовлетворения, чего нет у него, он огорчается и завидует. Если он ждет возмездия от своего врага, он находится в постоянном страхе, если не может успешно осуществить что-либо, впадает в уныние. Но преданный, всегда трансцендентный ко всем таким помехам, очень дорог Кришне.

ТЕКСТ 16

अनपेक्षः शुचिर्दक्ष उदासीनो गतव्यथः ।

सर्वारम्भपरित्यागी यो मद्भक्तः स मे प्रियः ॥१६॥

анапекшах шучир дакша удасино гата-вйатхах
сарварамбха-паритйаги йо мад-бхактах са ме прийах

анапекшах - нейтральный; шучих - чистый; дакшах - специалист; удасинах - свободный от забот; гата-вйатхах - освобожденный от всех несчастий; сарва-арамбха - от всех стремлений; паритйаги отрекающийся; йах - любой, кто; мат-бхактах - Мой преданный; сах - он; ме - Мне; прийах - очень дорог.

Мой преданный, не зависящий от обычного течения дел, чистый, умелый, свободный от забот и страданий и трудящийся не ради плодов своей деятельности, очень дорог Мне.

КОММЕНТАРИЙ: Преданному могут предлагать деньги, но он не должен делать усилия, чтобы получить их. Если они приходят к нему сами собой, милостью Господа, он не испытывает волнения. Для преданного естественно совершать омовение не менее двух раз в день и вставать рано утром, чтобы снова начать трудиться ради Господа. Таким образом, он чист как изнутри, так и снаружи. Преданный очень знающ, потому что ему хорошо известна суть любой деятельности в жизни, и потому что он убежден в истинности того, что говорят писания. Он никогда не вступает в конфликты и потому свободен от забот. Он никогда не страдает, так как свободен от любых обозначений он знает, что его тело есть просто обозначение, и не страдает, когда страдает тело. Чистый преданный не делает ничего, что противоречило бы принципам преданного служения. Например, для строительства крупного здания тебуется очень много энергии, но преданный не станет браться за такую работу, если это не будет благоприятствовать развитию его сознания Кришны. Он может взять на себя большие хлопоты, связанные со строительством храма для Господа, но не будет возводить большой дом ради собственных нужд.

ТЕКСТ 17

यो न हृष्यति न द्वेष्टि न शोचति न काङ्क्षति ।

शुभाशुभपरित्यागी भक्तिमान्यः स मे प्रियः ॥१७॥

йо на хришйати на двешти на шочати на канкшати
шубхашубха-паритйаги бхактиман йах са ме прийах

йах - тот, кто; на - никогда; хришйати - получает удовольствие; на - никогда; двешти - горюет; на - никогда; шочати сокрушается; на - никогда; канкшати - желает; шубха - благоприятного; ашубха - неблагоприятного; паритйаги - отрекающийся; бхакти-ман - преданный; йах - тот, кто; сах - он есть; ме - Мой; прийах - дорогой.

Тот, кто не радуется и не горюет, кто не скорбит, не имеет желаний, кто отрекается как от благоприятных, так и от неблагоприятных вещей - такой преданный очень дорог Мне.

КОММЕНТАРИЙ: Чистого преданного не радуют и не печалят материальные приобретения и потери, он не слишком стремится иметь сына или ученика, и не беспокоится, если их нет. Если преданный утратит что-то очень дорогое для него, он не скорбит об этом. Также и если он не получает желаемое, это не огорчает его. Он трансцендентен по отношению ко всем благоприятным и неблагоприятным, греховным поступкам. Он готов как угодно рисковать для удовлетворения Верховного Господа, ничто не может воспрепятствовать ему служить Господу. Такой преданный очень дорог Кришне.

ТЕКСТ 18-19

समः शत्रौ च मित्रे च तथा मानापमानयोः ।

शीतोष्णसुखदुःखेषु समः सङ्गविवर्जितः ॥१८॥

तुल्यनिन्दास्तुतिर्मौनी सन्तुष्टो येन केनचित् ।

अनिकेतः स्थिरमतिर्भक्तिमान्मे प्रियो नरः ॥१९॥

самах шатрау ча митре ча татха манапаманайох
шитошна-сукха-духкхешу самах санга-виварджитах

тулйа-нинда-стутир мауни сантушто йена кеначит
аникетах стхира-матир бхактиман ме прийо нарах

самах - равный; шатрау - к врагу; ча - также; митре - к другу; ча - также; татха - таким образом; мана - в чести; апаманайох - и бесчестье; шита - в холоде; ушна - жара; сукха - счастье; духкхешу - и несчастье; самах - уравновешенный; санга-виварджитах - свободный от всех контактов; тулйа - равный; нинда - клевета; стутих - репутацмя; мауни - молчаливый; сантуштах - удовлетворенный; йена кеначит - всем; аникетах - не имея места жительства; стхира - утвердившийся; матих - решимость; бхакти-ман - посвятивший себя служению Господу; ме - Мне; прийах - дорог; нарах - человек.

Тот, кто относится одинаково к друзьям и врагам, остается невозмутим в чести и бесчестье, в жаре и холоде, в счастье и несчастье, славе и бесславии, кто свободен от оскверняющего общения, всегда молчалив и всем доволен, кто не заботится о жилище для себя, кто утвердился в знании и посвятил себя преданному служению такой человек очень дорог Мне.

КОММЕНТАРИЙ: Преданный никогда не бывает в дурной компании. Иногда человека восхваляют, а иногда поносят - такова природа человеческого общества, но преданный всегда трансцендентен к искуственным славе и позору, счастью и страданию. Он всегда терпелив. Он не говорит ни о чем, кроме того, что связано с Кришной, поэтому его называют молчаливым. Молчание не означает, что он не должен разговаривать; оно означает, что он не должен говорить чепуху. Надо говорить только о существенном, а самый существенный разговор для преданных - это разговор о Верховном Господе. Преданный счастлив в любых условиях. Иногда он ест очень вкусные кушания, а иногда нет, но он удовлетворен. Он никогда не заботится о своем жилье. Иногда он может жить под деревом, а иногда в прекрасном доме, но ни то, ни другое не привлекает его. Его называют твердым, ибо он утвердился в своих решимости и знании. Мы можем найти повторения в описании качеств преданного, но это делается для того, чтобы наглядно показать, какие черты характера преданного должен приобрести. Не обладая такими достоинствами, никто не может быть чистым преданным. Харав абхактасйа куто махад-гунах "Равнодушный к Господу не имеет никаких достоинств". Если кто-то хочет, чтобы его считали преданным, он должен развивать в себе эти положительные качества. Конечно, это не значит, что он совершает нечеловеческие усилия для приобретения их - деятельность в сознании Кришны и преданное служение естественным образом помогают ему развить эти качества.

ТЕКСТ 20

ये तु धर्म्यामृतमिदं यथोक्तं पर्युपासते ।

श्रद्दधाना मत्परमा भक्तास्तेऽतीव मे प्रियाः ॥२०॥

йе ту дхармамритам идам йатхоктам парйупасате
шраддадхана мат-парама бхактас те 'тива ме прийах

йе - те; ту - но; дхарма - религии; амритам - нектар; идам это; йатха - как; уктам - сказано; парйупасате - полностью посвящают себя; шраддадханах - с верой; мат-парамах - считая, что Я, Верховный Господь, есть все; бхактах - преданные; те - они; атива - очень и очень; ме - Мне; прийах - дорогой.

Те, кто, исполненные веры, следуют этим вечным путем преданного служения, полностью отдавая себя этому, кто сделали Меня своей высшей целью, те очень и очень дороги Мне.

КОММЕНТАРИЙ: В этой главе, начиная со второго стиха, со слов майй авешйа мано йе мам (устремляя свои мысли на Меня) и до йе ту дхармамритам идам (эта религия вечной деятельности), Господь объясняет пути трансцендентного служения, следуя которыми, можно приблизиться к Нему. Эти пути дороги Господу, и Он принимает человека, идущего по ним. На вопрос, поставленный Арджуной, кто лучше - следующий путем познания безличного Брахмана или занятый служением Верховной Личности Бога, Господь отвечает столь определенно и исчерпывающе, что не может быть сомнений в том, что преданное служение Верховной Личности Бога - самый лучший из всех путей духовной реализации. Другими словами, в данной главе устанавливается, что в результате благоприятного общения с преданными у человека развивается стремление к чистому преданному служению, после чего он принимает истинного духовного учителя и под его влиянием начинает слушать, петь и соблюдать регулирующие принципы преданного служения, с верой, привязанностью и преданностью, и таким образом вовлекается в трансцендентное служение Господу. Вот такой путь рекомуется здесь; то есть, нет никаких сомнений в том, что преданное служение - единственный абсолютный путь к самореализации, к достижению Верховной Личности Бога. Как объяснено в данной главе, безличностное понимание Верховной Абсолютной Истины рекомуется только до того момента, пока человек не посвящает себя самоосознанию. Другими словами, пока у человека нет возможности общения с чистыми преданными, годится и имперсональная концепция. Принимая имперсональную концепцию Абсолютной Истины, человек трудится без желания насладиться плодами своего труда, размышляет и развивает знание, чтобы осознать дух и материю. Это необходимо до тех пор, пока человек не встретится с чистым преданным. К счастью, если у него развивается непосредственное желание посвятить себя чистому преданному служению в сознании Кришны, ему не нужно проходить через постепенный процесс духовного совершенствования. Как описано в главах с седьмой по двенадцатую "Бхагавад-гиты", преданное служение более соответствует природе человека. У него нет необходимости заботиться о материальных вещах, чтобы поддерживать душу в теле, поскольку, милостью Господа, все приходит само собой.

 

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к двенадцатой главе "Шримад-Бхагавад-гиты", под названием "Преданное служение".


 

Глава тринадцатая


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!