Карма-йога - действия в сознании Кришны 46 страница



तस्य तस्याचलां श्रद्धां तामेव विदधाम्यहम् ॥२१॥

йо йо йам йам танум бхактах шраддхайарчитум иччхати
тасйа тасйачалам шраддхам там эва видадхамй ахам

йах йах - кто угодно; йам йам - какой угодно; танум - форме полубогов; бхактах - преданный; шраддхайа - с верой; арчитум - поклоняться; иччхати - желает; тасйа тасйа - тому; ачалам - прочная; шраддхам - вера; там - что; эва - обязательно; видадхами - даю; ахам - Я.

Я пребываю в сердце каждого в форме Параматмы. Если кто-либо желает поклоняться какому-либо полубогу, Я укрепляю его веру, с тем, чтобы он мог посвятить себя этому определенному божеству.

КОММЕНТАРИЙ: Бог всем предоставил независимость. Поэтому если человек желает материального наслаждения и с большой искренностью стремится получить такого рода блага от полубогов материального мира, Верховный Господь, пребывающий в сердце каждого в форме Параматмы, идет навстречу этому желанию и дает человеку соответствующие возможности. Будучи высшим прародителем всех живых существ, Он не препятствует их независимости и даже предоставляет им все средства для удовлетворения материальных желаний. Может возникнуть вопрос, почему же всемогущий Бог обеспечивает живые существа возможностью наслаждаться материальным миром и, таким образом, позволяет им попасть в ловушку иллюзорной энергии. Ответ состоит в том, что, если бы Верховный Господь в форме Параматмы не предоставлял этих средств, то независимость живых существ не имела бы цены. Таким образом, Он дает каждому существу полную независимость, все, что оно пожелает, однако Его высшее наставление мы находим в "Бхагавад-гите": человек должен отказаться от всех прочих занятий и всецело предаться Ему. Это сделает человека счастливым.

Как живые существа, так и полубоги находятся во власти воли Верховной Личности Бога, поэтому живое существо не может поклоняться полубогу, исходя из собственного желания, и полубог не в состоянии предоставить благословение без санкции верховной воли. Как говорится, и травинка не шелохнется без воли Верховной Личности Бога. Обычно люди, страдающие в материальном мире, обращаются к полубогам, как это рекомует им ведическая литература. Человек, желающий что-либо получить, может поклоняться соответствующему полубогу. Например, больному рекомовано поклоняться богу солнца; человеку, стремящемуся к образованию - богине Уме, супруге Господа Шивы. Таким образом, в писаниях изложены рекомации для различных типов поклонения различным полубогам. Поскольку каждое конкретное живое существо хочет наслаждаться вполне определенным материальным благом, Господь наделяет его сильным желанием получить благословение от определенного полубога, и это позволяет получить желаемое. Конкретный тип религиозного отношения живого существа к данному полубогу также определяется Верховным Господом. Полубоги не способны вселить в живое существо подобную привязанность, но поскольку Кришна является Верховным Господом и Параматмой, пребывающей в сердце каждого живого существа, Он дает человеку импульс к поклонению определенным полубогам. Полубоги по существу представляют собой различные части вселенского тела Верховного Господа, поэтому они не имеют независимости. В ведической литературе утверждается: "Верховная Личность Бога в форме Параматмы присутствует также и в сердце полубога. Поэтому Он исполняет желание живого существа через посредничество полубога. Однако как полубог, так и живое существо находятся в зависимости от верховной воли. Они не независимы".

ТЕКСТ 22

स तया श्रद्धया युक्तस्तस्याराधनमीहते ।

लभते च ततः कामान्मयैव विहितान्हि तान् ॥२२॥

са тайа шраддхайа йуктас тасйарадханам ихате
лабхате ча татах каман майаива вихитан хи тан

сах - он; тайа - тем; шраддхайа - вдохновением; йуктах - наделенный; тасйа - этого полубога; арадханам - для поклонения; ихате - он стремится; лабхате - обретает; ча - и; татах - от этого; каман - он желает; майа - Мной; эва - одним; вихитан - устроено; хи - обязательно; тан - те.

Наделенный такой верой, он стремится поклоняться определенному полубогу и обретает желаемое. Но в действительности эти блага даруются Мной одним.

КОММЕНТАРИЙ: Полубоги не могут дать поклоняющимся свое благословение, не имея на то позволения Верховного Господа. Живое существо может и забыть, что все является собственностью Верховного Господа, но полубоги помнят об этом. Так устроено, что процесс поклонения полубогам и достижения желаемых результатов исходит не от полубогов, а от Верховной Личности Бога. Не очень разумное живое существо не знает об этом и потому бездумно обращается к полубогам ради обретения каких-либо благ. Но чистый преданный, испытывая нужду в чем-либо, взывает лишь к Верховному Господу. Однако просьбы о материальных благах не свойственны чистым преданным. Живое существо обычно обращается к полубогам, так как испытывает страстное желание утолить свои похотливые стремления. Это случается, когда живое существо стремится к тому, к чему ему не должно стремиться, и Сам Господь не удовлетворяет его желания. В "Чаитанйа-чаритамрите" сказано, что тот, кто поклоняется Верховному Господу и в то же время хочет материального наслаждения, противоречив в своих желаниях. Преданное служение Верховному Господу и поклонение полубогу не могут быть равнозначны, ибо поклонение полубогу имеет материальную природу, а преданное служение Верховному Господу полностью духовно.

Для живого существа, стремящегося вернуться к Господу, материальные желания являются препятствиями. Поэтому чистый преданный не обретает материальных благ, которых желают не очень разумные живые существа, предпочитающие поклоняться полубогам материального мира, а не посвящать себя преданному служению Верховному Господу.

ТЕКСТ 23

अन्तवत्तु फलं तेषां तद्भवत्यल्पमेधसाम् ।

देवान्देवयजो यान्ति मद्भक्ता यान्ति मामपि ॥२३॥

антават ту пхалам тешам тад бхаватй алпа-медхасам
деван дева-йаджо йанти мад-бхакта йанти мам апи

анта-ват - бренный; ту - но; пхалам - плоды; тешам - их; тат - тот; бхавати - становится; алпа-медхасам - тех, кто обладает небольшим разумом; деван - полубогам; дева-йаджах - поклоняющиеся полубогам; йанти - идут; мат - Мой; бхактах - преданные; йанти - идут; мам - Мне; апи - также.

Скудоумные люди поклоняются полубогам, и обретаемые ими плоды ограниченны и преходящи. Те, кто поклоняются полубогам, попадают на планеты полубогов, но Мои преданные слуги в конце концов достигают Моей высшей планеты.

КОММЕНТАРИЙ: Некоторые комментаторы "Гиты" утверждают, что поклоняющиеся полубогам могут достичь Верховного Господа, но здесь ясно сказано, что поклоняющиеся полубогам попадают на различные планетные системы, где пребывают различные полубоги, как, например, поклоняющиеся солнцу попадают на Солнце, а почитающие полубога луны достигают Луны. Точно так же, всякий, кто желает поклоняться такому полубогу, как Индра, может попасть на соответствующую планету. Нельзя сказать, что каждый, независимо от того, какому полубогу он поклоняется, достигает Верховной Личности Бога. Это опровергается в настоящем стихе, ибо здесь ясно сказано, что поклоняющиеся полубогам отправляются на различные планеты материального мира, а преданные слуги, преданные Верховного Господа отправляются прямо на высшую планету Личности Бога.

Здесь может возникнуть вопрос: раз полубоги являются различными частями тела Всевышнего, то не будет ли та же самая цель достигнута, если поклоняться им? Однако поклоняющиеся полубогам не слишом умны, ибо они не знают, какой части тела следует предоставлять пищу. Некоторые из них столь глупы, что утверждают, будто есть много частей тела, которым следует давать пищу, и что для этого существует множество способов. Это не очень умно. Разве может кто-нибудь принимать пищу через уши или глаза? Такие люди не знают, что полубоги являются различными частями вселенского тела Верховного Господа, и в своем неведении полагают, что каждый полубог есть сам по себе Бог и соперник Верховного Господа.

Частями Верховного Господа являются не только полубоги, но и обыкновенные живые существа. В "Шримад-Бхагаватам" говорится, что брахманы являются головой Верховного Господа, кшатрии - Его руками, вайшьи - Его животом и шудры - ногами все они исполняют различные функции. Если живое существо, независимо от своего положения, знает, что и полубоги, и оно само суть неотъемлемые части Верховного Господа, то его знание совершенно. Однако если оно не понимает этого, то попадает на различные планеты, где обитают полубоги. Преданный же достигает иной цели.

Результаты, получаемые как следствие благословений полубогов, преходящи, поскольку в этом материальном мире преходящими являются и планеты, и полубоги, и те, кто им поклоняется. В этом стихе ясно сказано, что все плоды, обретаемые поклонением полубогам, не вечны, и потому лишь неразумные живые существа обращаются к полубогам. Поскольку чистый преданный, занятый преданным служением Верховному Господу, в сознании Кришны, достигает вечного блаженного существования, исполненного знания, его достижения и достижения тех, кто поклоняются полубогам, различны. Верховный Господь безграничен, Его благосклонность беспредельна, Его милость бесконечна. И милость Верховного Господа по отношению к Его чистым преданным безгранична.

ТЕКСТ 24

अव्यक्तं व्यक्तिमापन्नं मन्यन्ते मामबुद्धयः ।

परं भावमजानन्तो ममाव्ययमनुत्तमम् ॥२४॥

авйактам вйактим апаннам манйанте мам абуддхайах
парам бхавам аджананто мамавйайам ануттамам

авйактам - непроявленная; вйактим - личность; апаннам - достигнувшая; манйанте - думают; мам - обо Мне; абуддхайах - неразумные люди; парам - высшее; бхавам - существование; аджанантах - не зная; мама - Мой; авйайам - нетленная; ануттамам - прекраснейшая.

Неразумные люди, не знающие Меня в совершенстве, думают, что Я, Верховная Личность Бога, Кришна, прежде был безличным, а теперь обрел эту личностную форму. Вследствие ничтожности их знания, они не ведают о Моей высшей, нетленной природе.

КОММЕНТАРИЙ: Поклоняющиеся полубогам уже описывались как не слишком умные люди, а здесь аналогичным образом описываются имперсоналисты. Здесь Господь Кришна в Своей личностной форме говорит с Арджуной, но все равно, по своему невежеству, имперсоналисты утверждают, что, в конечном итоге, Верховный Господь не имеет формы. Йамуначарйа, великий преданный Господа, принадлежащий к парампаре Рамануджачарйи, написал в связи с этим два стиха, очень уместных в данном случае. Он говорит:

твам шила-рупа-чаритаих парама-пракриштаих
саттвена саттвикатайа прабалаиш ча шастраих
пракхйата-даива-парамартха-видам матаиш ча
наивасура-пракритайах прабхаванти боддхум

"Мой дорогой Господь, преданные, подобные Вйасадеве и Нараде, знают, что Ты - Личность Бога. Изучив различные ведические источники, можно постичь Твои черты, Твою форму, Твои деяния, и таким образом прийти к пониманию того, что Ты - Верховная Личность Бога. Но те, кто пребывают в гунах страсти и невежества, демоны, неверующие, не могут постичь Тебя. Они не способны познать Тебя. Какого бы совершенства такие неверующие ни достигли в обсуждении "Веданты", Упанишад и другой ведической литературы, у них нет шансов познать Личность Бога". (Стотра-ратна, 12).

В "Брахма-самхите" сказано, что Личность Бога нельзя постичь, лишь изучая "Веданту". Личность Всевышнего можно познать исключительно милостью Его. Поэтому в настоящем стихе ясно утверждается, что не только поклоняющиеся полубогам не слишком умны, но также и те неверующие, которые изучают "Веданту" и спекулируют на темы ведической литературы, не обладая истинным сознанием Кришны, тоже не отличаются высоким интеллектом, и для них невозможно постижение личностной природы Бога. Лица, придерживающиеся мнения, что Абсолютная истина безлична, охарактеризованы словом абуддхайах, что означает "те, кто не познали высший аспект Абсолютной истины". В "Шримад-Бхагаватам" утверждается, что высшая реализация начинается с безличного Брахмана, затем переходит к локализованной Параматме, а наивысшей ступенью в познании Абсолютной истины является Личность Бога. Современные имперсоналисты не слишком умны, ибо они даже не следуют учению своего великого предшественника, Шанкарачарйи, который особо подчеркивал тот факт, что Кришна есть Верховная Личность Бога. Имперсоналисты, таким образом, не обладая знанием Высшей истины, полагают, что Кришна является всего лишь сыном Деваки и Васудевы, просто принцем, или же могущественным живым существом. Такое мнение также осуждается в "Бхагавад-гите" (9.11): Аваджананти мам мудха манушим танум ашритам. "Лишь глупцы считают Меня обыкновенной личностью".

В действительности, никто не может познать Кришну, не служа Ему с преданностью и любовью, и не развивая в себе сознания Кришны. "Бхагаватам" (10.14.29) подтверждает это:

атхапи те дева падамбуджа-двайа
прасада-лешанугрихита эва хи
джанати таттвам бхагаван махимно
на чанйа эко 'пи чирам вичинван

"Господь мой, если человеку выпадает счастье снискать хоть частичку Твоей милости, у Твоих лотосных стоп, он сможет осознать величие Твоей личности. Но те, кто просто спекулируют, пытаясь постичь Верховную Личность Бога, не могут познать Тебя, даже и изучая Веды многие годы". Нельзя постичь Верховную Личность Бога, Кришну, как и Его форму, качества или имя, лишь прибегая к умственным спекуляциям или обсуждая ведическую литературу. Познать Его можно только с помощью преданного служения. Только тот, кто полностью отдает себя сознанию Кришны, начиная с повторения маха-мантры - Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе - способен постичь Верховную Личность Бога. Имперсоналисты, не являющиеся преданными, полагают, что Кришна обладает телом, образованным материальной природой, и что все Его деяния, Его форма и все остальное есть майа. Такие имперсоналисты называются майавади. Они не знают конечной истины.

В двадцатом стихе ясно сказано: камаис таис таир хрита-гйанах прападйанте 'нйа-деватах - "Те, кто ослеплены вожделением, поклоняются различным полубогам". Всеми признается, что помимо Верховной Личности Бога существуют полубоги, в чьем распоряжении находятся различные планеты, и у Господа также есть своя планета. Как говорится в двадцать третьем стихе, деван дева-йаджо йанти мад-бхакта йанти мам апи - "Поклоняющиеся полубогам попадают на различные планеты этих полубогов, а те, кто поклоняются Господу Кришне, отправляются на планету Кришналоку". Несмотря на ясность этих утверждений, недалекие имперсоналисты продолжают настаивать, что Господь не имеет другой формы, кроме той, что ему навязывают. Разве, изучая "Гиту", можно заключить, что полубоги и их обители имеют безличный характер? Совершенно ясно, что ни полубоги, ни Кришна, Верховная Личность Бога, не безличны. Все они - личности; Господь Кришна - Верховная Личность Бога, и у Него есть Своя планета, а у полубогов - свои.

Таким образом, возражение монистов, что высшая истина не имеет формы, а что форма ей навязывается, неверны. Здесь ясно говорится, что это не так. Из "Гиты" мы можем четко понять, что формы полубогов и форма Верховного Господа существуют одновременно, и что Господь Кришна есть сач-чид-ананда, вечное блаженное знание. Веды также подтверждают, что Высшая Абсолютная истина есть ананда-майо 'бхйасат, или что Господь по природе Своей исполнен блаженной радости, и что Он есть источник бесчисленных благоприятных свойств. В "Гите" Господь также говорит, что, несмотря на то, что Он аджа (нерожденный), Он являет себя. Таковы факты, которые мы должны уяснить из "Бхагавад-гиты". Мы не способны понять, каким образом Верховная Личность Бога может быть безличной; теория имперсоналистов-монистов о том, что форма Господва лишь навязывается Ему, является ложной, как можно заключить из утверждений "Гиты". Отсюда ясно, что Высшая абсолютная истина, Господь Кришна, обладает как формой, так и личностью.

ТЕКСТ 25

नाहं प्रकाशः सर्वस्य योगमायासमावृतः ।

मूढोऽयं नाभिजानाति लोको मामजमव्ययम् ॥२५॥

нахам пракашах сарвасйа йога-майа-самавритах
мудхо 'йам набхиджанати локо мам аджам авйайам

на - не; ахам - Я; пракашах - проявляюсь; сарвасйа - каждому; йога-майа - внутренней силой; самавритах - покрытый; мудхах - глупый; айам - эти; на - не; абхиджанати - может понять; локах - люди; мам - Меня; аджам - нерожденного; авйайам - неисчерпаемого.

Я никогда не являюсь перед теми, кто глупы и невежественны. От них Я сокрыт Своей внутренней энергией, и потому они не знают, что Я - нерожденный и непогрешимый.

КОММЕНТАРИЙ: Можно задать вопрос, почему Кришна во время Своего пребывания на земле был видим каждому, а сейчас Он не являет Себя всем? В действительности же Кришна никогда не являл Себя всем. Когда Он присутствовал на земле, лишь немногие люди были способны понять, что Он - Верховная Личность Бога. На собрании Куру, когда Шишупала выступил против избрания Кришны главой собрания, Бхишма встал на сторону Кришны и провозгласил Его Верховным Господом. Пандавы и еще несколько человек знали, что Он Верховный Господь, но это не было известно всем. Он не открылся неверующим и обыкновенным людям. Поэтому в "Гите" Кришна говорит, что все люди, за исключением Его чистых преданных, считают Его подобным себе. Лишь Своим преданным Он явил Себя в качестве источника всего наслаждения. Однако для всех других, неразумных неверующих, Он оставался сокрытым Своей внутренней энергией.

В молитвах Кунти в "Шримад-Бхагаватам" (1.8.19) говорится, что Господь сокрыт завесой йога-майи, и поэтому обычные люди не в состоянии постичь Его. Об этой завесе йога-майи также говорится в "ншопанишад" (мантра 15) где преданный взывает:


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!