Карма-йога - действия в сознании Кришны 45 страница



(3) Следующий класс душкрити именуется майайапахрита-гйанах, или те люди, чьи обширные познания обесценены воздействием иллюзорной материальной энергии. В большинстве своем такие лица очень образованны, являются видными философами, поэтами, литераторами, учеными и т.п.; однако иллюзорная энергия направляет их по неверному пути, и потому они оказывают неповиновение Всевышнему.

В настоящее время имеется множество майайапахрита-гйанах, даже среди знатоков "Бхагавад-гиты". В "Гите" простым и ясным языком утверждается, что Шри Кришна - Верховная Личность Бога. Никто не равен Ему и никто не стоит выше Него. Сказано, что Он отец Брахмы, прародителя всех человеческих существ. Говорится, что Шри Кришна в действительности не только создатель Брахмы, но и отец всех видов жизни. Он - корень безличного Брахмана и Параматмы; Сверхдуша в каждом существе есть Его полная экспансия. Все проистекает из Него, и наилучшее для каждого человека - склониться к его лотосным стопам. Несмотря на все эти ясные утверждения, майайапахрита-гйанах подвергают осмеянию Личность Бога и считают Его всего лишь еще одним человеческим существом. Они не ведают, что благословенная форма человеческой жизни создана по образу и подобию вечного и трансцендентного аспекта Всевышнего.

Все произвольные интерпретации "Гиты", исходящие от людей категории майайапахрита-гйанах, не входящих в систему парампары, представляют собой лишь многочисленные помехи на пути духовного познания. Заблуждающиеся комментаторы не склоняются к лотосным стопам Шри Кришны и не учат других следовать этому принципу.

(4) Последний класс душкрити называется асурам бхавам ашритах, или те, кто следуют демоническим принципам. Эти люди явно атеистичны. Некоторые из них утверждают, что Всевышний никогда не может низойти в этот материальный мир, но они не способны привести каких-либо разумных доводов в пользу подобного заявления. Есть и такие, которые ставят Его в зависимость от имперсонального аспекта, хотя в "Гите" утверждается обратное. Завидуя Верховной Личности Бога, атеист склонен провозглашать некоторых людей воплощениями, хотя те, в действительности, являются таковыми лишь в его воображении. Люди, основное правило жизни которых заключается в том, чтобы открыто осуждать Личность Бога, не способны склониться к лотосным стопам Кришны.

Шри Йамуначарйа Албандару, из Южной Индии, сказал: "О мой Господь! Ты непостижим для тех, кто следует атеистическим принципам, несмотря на то, что священные писания подтверждают Твои необычайные качества, черты, и деятельность, Твою личность, а также несмотря на то, что Тебе отдают должное великие авторитеты, известные глубиной своих познаний в трансцендентной науке и обладающие всеми качествами людей благочестивых."

Таким образом, (1) чрезвычайные глупцы, (2) последние из людей, (3) заблуждающиеся философы, занимающиеся мыслительными спекуляциями, и (4) явные атеисты, как уже говорилось, никогда не склоняются к лотосным стопам Личности Бога, несмотря на рекомации всех писаний и авторитетных философов.

ТЕКСТ 16

चतुर्विधा भजन्ते मां जनाः सुकृतिनोऽर्जुन ।

आर्तो जिज्ञासुरर्थार्थी ज्ञानी च भरतर्षभ ॥१६॥

чатур-видха бхаджанте мам джанах сукритино 'рджуна
арто джигйасур артхартхи гйани ча бхаратаршабха

чатух-видхах - четыре вида; бхаджанте - служат; мам - Мне; джанах - личности; су-критинах - те, кто благочестивы; арджуна о Арджуна; артах - бедствующий; джигйасух - любознательный; артха-артхи - тот, кто желает материальной прибыли; гйани - тот, кто знает вещи такими, какие они есть; ча - также; бхарата-ришабха - о великий среди потомков Бхарат.

О лучший из Бхарат (Арджуна), четыре типа праведных людей преданно служат Мне: те, кто в беде, те, кто жаждут богатства, любознательные и стремящиеся к познанию Абсолюта.

КОММЕНТАРИЙ: В отличие от неверующих, люди, признающие регулирующие принципы, изложенные в писаниях, именуются сукритинах, или те, кто подчиняются правилам и предписаниям писаний, моральным и общественным законам, и кто, более или менее, преданы Верховному Господу. Такие люди подразделяются на четыре категории: те, которым случается страдать; те, которые нуждаются в деньгах; те, которые иной раз проявляют любознательность, и те, которые иногда стремятся к познанию Абсолютной истины. Эти люди при различных обстоятельствах приходят к преданному служению Верховному Господу. Они не являются чистыми преданными, ибо хотят, чтобы в обмен на преданное служение осуществилось какое-то их определенное желание. Чистое преданное служение не сопровождается стремлением к материальной выгоде. В "Бхакти-расамрита-синдху" (1.1.11) чистая преданная любовь определяется следующим образом:

анйабхилашита-шунйам гйана-кармадй-анавритам
анукулйена кришнану- шиланам бхактир уттама

"Нужно служить Верховному Господу с трансцендентной любовью и преданностью, не имея стремления к материальным приобретениям или выгоде, достигаемым посредством кармической деятельности или философских спекуляций. Это называется чистым преданным служением".

Когда люди, относящиеся к этим четырем категориям, приходят к преданному служению Верховному Господу и достигают полного очищения, общаясь с чистыми преданными, они также становятся чистыми преданными. Что же касается неверующих, то для них преданное служение очень затруднительно, ибо их жизнь эгоистична, беспорядочна и лишена духовных целей. Тем не менее, даже среди них попадаются такие, которые, по воле случая встретившись с чистым преданным, сами становятся чистыми преданными.

Люди, постоянно занятые деятельностью ради выгоды, приходят к Господу, когда их одолевают материальные несчастья, и тогда они вступают в общение с чистыми преданными, и вследствие перенесенных страданий становятся преданными слугами Господа. Неудовлетворенные люди также иногда приходят к общению с чистыми преданными, и у них появляется интерес к познанию Бога. Аналогичным образом, когда философы терпят поражение во всех областях знания, у них иногда возникает желание узнать о Боге, и они приходят ко Всевышнему, чтобы преданно служить Ему и тем самым превзойти знание о безличном Брахмане и локализованной Параматме и обрести личностное представление о Боге милостью Верховного Господа или же Его чистого преданного. Как правило, когда страдающие, любознательные, стремящиеся к знанию и нуждающиеся в деньгах освобождаются от материалистических желаний, и когда они полностью осознают, что материальное вознаграждение не имеет ничего общего с духовным ростом, они становятся чистыми преданными. До тех пор, пока такая стадия очищения не достигнута, преданные, служащие Господу на трансцендентном уровне, несут на себе отпечатки кармической деятельности, стремятся к мирскому знанию и т.п. Необходимо преодолеть все это для того, чтобы появилась возможность подняться на ступень чистого преданного служения.

ТЕКСТ 17

तेषां ज्ञानी नित्ययुक्त एकभक्तिर्विशिष्यते ।

प्रियो हि ज्ञानिनोऽत्यर्थमहं स च मम प्रियः ॥७॥

тешам гйани нитйа-йукта эка-бхактир вишишйате
прийо хи гйанино 'тйартхам ахам са ча мама прийах

тешам - из них; гйани - пребывающий в полном знании; нитйа-йуктах - постоянно занятый; эка - только; бхактих - преданное служение; вишишйате - особенно; прийах - очень дорог; хи непременно; гйанинах - человеку, пребывающему в знании; атйартхам - высоко; ахам - Я есть; сах - он; ча - также; мама Мне; прийах - дорог.

Из них мудрец, обретший полное знание и соединенный со Мной чистым преданным служением - самый лучший. Ибо Я дорог ему, и он дорог Мне.

КОММЕНТАРИЙ: Освободившись от скверны материальных желаний, страдающие, любознательные, обездоленные и стремящиеся к высшему знанию имеют возможность стать истинными преданными слугами Господа, но тот из них, кто обладает знанием Абсолютной истины и не имеет никаких материальных желаний, действительно становится им. И Господь говорит, что среди этих четырех типов людей лучшими являются обладающие полным знанием и в то же время отдающие себя преданному служению. Стремясь к знанию, человек постигает, что его истинная сущность отлична от его материального тела, и, продвигаясь далее в своем развитии, он обретает знание о безличном Брахмане и Параматме. Достигнув полного очищения, он осознает, что его истинное положение - быть вечным слугой Бога. Таким образом, в общении с истинными преданными слугами Господа любознательные, страдающие, ищущие материального благополучия и обладающие знанием сами очищаются. Однако на подготовительной ступени человек, полностью осознающий Верховного Господа и в то же время преданно служащий Ему, очень дорог Господу. Пребывающий в чистом знании о трансцендентности Верховного Господа настолько защищен преданным служением, что материальная скверна не может его коснуться.

ТЕКСТ 18

उदाराः सर्व एवैते ज्ञानी त्वात्मैव मे मतम् ।

आस्थितः स हि युक्तात्मा मामेवानुत्तमां गतिम् ॥१८॥

ударах сарва эваите гйани тв атмаива ме матам
астхитах са хи йуктатма мам эвануттамам гатим

ударах - благородные; сарве - все; эва - непременно; эте эти; гйани - тот, кто знает; ту - но; атма эва - точно, как Я; ме - Моя; матам - мнение; астхитах - расположенный; сах - он; хи - непременно; йукта-атма - занятый преданным служением; мам Мне; эва - непременно; ануттамам - высочайшее; гатим - назначение.

Все эти преданные, несомненно, благородные души, но тот, кто знает Меня, уже достиг Меня. Служа Мне с трансцендентной любовью, он приходит ко Мне.

КОММЕНТАРИЙ: Сказанное здесь не означает, что другие преданные, обладающие не столь полным знанием, не дороги Господу. Господь говорит, что все преданные души благородны, ибо всякий, кто обращается к Богу для чего-либо, именуется махатмой, или великой душой. Преданные, желающие приобрести определенные блага в результате преданного служения, принимаются Господом, потому что таким образом выражается их взаимная привязанность. Благодаря своей привязанности к Господу преданные просят Его о каком-либо материальном благе и, получив желаемое, бывают столь довольны, что это также способствует их продвижению в преданном служении. Однако преданный, обладающий полным знанием, очень дорог Господу, поскольку его единственная цель состоит в том, чтобы служить Верховному Господу с любовью и преданностью. Такой преданный не может прожить и мгновения без общения с Верховным Господом или же без служения Ему. Точно так же Верховный Господь очень любит Своего преданного и не может пребывать в разлуке с ним.

В "Шримад-Бхагаватам" (9.4.68) Господь говорит:

садхаво хридайам махйам садхунам хридайам тв ахам
мад-анйат те на джананти нахам тебхйо манаг апи

"Мои преданные слуги всегда пребывают в Моем сердце, и Я всегда в сердце моих преданных слуг. Преданный слуга не знает ничего, помимо Меня, и Я также не могу забыть его. Между Мной и Моими истинно преданными слугами очень близкие отношения. Истинные преданные, находящиеся в полном знании, никогда не теряют духовного контакта со Мной и потому очень дороги Мне".

ТЕКСТ 19

बहूनां जन्मनामन्ते ज्ञानवान्मां प्रपद्यते ।

वासुदेवः सर्वमिति स महात्मा सुदुर्लभः ॥१९॥

бахунам джанманам анте гйанаван мам прападйате
васудевах сарвам ити са махатма су-дурлабхах

бахунам - много; джанманам - рождений и смертей; анте - после; гйана-ван - тот, кто обладает полным знанием; мам - Мне; прападйате - вручает себя; васудевах - Верховная Личность Бога, Кришна; сарвам - все; ити - таким образом; сах - это; маха-атма - великая душа; су-дурлабхах - очень редко.

После многих рождений и смертей тот, кто действительно пребывает в знании, вручает себя Мне, познав Меня как причину всех причин и причину всего сущего. Но редко встречается такая великая душа.

КОММЕНТАРИЙ: Живое существо, преданно служа Господу или совершая трансцендентные обряды, после множества рождений может воистину достичь трансцендентного чистого знания, заключающегося в том, что Верховная Личность Бога есть конечная цель духовного осознания. В начале духовного осознания, когда человек пытается отрешиться от привязанности к материализму, у него может быть некоторая склонность к имперсонализму, но по мере дальнейшего духовного прогресса он понимает, что существует деятельность, принадлежащая духовной жизни, и что эта деятельность представляет собой преданное служение. У человека, осознавшего это, возникает привязанность к Верховной Личности Бога, и он вручает себя Богу. Тогда он оказывается в состоянии понять, что милость Господа Шри Кришны есть все, что Он - причина всех причин, и что это материальное проявление не существует независимо от Него. Он постигает, что материальный мир есть искаженное отражение духовного многообразия, и понимает, что все в нем связано со Верховным Господом Кришной. Поэтому он видит связь всего с Васудевой, т.е. со Шри Кришной. Подобное универсальное видение Васудевы позволяет человеку быстрее осознать, что ему необходимо вручить себя Верховному Господу Кришне, который является высшей целью. Такие великие души, полностью отдавшиеся Кришне, встречаются крайне редко.

Этот стих очень хорошо объясняется в третьей главе "Шветашватары-упанишад" (стихи 14 и 15):

сахасра-ширша пурушах сахасракшах сахасра-пат
са бхумим вишвато вритва- тйатиштхад дашангулам

пуруша эведам сарвам йад бхутам йач ча бхавйам
утамритатвасйешано йад анненатирохати

В "Чхандогйе-упанишад" (5.1.15) говорится: на вай вачо на чакшумши на шротрани на манамситй ачакшате прана ити эвачакшате прано хй эваитани сарвани бхаванти - "В этом теле не способность говорить, видеть, слышать, думать и т.д. является главным фактором; жизнь - вот что есть центр всей деятельности." Подобным же образом Господь Васудева, или Верховная Личность Бога, Господь Шри Кришна, изначально существует во всем. В этом теле имеется способность говорить, видеть, слышать, способность к мыслительной деятельности, и т.д. Но вне связи со Верховным Господом они не представляют ценности. И поскольку Васудева вездесущ, и все есть Васудева, Его преданный слуга вручает себя Ему в полном знании" (Б.-г., 7.17; 11.40).

ТЕКСТ 20

कामैस्तैस्तैर्हृतज्ञानाः प्रपद्यन्तेऽन्यदेवताः ।

तं तं नियममास्थाय प्रकृत्या नियताः स्वया ॥ २०॥

камаис таис таир хрита-гйанах прападйанте 'нйа-деватах
там там нийамам астхайа пракритйа нийатах свайа

камаих - желаниями; таих таих - различными; хрита - лишенные; гйанах - знания; прападйанте - предаются; анйа - другим; деватах - полубогам; там там - соответствующие; нийамам - правила; астхайа - следующий; пракритйа - природой; нийатах - контролируемый; свайа - их собственной.

Те, чей разум похищен материальными желаниями, вручают себя полубогам и следуют определенным правилам и предписаниям поклонения, соответствующим их собственной природе.

КОММЕНТАРИЙ: Те, кто свободны от материальной скверны, вручают себя Верховному Господу и вступают на путь преданного служения Ему. До тех пор, пока человек полностью не очистился от материальной скверны, он по своей природе не является слугой Господа. Однако даже имеющие материальные желания, но обращающиеся ко Верховному Господу, не испытывают столь сильного влечения к внешней природе. Поскольку они направляются к верной цели, они вскоре освобождаются от всякого материального вожделения. Является ли человек истинным слугой Господа и не имеет материальных желаний, полон ли он ими, желает ли он освобождения от материальной скверны - он должен вручить себя Васудеве и поклоняться Ему, как рекомует "Шримад-Бхагаватам". В "Бхагаватам" (2.3.10) говорится:

акамах сарва-камо ва мокша-кама удара-дхих
тиврена бхакти-йогена йаджета пурушам парам

Люди с невысоким интеллектом, утратившие свое духовное восприятие, прибегают к помощи полубогов ради непосредственного удовлетворения своих материальных желаний. Обычно такие люди не обращаются к Верховной Личности Бога, поскольку они пребывают под влиянием низших гун природы (невежества и страсти) и поклоняются различным полубогам. Они вполне удовлетворены, следуя правилам и предписаниям, касающимся поклонения. Поклоняющиеся полубогам движимы мелкими желаниями и не знают, как приблизиться к высшей цели, однако преданный Верховного Господа не отклоняется с верного пути. Вследствие того, что в ведической литературе имеются рекомации относительно поклонения различным богам ради достижения различных целей (например, больному дается совет поклоняться солнцу), люди, не являющиеся преданными Господа, полагают, что для определенных целей лучше почитать полубогов, нежели Верховного Господа. Но чистый преданный, истинный слуга Господа, знает, что Верховный Господь Кришна повелевает всеми. В "Чаитанйа-чаритамрите" (Уди, 5.142) говорится: экале ишвара кришна, ара саба бхритйа - "Единственным владыкой является Верховная Личность Бога, Кришна, все же остальные - слуги". Поэтому чистый преданный никогда не обращается к полубогам ради удовлетворения своих материальных нужд. Он полагается на Верховного Господа. Чистый преданный доволен тем, что дает Господь.

ТЕКСТ 21

यो यो यां यां तनुं भक्तः श्रद्धयार्चितुमिच्छति ।


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!