Карма-йога - действия в сознании Кришны 44 страница



ТЕКСТ 12

ये चैव सात्त्विका भावा राजसास्तामसाश्च ये ।

मत्त एवेति तान्विद्धि न त्वहं तेषु ते मयि ॥१२॥

йа чаива саттвика бхава раджасас тамасаш ча йе
матта эвети тан виддхи на тв ахам тешу те майи

йе - все те; ча - и; эва - непременно; саттвиках - в добродетели; бхавах - состояния существования; раджасах - в гуне страсти; тамасах - в гуне невежества; ча - также; йе - все, что; маттах - из Меня; эва - непременно; ити - таким образом; тан - те; виддхи - попытайся узнать; на - не; ту - но; ахам - Я; тешу - в тех; те - они; майи - Мне.

Знай, что все состояния бытия, будь то состояния добродетели, страсти или невежества, есть проявления Моей энергии. Я, в некотором смысле, все, но независим. Я не подвластен гунам этой материальной природы, но, напротив, они находятся во Мне.

КОММЕНТАРИЙ: Все виды материальной деятельности в мире осуществляются под воздействием трех гун материальной природы. Несмотря на то, что эти гуны материальной природы исходят от Всевышнего, от Кришны, Он не подвергается их влиянию. Так например, по законам государства человек может быть наказан, но царь, законодатель, не подчиняется этим законам. Точно так же гуны материальной природы - добродетель, страсть и невежество - порождаются Всевышним, Кришной, однако Сам Кришна не подвластен материальной природе. Поэтому Он - ниргуна, что означает, что эти три гуны, хотя и исходят от Кришны, Его Самого не затрагивают. Такова одна из особых черт Бхагавана, Верховной Личности Бога.

ТЕКСТ 13

त्रिभिर्गुणमयैर्भावैरेभिः सर्वमिदं जगत् ।

मोहितं नाभिजानाति मामेभ्यः परमव्ययम् ॥१३॥

трибхир гуна-майаир бхаваир эбхих сарвам идам джагат
мохитам набхиджанати мам эбхйах парам авйайам

трибхих - три; гуна-майаих - состоящими из гун; бхаваих - видами существования; эбхих - все эти; сарвам - целая; идам - эта; джагат - вселенная; мохитам - завороженная; на абхиджанати - не знает; мам - Меня; эбхйах - над этими; парам - Всевышнего; авйайам - неисчерпаемого.

Введенный в заблуждение тремя гунами (добродетелью, страстью и невежеством), весь мир не знает Меня, стоящего над этими гунами и неисчерпаемого.

КОММЕНТАРИЙ: Весь мир околдован тремя гунами материальной природы. Введенные в заблуждение этими тремя гунами не в состоянии понять, что Всевышний, Кришна, трансцендентен по отношению к материальной природе.

Каждое живое существо, находящееся под влиянием материальной природы, имеет определенный тип тела, и определенный тип психической и биологической деятельности. Имеется четыре класса людей, действующих в рамках трех гун материальной природы. Всецело пребывающие в гуне добродетели называются брахманами. Находящиеся полностью под влиянием гуны страсти называются кшатриями. Те, кто пребывают как в гуне страсти, так и в гуне невежества, именуются вайшьями, а полностью находящиеся в невежестве называются шудрами. Ниже этого стоят животные и люди, жизнь которых подобна жизни животных. Однако указанные подразделения не являются постоянными. Человек может быть брахманом, кшатрием, вайшьей или кем бы там ни было - в любом случае эта жизнь временна. И хотя жизнь временна, и мы не знаем, кем станем в следующей жизни, все же под воздействием иллюзорной энергии мы рассматриваем себя с точки зрения телесной концепции и потому называем себя американцами, индийцами, русскими или же считаем себя брахманами, хинду, мусульманами и т.д. Если мы оказываемся опутанными гунами материальной природы, мы забываем о Верховной Личности Бога, стоящей над всеми этими гунами. Поэтому Господь Кришна говорит, что живые существа, введенные в заблуждение тремя гунами природы, не понимают, что за материальным фоном находится Всевышний.

Существует множество различных видов живых существ - люди, полубоги, животные и т.д. - и все они находятся под воздействием материальной природы, все они забыли о трансцендентной Личности Бога. Пребывающие в гунах страсти и невежества, и даже находящиеся в гуне добродетели не способны преодолеть представление об Абсолютной истине как о безличном Брахмане. Эти люди приходят в замешательство перед лицом Всевышнего в его личностном аспекте, которому присущи вся красота, богатство, знание, сила, слава и отречение. Если даже добродетельные люди не в состоянии понять этого, то что же говорить о тех, кто находятся в страсти и невежестве? Сознание Кришны трансцендентно по отношению к трем гунам материальной природы, и тот, кто поистине утвердился в сознании Кришны, тот действительно достиг освобождения.

ТЕКСТ 14

दैवी ह्येषा गुणमयी मम माया दुरत्यया ।

मामेव ये प्रपद्यन्ते मायामेतां तरन्ति ते ॥१४॥

даиви хй эша гуна-майи мама майа дуратйайа
мам эва йе прападйанте майам этам таранти те

даиви - трансцендентный; хи - непременно; эша - этот; гуна-майи - состоящий из трех гун материальной природы; мама - Мою; майа - энергию; дуратйайа - очень трудно превзойти; мам - Меня; эва непременно; йе - те, кто; прападйанте - предаются; майам этам - эту иллюзорную энергию; таранти - преодолеют; те - они.

Трудно преодолеть эту Мою божественную энергию, состоящую из трех гун материальной природы. Но тот, кто вручил себя Мне, может легко выйти из-под ее влияния.

КОММЕНТАРИЙ: Верховная Личность Бога обладает неисчислимыми энергиями, и все эти энергии божественны. Живые существа являются частью Его энергий, и потому их природа божественна, но, несмотря на это, вследствие соприкосновения с материальной энергией, их изначальные высшие способности оказываются скрыты. Находясь под покровом материальной энергии, невозможно преодолеть ее влияние. Как было указано ранее, и материальная природа, и природа духовная, проистекая от Верховной Личности Бога, вечны. Живые существа принадлежат к вечной высшей природе Господа, но в результате осквернения низшей природой, материей, их иллюзия также вечна. Поэтому обусловленная душа называется нитйа-баддха, или вечно обусловленная. Никто не может проследить историю ее перехода в обусловленное состояние в какой-то определенный момент развития материального мира. Поэтому ее освобождение от оков материальной природы чрезвычайно затруднительно, несмотря на то, что материальная природа представляет собой низшую энергию. Так происходит потому, что материальная энергия, в конечном счете, находится в подчинении высшей воли, преодолеть которую живое существо не в состоянии. Низшая материальная природа определяется здесь как божественная вследствие того, что она связана с божественным и приводится в движение божественной волей. Направляемая божественной волей, материальная природа, несмотря на то, что она - низшая, обладает столь удивительной способностью строить и разрушать космическое проявление. Веды подтверждают это следующим образом: майам ту пракритим видйан майинам ту махешварам. "Хотя майа (иллюзия) и преходяща, ее основа есть верховный волшебник, Личность Бога, Махешвара, высший правитель" (Шветашватара-упанишад, 4.10).

Другое значение слова "гуна" - веревка. Поэтому следует понимать, что обусловленная душа крепко связана веревками иллюзии. Человек, скованный по рукам и ногам, не может освободиться самостоятельно, ему нужна помощь того, кто не связан. Так как один связанный не может помочь другому, необходимо, чтобы спаситель был свободен. Поэтому только Господь Кришна или же Его истинный представитель в лице духовного учителя способны освободить обусловленную душу. Без такой высшей помощи живое существо не может освободиться из пут материальной природы. Преданное служение, или сознание Кришны, поможет получить освобождение. Кришна, будучи властелином иллюзорной энергии, способен приказать этой непреодолимой энергии освободить обусловленную душу. Он повелевает предоставить освобождение, будучи безгранично милостив по отношению к душе, вручившей себя Ему, и вследствие Своей родительской любви к живому существу, которое изначально является возлюбленным чадом Господа. Поэтому отдать себя лотосным стопам Господа единственное средство для освобождения из оков суровой материальной природы.

Также важными являются слова мам эва. Мам означает "только Кришне (Вишну)", а не Брахме или Шиве. Несмотря на то, что Брахма и Шива занимают очень высокое положение и находятся почти на одном уровне с Вишну, эти воплощения раджа-гуны (страсти) и тама-гуны (невежества) не способны предоставить обусловленной душе освобождение от оков майи. Другими словами, и Брахма, и Шива также находятся под влиянием майи. Лишь Вишну является хозяином майи поэтому Он один может освободить обусловленную душу. Веды (Шветашватара-упанишад, 3.8) подтверждают это положение словами там эва видитва, или "свобода возможна только через понимание Кришны". Даже Господь Шива утверждает, что освобождения можно достичь только милостью Вишну. Господь Шива говорит: мукти-прадата сарвешам вишнур эва на самшайах - "Нет сомнения, что Вишну есть тот, кто предоставляет освобождение всем".

ТЕКСТ 15

न मां दुष्कृतिनो मूढाः प्रपद्यन्ते नराधमाः ।

माययापहृतज्ञाना आसुरं भावमाश्रिताः ॥१५॥

на мам душкритино мудхах прападйанте нарадхамах
майайапахрита-гйана асурам бхавам ашритах

на - не; мам - Мне; душкритинах - неверующий; мудхах - глупые; прападйанте - предаются; нара-адхамах - низшие среди людей; майайа - илюзорной энергией; апахрита - украдено; гйанах - чье знание; асурам - демоническую; бхавам - природу; ашритах - принимая.

Только лишенные разума неверующие, последние из людей, чье знание украдено иллюзией, и которым присуща безбожная природа демонов, не вручают себя Мне.

КОММЕНТАРИЙ: В "Бхагавад-гите" сказано, что просто склонившись к лотосным стопам Верховной личности, Кришны, возможно преодолеть суровые законы материальной природы. В связи с этим возникает вопрос: почему эрудированные философы, ученые, бизнесмены, управляющие и прочие руководители обыкновенных людей не склоняются к лотосным стопам Шри Кришны, всемогущей Личности Бога? Мукти, или освобождение от законов материальной природы - вот к чему стремятся предводители человечества, и для достижения этого они избирают различные пути, строят великие планы и проявляют большую настойчивость на протяжении многих лет и жизней. Но если это освобождение можно обрести, всего лишь склонившись к лотосным стопам Верховной Личности Бога, то почему же эти разумные и трудолюбивые лидеры не прибегают к такому простому методу?

"Гита" дает ответ на этот вопрос со всей прямотой. Истинно ученые руководители общества, такие, как Брахма, Шива, Капила, Кумары, Ману, Вйаса, Девала, Асита, Джанака, Прахлада, Бали и в более поздние времена Мадхвачарйа, Рамануджачарйа, Шри Чаитанйа и многие другие, являющиеся подлинными философами, политиками, просветителями, учеными и т.д., склоняются к лотосным стопам Верховной личности, всесильной власти. Те же, кто в действительнсти не являются философами, учеными, просветителями, управляющими и т.д., но лишь выставляют себя таковыми ради материальной выгоды, не признают замысла, пути Всевышнего. У них отсутствует представление о Боге они лишь создают свои собственные мирские планы и вследствие этого усложняют проблемы материального существования своими тщетными попытками их разрешить. Поскольку материальная энергия (природа) чрезвычайно могущественна, она способна оказывать сопротивление осуществлению основанных на собственных желаниях планов атеистов и расстраивать замыслы "органов планирования".

Эти создатели планов описываются здесь словом душкритинах, или "неверующие". Крити обозначает того, кто выполнил достойную поощрения работу. Не верующие в Бога создатели замыслов иной раз проявляют большой ум и также достойны похвалы, ибо любой обширный план, будь он плох или хорош, требует для своего исполнения умственных способностей. Но поскольку мозг атеистов используется не по назначению, а в противоположность замыслу Всевышнего, такой атеистически настроенный создатель планов называется душкрити, что указывает на то, что его разум и старания неверно направлены.

В "Гите" ясно указывается, что деятельность материальной энергии всецело направляется Всевышним. Она не обладает независимыми полномочиями. Ее деятельность подобна движению тени, которое определяется движением предмета. Тем не менее, материальная энергия очень сильна, и атеист, в силу своей безбожной природы, не способен понять, каким образом она действует он также не может постичь замысла Всевышнего. Под воздействием иллюзии, а также гун страсти и невежества, все его планы терпят крах, как это случилось с Хиранйакашипу и Раваной, несмотря на то, что с материалистической точки зрения они оба являлись учеными-эрудитами, философами, правителями и просветителями. Далее описываются четыре различных категории душкритина, или неверующих:

(1) Мудхи - это чрезвычайно глупые люди, надрывающиеся на тяжелой работе, подобно вьючным животным. Такие люди желают наслаждаться результатами своего труда и не хотят поделиться ими со Всевышним. Типичным примером вьючного животного является осел. Хозяин заставляет это послушное животное тяжело трудиться. В действительности осел даже не знает, для кого он день и ночь выполняет столь тяжкую работу. Он довольствуется пучком травы, попавшим к нему в желудок, непродолжительным сном, которому сопутствует страх получить побои от хозяина, и удовлетворением своего полового желания, чреватого тем, что "супруга" может его несколько раз лягнуть. Осел иногда поет песни с философским содержанием, но эти ослиные крики лишь причиняют беспокойство окружающим. Таково положение глупого труженика, ищущего выгоду в своей работе и не понимающего, для кого он должен трудиться. Он не знает, что карма (деятельность) предназначена для йаджны (жертвоприношения).

Чаще всего люди, усиленно работающие день и ночь, дабы освободиться от бремени обязанностей, ими самими же и созданных, говорят, что у них нет времени слушать о бессмертии живого существа. Для таких мудх материальная преходящая выгода является высшей целью жизни, несмотря на то, что они наслаждаются только очень малой частью плодов своего труда. Иногда они проводят бессонные дни и ночи в стремлении получить какие-то вещественные плоды своей работы плохо питаясь, страдают язвой или несварением желудка, всецело поглощенные круглосуточной работой ради иллюзорных хозяев. Не зная о своем истинном повелителе, тупые труженики теряют свое драгоценное время, служа мамоне. К сожалению, они никогда не отдают себя верховному владыке всех владык, и у них нет времени для того, чтобы слушать о Нем из подлинных источников. Свиньи, поедающие навоз, равнодушно относятся к сладостям из сахара и масла. Подобно этому, глупые труженики без устали готовы слушать дающие чувственное удовлетворение рассказы об этом мерцающем материальном мире, никогда не находя времени на то, чтобы узнать о вечной живой силе, которая движет им.

(2) Другая категория душкрити, или неверующих, называется нарадхама, что означает "низшие среди людей". Нара означает "человек", а адхама означает "низший". Среди 8 400 000 различных видов живых существ имеется 400 000 форм человеческой жизни. Среди последних есть множество низших форм человеческих существ, которые, в большинстве случаев, нецивилизованны. К цивилизованным людям причисляют тех, которые следуют регулирующим принципам общественной, политической и религиозной жизни. Люди, развитые в социальном и политическом плане, но не имеющие религиозных принципов, должны быть отнесены к категории нарадхама. Кроме того, религия без Бога не является религией, ибо назначение религиозных принципов заключается в познании Высшей истины и своих взаимоотношений с Ней. В "Гите" Личность Бога ясно говорит, что не существует авторитета выше Его, и что Он - Высшая истина. Человеческая жизнь в ее цивилизованной форме предназначена для того, чтобы человек возродил утраченное им сознание своей вечной связи с Высшей истиной, Личностью Бога, всемогущим Шри Кришной. Всякий, кто упускает эту возможность, относится к категории нарадхама. Мы узнаем из священных писаний о том, что дитя, пребывающее во чреве матери (где оно занимает чрезвычайно неудобное положение), взывает к Господу об освобождении и обещает поклоняться Ему, как только оно появится на свет. Молиться Богу, будучи в трудном положении - естественный инстинкт, присущий всякому живому существу, ибо оно находится в вечной связи с Богом. Однако после избавления от мук ребенок забывает трудности рождения и своего освободителя, испытывая воздействие майи, иллюзорной энергии.

Долг тех людей, на чьем попечении находятся дети, состоит в том, чтобы восстановить божественное сознание, дремлющее в них. Предписываемые "Ману-смрити", являющимся руководством по религиозным принципам, десять очистительных обрядов предназначены для восстановления божественного сознания в рамках системы варнашрама. Однако в настоящее время ни один из этих обрядов нигде в мире не исполняется по всем правилам, и потому девяносто девять и девять десятых процентов населения относятся к нарадхама.

Когда все население становится нарадхама, естественно, что так называемое образование полностью сводится на нет всесильной энергией материальной природы. Согласно критерию, установленному "Гитой", образованным человеком может считаться тот, кто одними глазами смотрит на ученого брахмана, корову, слона, собаку и собакоеда. Таково видение истинного преданного. Шри Нитйананда Прабху, воплощение Господа как духовного учителя, дал освобождение двум типичным нарадхама, братьям Джагайу и Мадхайу, и показал, каким образом милость истинного преданного нисходит на последних из людей. Итак, нарадхама, наказанный волею Личности Бога, может снова восстановить свое духовное сознание лишь милостью преданного.

Шри Чаитанйа Махапрабху, проповедуя бхагавата-дхарму, или деятелность бхакти, давал людям совет смиренно слушать послание Личности Бога. Суть этого послания заключена в "Бхагавад-гите". Самые последние из людей могут получить освобождение просто с помощью этого процесса слушания в смиренном состоянии духа, но, к сожалению, они отказываются даже предоставить свой слух этим посланиям, не говоря уже о том, чтобы отдать себя воле Всевышнего. Нарадхама, или низшие среди людей, склонны всецело отрицать первостепенный долг человеческого существа.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!