Карма-йога - действия в сознании Кришны 42 страница



Великая удача, если человек приходит к сознанию Кришны путем бхакти-йоги. Идеальный йог концентрирует свое внимание на Кришне, которого называют Шйамасундара. Цветом Кришна подобен облаку, Его лотосный лик светится, как солнце, Его одежды украшены чудесными драгоценностями и тело Его покрыто гирляндами цветов. Все вокруг освещается Его ослепительным сиянием, называемым брахмаджйоти. Господь принимает различные воплощения, такие, как Рама, Нрисимха, Вараха и Кришна - Верховная Личность Бога, и Он нисходит в облике человеческого существа, как сын Йашоды, под именем Кришны, Говинды или Васудевы. Он совершенный ребенок, муж, друг и наставник, и Он исполнен всех богатств и трансцендентных качеств. Если человек пребывает в полном сознании всех этих качеств Господа, он называется высочайшим йогом.

Уровень высшего совершенства в йоге может быть достигнут только через бхакти-йогу, и это подтверждается всей ведической литературой:

йасйа деве пара бхактир йатха деве татха гурау
тасйаите катхита хй артхах пракашанте махатманах

"Только тем великим душам открывается весь смысл ведического знания, кто имеет полную веру в Господа и духовного учителя". (Шветашватара-упанишад, 6.23).

Бхактир асйа бхаджанам тад ихамутропадхи-найрасйенамушмин манахкалпанам, этад эва наишкармйам. "Бхакти означает "преданное служение Господу", свободное от стремления к материальной выгоде, как в этой жизни, так и в следующей. Отказавшись от таких склонностей, ум человека должен быть полностью поглощен Верховным Господом. Это есть цель найшкармйи".

Вот некоторые из средств для достижения бхакти, или сознания Кришны, высшей ступени совершенства в системе йоги.

 

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к шестой главе "Шримад-Бхагавад-гиты", под названием "Дхйана-йога".


 

Глава седьмая

Знание Абсолюта

ТЕКСТ 1

श्रीभगवानुवाच

मय्यासक्तमनाः पार्थ योगं युञ्जन्मदाश्रयः ।

असंशयं समग्रं मां यथा ज्ञास्यसि तच्छृणु ॥१॥

шри-бхагаван увача
майй асакта-манах партха йогам йунджан мад-ашрайах
асамшайам самаграм мам йатха гйасйаси тач чхрину

шри-бхагаван увача - Верховная Личность Бога сказал; майи Мне; асакта-манах - привязанный ум; партха - о сын Притхи; йогам - самоосознание; йунджан - практикуя; мат-ашрайах - в сознании Меня (сознании Кришны); асамшайам - без сомнения; самаграм - полностью; мам - Мне; йатха - как; гйасйаси - ты можешь знать; тат - то; шрину - постарайся услышать.

Верховная Личность Бога сказал: "Теперь услышь, о сын Притхи, как, занимаясь йогой, полностью сознавая Меня, с умом, устремленным ко Мне, ты сможешь всецело познать Меня, освободившись от сомнений.

КОММЕНТАРИЙ: В седьмой главе "Бхагавад-гиты" подробно описана природа сознания Кришны. Кришна обладает всеми богатствами, и здесь рассказывается, в какой форме они проявляются. В данной главе также описываются четыре типа удачливых людей, которых привлекает Кришна, а также четыре типа неудачников, никогда не обращающихся к Нему.

В первых шести главах "Бхагавад-гиты" было дано описание живого существа как нематериальной души, способной возвыситься до уровня самоосознания посредством различных типов йоги. В конце шестой главы ясно указывалось, что высшей формой йоги является постоянное сосредоточение ума на Кришне, или, иначе говоря, сознание Кришны. Сосредоточение ума на Кришне позволяет полностью познать Абсолютную истину, чего нельзя достичь никаким иным путем. Постижение безличного брахмаджйоти или локализованной Параматмы не представляет собой совершенного знания Абсолютной истины, ибо оно частично. Полное и научное знание - это Кришна, и пребывающему в сознании Кришны открывается все. Личность, полностью осознающая Кришну, не испытывая никаких сомнений, понимает, что Кришна есть высшее знание. Различные виды йоги являются лишь ступенями на пути к сознанию Кришны. Тот, кто непосредственно обращается к сознанию Кришны, естественным образом полностью постигает брахмаджйоти и Параматму. Практикуя йогу сознания Кришны, человек может постичь все, а именно: Абсолютную истину, живые существа, материальную природу и атрибуты их проявления.

Поэтому следует начать занятия йогой согласно указаниям последнего стиха шестой главы. Сосредоточение ума на Кришне, Всевышнем, оказывается возможным благодаря предписанному преданному служению, осуществляемому в девяти различных формах, среди которых первой и самой важной является шраванам. Поэтому Господь говорит Арджуне: "тач чхрину", или "Слушай Меня". Не существует авторитета выше Кришны, и потому, слушая Его, живое существо получает величайшую возможность для прогресса в сознании Кришны. Таким образом, нужно учиться непосредственно у Кришны или у чистого преданного Кришны, а не у неверующего выскочки, кичащегося академическими знаниями.

В "Шримад-Бхагаватам" этот процесс познания Кришны, Верховной Личности Бога, Абсолютной истины, описывается во второй главе первой книги следующим образом:

шринватам сва-катхах кришнах пунйа-шравана-киртанах
хридй антах-стхо хй абхадрани видхуноти сухрит сатам

нашта-прайешв абхадрешу нитйам бхагавата-севайа
бхагаватй уттама-шлоке бхактир бхавати наиштхики

тада раджас-тамо-бхавах кама-лобхадайаш ча йе
чета этаир анавиддхам стхитам саттве прасидати

эвам прасанна-манасо бхагавад-бхакти-йогатах
бхагават-таттва-вигйанам мукта-сангасйа джайате

бхидйате хридайа-грантхиш чхидйанте сарва-самшайах
кшийанте часйа кармани дришта эватманишваре

"Слушать о Кришне из ведической литературы, или же с помощью "Бхагавад-гиты" внимать Ему самому, уже само по себе - праведная деятельность. И по отношению к тому, кто слушает о Кришне, Господь Кришна, пребывающий в сердце каждого, выступает как добрый друг; Он очищает преданного, постоянно обращающего к Нему свой слух. Так преданный естественным образом развивает дремлющее в себе трансцендентное знание. По мере слушания о Кришне из "Бхагаватам" и от других преданных, он утверждается в желании преданно служить Господу. Отдавая себя все больше и больше преданному служению, он освобождается от воздействия гун страсти и невежества, что приводит к ослаблению материальных вожделения и корыстолюбия. Очистившись от этой скверны, ученик неуклонно пребывает в состоянии чистой добродетели, вдохновляется преданным служением и обретает совершенное понимание науки о Боге. Таким образом бхакти-йога разрубает тугой узел материальных привязанностей и позволяет сразу же достичь стадии асамшайам самаграм, стадии постижения Высшей абсолютной истины, Личности Бога". (Бхаг., 1.2.17─21).

Таким образом, лишь в сознании Кришны, обращая свой слух к Кришне или же к Его преданному, человек может постичь науку Кришны.

ТЕКСТ 2

ज्ञानं तेऽहं सविज्ञानमिदं वक्ष्याम्यशेषतः ।

यज्ज्ञात्वा नेह भूयोऽन्यज्ज्ञातव्यमवशिष्यते ॥२॥

гйанам те 'хам са-вигйанам идам вакшйамй ашешатах
йадж гйатва неха бхуйо 'нйадж гйатавйам авашишйате

гйанам - воспринимаемое чувствами знание; те - тебе; ахам - Я; са - с; вигйанам - божественное знание; идам - этот; вакшйами - объясню; ашешатах - полностью; йат - который; гйатва - зная; на - не; иха - в этом мире; бхуйах - дальше; анйат - ничего больше; гйатавйам - познаваемый; авашишйате - остается.

А сейчас Я возвещу тебе во всей полноте как воспринимаемое чувствами знание, так и божественное знание, познав которое, нечего более постигать.

КОММЕНТАРИЙ: Полное знание включает в себя постижение мира, воспринимаемого материальными чувствами, духа, стоящего за ним, и источника их обоих. Это есть трансцендентное знание. Господь пожелал изложить вышеупомянутую систему знания Арджуне, ибо тот является Его близким другом и преданным. Господь уже дал объяснения по этому поводу в начале четвертой главы, и здесь это вновь подтверждается: полное знание может быть обретено лишь преданным Господа, непосредственно от Него Самого, через цепь ученической последовательности. Поэтому необходимо постичь источник всякого знания, который есть причина всех причин и единственный объект для медитации во всех разновидностях йоги. С познанием причины всех причин все познаваемое оказывается постигнутым, и не остается ничего непознанного. Веды (Мундака-упанишад, 1.3) говорят: касмин бхагаво вигйате сарвам идам вигйатам бхавати.

ТЕКСТ 3

मनुष्याणां सहस्रेषु कश्चिद्यतति सिद्धये ।

यततामपि सिद्धानां कश्चिन्मां वेत्ति तत्त्वतः ॥३॥

манушйанам сахасрешу кашчид йатати сиддхайе
йататам апи сиддханам кашчин мам ветти таттватах

манушйанам - людей; сахасрешу - из многих тысяч; кашчит - кто-нибудь; йатати - старается; сиддхайе - для совершенства; йататам - тех, кто так стремится; апи - в самом деле; сиддханам - тех, кто достиг совершенства; кашчит - кто-то; мам - Меня; ветти - знает; таттватах - фактически.

Из многих тысяч людей может быть один стремится к совершенству, а из достигших совершенства едва ли один воистину познал Меня.

КОММЕНТАРИЙ: Уровни развития людей различны, и из многих тысяч может быть лишь один обладает достаточным интересом к постижению трансцендентного, дабы попытаться понять, что есть его сущность, что есть тело и что - Абсолютная истина. Основная масса людей занята лишь удовлетворением своих животных наклонностей, а именно едой, сном, защитой и совокуплением, и почти никто не проявляет интереса к трансцендентному знанию. Первые шесть глав "Гиты" предназначены для стремящихся к трансцендентному знанию, к пониманию собственной сущности и Высшей сущности, для проявляющих интерес к процессу реализации посредством гйана-йоги, дхйана-йоги и умения отличать сущность от материи. Тем не менее, познать Кришну способен лишь тот, кто пребывает в сознании Кришны. Остальные трансценденталисты могут познать безличного Брахмана, ибо этой стадии достичь легче, нежели понять Кришну. Кришна является Высшей личностью, но в то же время Он стоит выше познания Брахмана и Параматмы. Йоги и гйани запутываются в своих попытках понять Кришну, несмотря на то, что величайший из имперсоналистов, Шрипада Шанкарачарйа, признал в своем комментарии к "Гите", что Кришна - Верховная Личность Бога. Однако, его последователи не считают Кришну таковым, ибо познать Кришну чрезвычайно трудно, даже и для тех, кто достигли трансцендентной реализации безличного Брахмана.

Кришна - Верховная Личность Бога, причина всех причин, предвечный Господь Говинда. ншварах парамах кришнах сач-чид-ананда-виграхах / анадир адир говиндах сарва-карана-каранам. Неверующим очень трудно постичь Его. Хотя они и заявляют, что путь бхакти, т.е. преданного служения, очень легок, они не способны следовать по нему. Если путь бхакти настолько прост, как это утверждают люди, не являющиеся преданными, то почему же они идут по другому, трудному пути. В действительности, путь бхакти не легок. Может быть так называемый путь бхакти, по которому следуют люди, не обладающие знанием о бхакти, и в самом деле прост, однако на истинном пути, который осуществляется согласно правилам и предписаниям, ученые и философы, основывающиеся на мыслительных спекуляциях, удерживаются недолго. Шрила Рупа Госвами говорит в своей "Бхакти-расамрита-синдху":

шрути-смрити-пуранади- панчаратра-видхим вина
аикантики харер бхактир утпатайаива калпате

"Преданное служение Господу, которое пренебрегает подлинной ведической литературой, такой, как Упанишады, Пураны, "Нарада-панчаратра" и т.д., представляет собой лишь помеху в жизни общества".

Для имперсоналиста, осознавшего безличного Брахмана, или же для йога, постигшего Параматму, невозможно познание Кришны, Верховной Личности Бога, как сына Йашоды или возничего Арджуны. Даже великие полубоги иногда не имеют ясного представления о Кришне: (мухйанти йат сурайах). Мам ту веда на кашчана: "Никто не знает Меня воистину", - говорит Господь. О том, кто познал Его, сказано: са махатма су-дурлабхах. "Очень редко встречается такая великая душа". Поэтому тот, кто не служит Господу, даже будь он великим ученым или философом, не может познать Кришну таким, какой Он есть (таттватах). Лишь чистый преданный способен узнать о непостижимых трансцендентных качествах, присущих Кришне, о причине всех причин, о Его всемогуществе и Его богатстве, Его славе, силе, красоте, знании и отреченности, ибо Кришна благосклонно расположен к Своим преданным. Он - высшая ступень постижения Брахмана, и только преданные могут познать его в Его истинной сущности. Поэтому сказано:

атах шри-кришна-намади на бхавед грахйам индрийаих
севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхуратй адах

"Никто не способен постичь Кришну в Его истинной сущности посредством грубых материальных чувств. Однако, Он открывается Своим преданным, поскольку они доставляют Ему удовольствие своим трансцендентным любовным служением. (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.234).

ТЕКСТ 4

भूमिरापोऽनलो वायुः खं मनो बुद्धिरेव च ।

अहंकार इतीयं मे भिन्ना प्रकृतिरष्टधा ॥ ४॥

бхумир апо 'нало вайух кхам мано буддхир эва ча
аханкара итийам ме бхинна пракритир аштадха

бхумих - земля; апах - вода; аналах - огонь; вайух - воздух; кхам - эфир; манах - ум; буддхих - разум; эва - непременно; ча и; аханкарах - ложное эго; ити - таким образом; ийам - все эти; ме - Мои; бхинна - разделенные; пракритих - энергии; аштадха - всего восемь.

Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго - все вместе эти восемь частей составляют Мои отдельные материальные энергии.

КОММЕНТАРИЙ: Наука о Боге рассматривает изначальное положение Господа и различных Его энергий. Материальная природа именуется пракрити, т.е. энергия Господа в Его различных пуруша воплощениях, (экспансиях), как это описано в "Сатвата Тантре":

вишнос ту трини рупани пурушакхйанй атхо видух
экам ту махатах сраштри двитийам тв анда-самстхитам
тритийам сарва-бхута-стхам тани гйатва вимучйате

"Для материального творения полная экспансия Господа Кришны принимает формы трех Вишну. Первая форма, Маха-Вишну, создает материальную энергию в целом, называемую махат-таттва. Вторая, Гарбходакашайи Вишну, входит во все вселенные, чтобы сотворить многообразие в каждой из них. Третья форма, Кширодакашайи Вишну, распространяется по всем вселенным как вездесущая Параматма, пребывающая даже в атомах. Всякий, кто познал этих трех Вишну, может освободиться от материальных оков".

Этот материальный мир представляет собой преходящее проявление одной из энергий Господа. Вся деятельность, осуществляемая в материальном мире, направляется тремя экспансиями Господа Кришны в формах Вишну. Эти пуруши называются воплощениями. Обычно те, кто не постигли науку о Боге (Кришне), полагают, что материальный мир предназначен для наслаждения живых существ, и что живые существа являются причинами (пурушами), управляющими и наслаждающимися материальной энергией. Согласно "Бхагавад-гите", это атеистическое заключение ложно. В настоящем стихе утверждается, что Кришна является исходной причиной материального проявления. "Шримад-Бхагаватам" также подтверждает это положение. Составные части материального проявления представляют собой отдельные энергии Господа. Даже брахмаджйоти, являющееся высшей целью имперсоналистов, есть духовная энергия, проявляемая в духовном небе. В брахмаджйоти отсутствует духовное многообразие, имеющееся на планетах Вайкунтхи, а имперсоналисты принимают это брахмаджйоти за высшую вечную цель. Проявление Параматмы не вечно в духовном мире. Поэтому действительной Абсолютной истиной является Верховная Личность Бога, Кришна. Он - Личность, заключающая в Себе все энергии, и Он обладает различными внешними и внутренними энергиями.

В материальной энергии насчитывается восемь основных проявлений, как утверждается в этом стихе. Среди них первые пять, а именно земля, вода, огонь, воздух и небо именуются пятью гигантскими, или же грубыми творениями, которые включают в себя пять объектов чувственного восприятия. Они являются проявлениями того, что физически воздействует на органы слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния. Материальная наука охватывает лишь эти десять понятий и ничего более. Тем не менее, оставшиеся три категории, а именно ум, разум и ложное эго, материалисты оставляют без внимания. Философы, занимающиеся умственной деятельностью, также не являются совершенными в своем знании, ибо они не постигли высший источник, Кришну. Ложное эго, связанное с понятиями "Я есть" и "Это мое", выражающими основной принцип материального существования, включает в себя десять органов чувств, посредством которых осуществляется материальная деятельность. Разум относится к материальному творению в целом, называемому махат-таттва. Поэтому из восьми внешних энергий Господа проявляются двадцать четыре элемента материального мира, составляющих предмет изучения атеистической философии санкхйа. Эти элементы по своему происхождению производны от энергий Кришны и отделены от Него, однако атеистические философы санкхйи, познания которых невелики, не понимают, что Кришна - причина всех причин. Предметом изучения философии санкхйи является лишь проявление внешней энергии Кришны, как это описано в "Бхагавад-гите".

ТЕКСТ 5

अपरेयमितस्त्वन्यां प्रकृतिं विद्धि मे पराम् ।


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!